Людмила Семченко
План-конспект НОД с детьми 6–7 лет «Карнавальная маска»
Автор: педагог-психолог Семченко Л. Н.
Цель: создание условий для самовыражения, высвобождение негативных эмоций, гармонизации эмоционального состояния, формирование навыков саморегуляции поведения дошкольников по средствам маскотерапии, формирование навыков общения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе виртуального путешествия в Венецию.
Задачи:
Публикация «План-конспект НОД с детьми 6–7 лет „Карнавальная маска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Коррекционно-развивающие: преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости; развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов; развитие мелкой моторики руки, мышления, воображения, речи; раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности; формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других;
2. Познавательные: познакомить с понятием «маска», дать детям знания об искусстве и культуре;
3. Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества, побуждать детей к активному общению; способствовать социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям; формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.
Методы и приёмы: психо – эмоциональные игровые упражнения, элементы драматерапии, беседа-диалог, методы арт-терапии, методы словесной передачи или слухового, зрительного восприятия, практические методы, релаксационные упражнения.
Предварительная работа: знакомство с эмоциями, рисование различных эмоциональных состояний.
Материалы и оборудование: маски сказочных героев, мешок, трафареты масок, карандаши, гуашь, кисти, восковые мелки, цветная бумага, перья, лоскутки ткани, пластилин, клей, ножницы, влажные салфетки
План НОД:
1. Ритуал приветствия (3 мин)
2. Беседа, игровое упражнение-введение в тему (5 мин)
3. Релаксационное упражнение (2-3 мин)-
4. Коррекционно-развивающий этап (15 мин)
5. Рефлексия (2-3 мин)
6. Ритуал прощания (2-3 мин)
Время проведения занятия: 30 минут
Ход проведения НОД
1. Ритуал приветствия (психо – эмоциональный настрой).
Педагог-психолог: Ребята, я рада вас видеть! Я очень люблю путешествовать! А вы? (ответы детей)
-И как раз сегодня я отправляюсь в увлекательное путешествие, но мне бы очень хотелось, чтобы со мной была весёлая и дружная компания.
-Ребята, а вы бы хотели отправиться со мной в путешествие (ответы детей)
— Вот и, здорово! Но для начала нам, наверно, надо познакомиться, как выдумаете? (ответы детей)
-Меня зовут Людмила Николаевна
Я приехала к вам в гости из города большого города Ростова-на-Дону (сопровождается видеорядом).
Посмотрите, какой он красивый.
- Ребята, у меня для вас сюрприз! Я приехала к вам не одна (педагог-психолог обращает внимание на красный чемодан в руках, открывает его, и оттуда показывается дизайнерская кукла ручной работы). Посмотрите ребята, это мой итальянский друг, он прибыл к нам из самого сердца Италии.
Добруша (говорит голосом педагога- психолога): Бонжорно, друзья! Меня зовут Brava Persona
Педагог-психолог: Ребята, в переводе на русский язык «Добрый человек», «добруша».
Психолог: Ребята, а как вы думаете, какое слово, спряталось внутри этого имени? (До-бру-ша) (ответы детей) Правильно, слово «Добро». А что, но означает? (ответы детей)
Добруша: Ребята, давайте поздороваемся! Я знаю хороший способ знакомства и приветствия, хотите научу? (ответы детей). Можно поздороваться ладошками и говорить своё имя. Давайте попробуем? (Добруша по кругу здоровается со всеми ладошками).
Добруша: Ребята, я совсем забыл, я же приготовил вам сюрприз! Хотите увидеть какой? Сейчас нужно будет закрыть руками глазки, и всем вместе от пяти до одного. Готовы? (ответы детей)
Закрываем!
(педагог-психолог считает вместе с детьми, а Добруша одевает маску,
дети открывают глаза)
Педагог-психолог: Ребята, что изменилось на лице Добруши? Посмотрите! (ответы детей)
-Правильно, Добруша одел маску. И у него изменилось лицо.
2. Беседа, игровое упражнение на введение в тему.
Добруша: Ребята, что такое маска, как вы думаете? (ответы детей)
Педагог-психолог: (сопровождается видеорядом) Маска – это удивительная вещь. В ней скрывается столько таинственного и волшебного, ребята, посмотрите на экран (показывает на экран). Маски бывают разные, они отображают разных героев и разные чувства.
-Как вы думаете, что хотела показать девочка, которая выбрала такую маску -королевы (ответы детей, а если бы человек выбрал маску бабы-Яги, что бы он хотел сделать? (ответы детей)
-Верно!
-Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Как вы думаете, как называются эти маски, которые одевают на разные праздники, торжества? (ответы)
-Они называются карнавальные. Впервые такие маски появились в Италии
-Добруша, расскажи нам с ребятами, пожалуйста, как появились карнавальные маски?
Добруша: С удовольствием! Давным-давно, в древние времена, в Италии, жители проводили карнавалы (праздники, и по древней традиции на них можно было прийти только в карнавальных костюмах и масках.
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите какие интересные маски, создавали жители (обращает внимание детей на экран). Как вы думаете, из чего вот эти маски сделаны? (показывает на экран)
(ответы детей)
Добруша: Какие молодцы, ребята! Жители делали маски из глины, ткани, перьев, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры, украшали их золотом, серебром, драгоценными камнями. Они могли изображать разных героев, животных, разные эмоции: добрые, весёлые, грустные.
(Игровое упражнение с элементами маскотерапии)
Добруша: Ребята, а вы бы хотели сейчас устроить небольшой карнавал? (ответы детей)
Отлично! В моём любимом чемоданчике спрятаны маски, которые я захватил с собой, когда собирался к вам в гости. Маски разных героев. Сейчас я предлагаю вам поиграть. Каждый по очереди может достать маску из чемодана, и по желанию, примерить её, и даже сыграть роль сказочного героя, а мы попробуем отгадать чья эта маска, какого героя!
Педагог-психолог: Ребята поиграем? (ответы детей)
(проводится игра)
Добруша: Ребята, вам понравилось игра? И мне очень было весело с вами играть! У вас так здорово получилось превращаться в сказочных героев.
-Ребята (восклицает) мы с вами так интересно играли, что я совсем забыл вам рассказать зачем я к вам приехал!
Педагог-психолог: зачем, Добруша? (удивляется)
Добруша: чтобы пригласить вас в путешествие в мою родную страну – Италию.
Педагог-психолог: Ребята, отправимся в путешествие вместе с нашим другом? (ответы детей).
- Ребята, давайте подумаем, на чём мы туда поплывём? (ответы детей)
- Точно, на корабле!
Добруша: Ребята, готовы? (ответы детей) Тогда, в путь!
(На пол стелется тонкая голубая ткань, и сверху плотная ткань в виде корабля. Детям предлагается занять удобное для них положение, включается спокойная музыка, дети закрывают глаза.)
3. Релаксационное упражнение: «Мы отправляемся в путь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Мы плывём с вами по воде, видим над собой голубое небо. Слышим шум волны, крик чаек…чувствуем, как ветер ласкает наши руки, ноги, как солнечные лучики согревают наше лицо, … Мы переносимся с вами в удивительную страну- Италию. И вот мы прибываем к берегу. Делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза и встаём.
4. Коррекционно-развивающий этап.
Добруша: Дорогие путешественники, вот мы и на месте - в Италии. Жители этой страны, как и везде, бывают разными: добрые, красивые, весёлые, грустные, хмурые. И для того, чтобы кого-то рассмешить, удивить, чтобы спрятать своё лицо - они делают себе волшебные маски. Карнавальные маски.
-Ребята, а вы бы хотели сами сделать такую карнавальную маску?
(ответы детей)
-Отлично! Но для этого нам надо наделить наши ручки волшебством и силой. И в этом нам помогут вот такие волшебные шарики. Скорее ребята берём их между ладошек. Крепко прижимаем их и вращая повторяем волшебные слова.
«Наш чудо-шарик не простой
В ладошках мы его вращаем
И наши ручки могучей силой наделяем!»
Педагог-психолог: сейчас, я предлагаю сделать вам свою маску — Это может быть маска, которая поможет вам в любой ситуации, защитит от любых неприятностей, а может быть просто красивая, сказочная маска.
-Ребята, выберите себе любой, понравившийся вам маску, посмотрите ее можно украсить разными тканями, стразами, узорами, раскрасить мелками. Выбирайте себе всё что понравиться и пригодиться вам для создания вашей карнавальной маски.
Добруша: (достаёт песочные часы) Ребята, так как у нас будут необычные маски, а волшебные. Для того, чтобы они обладали волшебством, их надо постараться сделать в определенное время-пока солнце сильнее всего греет, чтобы лучики солнца наградили наши маски силой и волшебством. Этот период волшебства будет продолжаться пока песок в часах пересыпаться с верхней чаши в нижнюю. Когда весь песок пересытиться время волшебства закончиться.
Педагог-психолог: Ребята, Если есть вопросы, спрашивайте, мы с Добрушой ваши помощники.
Идет процесс творчества, дети создают каждый свою маску. Можно включить легкую фоновую музыку.
Во время творческого процесса педагог-психолог поддерживает детей если что-то не получается, по мере необходимости задаёт наводящие вопросы (что тебе помочь? Всё ли у тебя получается? Если возникает у кого-то трудности, говорите ребята, произносит положительно утверждающие и настраивающие фразы: у тебя всё получается! Ребята посмотрите какие интересные и красивые маски вы создаёте!
В это время Добруша обращает периодически обращает внимание детей на песочные часы.
Когда остается пару минут до окончания, Добрыня говорит детям
- Ребята, посмотрите скоро время волшебства закончится, еще пару минут и наши маски будут готовы! Итак… почти весь песок пересыпался, ребята, считаем вместе до 10. Один….,два, три…десять! Ура! Наши маски готовы! Посмотрите какая красота!
Педагог-психолог: это просто чудо! Ребята у вас получились очень интересные маски! У каждого она особенная! Я приглашаю вас встать в круг, и мы с вами произнесём волшебные слова, наделяя наши маски силой!
5. Рефлексия.
После ребята вместе с педагогом-психологом и Добрушой становятся в круг.
-Ребята повторяйте за мной:
«Маска, Ты поможешь мне во всём!
! (сжимают рукопожатие перед собой. Меняя местами)
Обойдем мы вместе круг, (берутся за руки и идём по кругу)
Ты теперь мой верный друг!» (хлопаю в ладоши друг друга)
После дети присаживаются на коврик в круг и делятся впечатлениями.
Примерные вопросы педагога-психолога:
-Кого/что ты изобразил на маски?
-Для чего тебе такая маска? В каких ситуациях ты будешь её одевать?
-В каких ситуациях она тебе будет помогать?
- Как ты себя чувствует, когда одеваешь её на лицо?
- Чем запомнилось наше путешествие? Что нового для себя открыл (а?
-Какие чувства испытывал (а) во время создания маски-талисмана?
- Что понравилось/не понравилось?
-Какое настроение сейчас? Что изменилось в состоянии, в ощущениях?
Педагог-психолог: отлично! Теперь эти маски ваши помощники. Маску можно повесить над кроватью, а можно положить в укромное место и доставать ее тогда, когда ее помощь вам понадобится.
6. Ритуал прощания
Добрыня: Ребята, как интересно и здорово прошло наше путешествие! Спасибо вам! (пожимает детям руки) Я так рад нашей дружбе, мне так понравилось с вами путешествовать! Возьмете меня в следующий раз?
(ответы детей)
Педагог-психолог: вот и подошла наше встреча к концу, и я предлагаю в знак нашей дружбы построить «Дерево дружбы»!
Давайте из наших кулачков построим ствол, вот так (показывает, а теперь ветвями дерева станет вторая рука, вот так (показывает)
(дети вместе с педагогом-психологом собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, дерево)
-А теперь все вместе громко скажем «Мы молодцы! Мы вместе!» Готовы?
(по окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят: «мы молодцы, мы вместе!»)
Педагог-психолог: До свидания ребята, до новых встреч!