Юлия Сорокина
План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Тема: «Волшебник – воздух».
Возрастная группа : средняя.
Цель: развитие исследовательско - познавательной деятельности у дошкольников средней группы по изучению свойств воздуха через детское экспериментирование.
Задачи:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
1. Обучающие задачи: формировать умения самостоятельно проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов. Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей. Формировать умение отвечать на вопросы предложениями. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать самостоятельность в изобразительной деятельности. Формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2. Развивающие задачи: развивать связную речь у детей; развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику. Развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования.
3. Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментированию. Воспитывать бережное отношение и любовь к неживой природе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
4. Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
- обратить внимание на Аню и Кирилла, как правильно делать дыхательную гимнастику и психогимнастику;
- проконтролировать индивидуально Егора и Ксюшу в процессе рисования с помощью трубочки, воздуха и красок. Спросить, что получилось? (узнать ответы детей).
- обратить внимание на Софию и Анжелику за правильностью выводов после экспериментов.
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Используемые технологии: здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированные.
Методический демонстрационный инструментарий (средства) :
наглядные – 2 рисунка – Незнайки (грустный, весёлый);
литературные – 2 загадки; психогимнастика и физкультминутка.
музыкальные – ритмичные мелодии (под психогимнастику, дыхательную гимнастику, физкультминутку).
оборудование – CD – проигрыватель; 3 шара воздушных разрисованных (2 больших весёлых, 1 маленький грустный); мыльные пузыри, гуашь.
Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей; одноразовые стаканы; трубочки; салфетки; альбомные листы.
Предварительная работа: подвижная игра «Пузырь»; игры - эксперименты с мыльными пузырьками; дидактическая игра «Ловим воздух». Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
Активизация словаря: воздушный шарик, лаборатория, эксперимент, опыт, невидимый, прозрачный, воздушный, грустный, весёлый.
Литература:
Для педагога:
1. «Воздух» сост. Ю. И., Смирнов – СПБ: Сова, 1998.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., Детское экспериментирование» - М: Педагогическое общество России, 2005.
3. «Научные ответы на детское «почему». Опыты и эксперименты для детей от 4 до 9 лет/Автор – составитель Зубкова Н. М. – СПБ: Речь, 2009.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2014.
Для детей:
1. Горбатенко О. Ф., Кандаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008г.
2. Подольянская Е. И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинозиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
3. 1000 игр, скороговорок, загадок / сост. Т. М. Клименко. – М. : Сова, 2011г.
Планируемый результат :
Любознательный, активный активность в экспериментальной деятельности, в разговоре.
Эмоционально - отзывчивый чувство ритма музыки во время психогимнастики и физкультминутки;
проявление эмоционального отношения к загадкам;
проявление эмоционального отношения к результатам эксперимента.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение усвоенных способов раздувания краски с помощью трубочки в самостоятельной деятельности;
умение самостоятельно делать выводы.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, как красиво у нас в группе. Много разноцветных воздушных шаров. Интересно, куда мы с вами попали? (дети думают).
Воспитатель:
- Не догадались? Давайте, я вам помогу. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы поймёте, у кого в гостях мы с вами очутились.
Загадка:
Этот мальчик - коротышка
Фантазёр и хвастунишка.
За многое он берётся,
Но ничего ему толком не удаётся.
Дети:
- Незнайка.
Воспитатель:
- Правильно, Незнайка. Мы с вами в гостях у Незнайки.
Воспитатель:
- А вот и он. Почему же он такой грустный?
(Дети задумались).
Воспитатель:
- Незнайка показал мне два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный ( на шариках нарисованы лица: весёлое и грустное).
- Как вы думаете, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии).
Воспитатель:
- Давайте с вами попробуем развеселить Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем, какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).
Воспитатель:
- Не получилось у нас развеселить Незнайку. Скажите, как мы ему поможем?
Дети:
- Надо помочь надуть другой шарик.
Воспитатель:
- Вот, видишь Незнайка, какие ребята, они всегда всем приходят на помощь и тебе помогут. Интересно, что будет внутри шарика, если мы его надуем? А чтобы узнать, мы отгадаем с вами загадку:
Загадка:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
(Ответы детей).
Дети:
- Воздух.
Воспитатель:
- Тогда, какой будет у нас шарик?
Дети:
- Воздушный шарик.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, тогда ответьте мне на такой вопрос.
- Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Его выдыхают (показ выдоха воспитателем).
- А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. Давайте с вами потренируемся. (Проводится дыхательная гимнастика).
Дыхательная гимнастика: «Полное дыхание».
Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя рёбра, заканчивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить животик, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. (Повторить 5-6 раз).
Воспитатель:
- Ребята Незнайка говорит, что воздух – волшебник, он не только невидимый, есть внутри нас, но он ещё и движется.
- Давайте разберёмся, правда ли это? А для исследования, я вас приглашаю в нашу специальную лабораторию, в которой мы проведём опыты с воздухом, для того чтобы лучше познакомиться с ним.
Опыт № 1 «С полиэтиленовым пакетом».
Воспитатель:
- Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.
(Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия, воспитатель обращает внимание детей на объём пакетов).
Воспитатель:
- Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите внутри пакета? (ответы детей).
Дети:
- Ничего.
Воспитатель:
- Правильно ничего не видно, потому что воздух невидимый.
- Вывод: воздух прозрачный, а значит невидимый, чтобы увидеть его, мы поймали воздух и закрыли его в пакете. И мы смогли это сделать! (Проводится физкультминутка).
Физкультминутка «Разминка» (включить аудиозапись).
Головою покиваем,
Носиками помотаем
И зубками постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём,
И немножко отдохнём.
Мы ногами помотаем
И чуть-чуть по - приседаем
Ножку ножкой подобьём,
И с начала всё начнём…
Воспитатель:
- Как вы думаете, а внутри человека воздух есть?
- Давайте проверим?
Опыт № 2 «Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой».
Воспитатель:
- Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит, что вы видите?
Дети:
- Пузырьки.
Воспитатель:
- Ой, как интересно! Вода в стаканах просто бурлит! Почему так произошло? (дети, говорят, что это выходит воздух через трубочку).
Воспитатель:
- Откуда вы взяли воздух, что бы дуть в трубочку?
(подвести рассуждение детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
Дети:
- Вдохнули и выдохнули.
Воспитатель:
- Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в лёгкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Вот видите!
- Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Опыт № 3 «С салфеткой».
Воспитатель:
- А у меня к вам есть ещё один вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети:
- Через нос?
Воспитатель:
- Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- А если мы выдохнем на салфетку, что увидим?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Дети:
- Вдохнули и выдохнули, воздух двигался и получился ветерок.
Воспитатель:
- Значит, когда воздух движется, получается ветерок.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Только у нас не получилось развеселить Незнайку.
Воспитатель:
- Давайте, мы покажем Незнайке, как можно рисовать с помощью трубочки, воздуха и красок.
(Воспитатель показывает, как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка).
Воспитатель:
- Ребятки, давайте вспомнить, что мы с вами делали?
Дети:
- Исследовали воздух.
Воспитатель:
- Для чего?
Дети:
- Помогали Незнайке.
Воспитатель:
- А как?
Воспитатель вместе с детьми: - С помощью опытов.
Воспитатель:
- Что вы, можете сказать про воздух, какой он, какими свойствами он обладает, зачем он нам нужен?
Дети:
- Невидимый, он окружает нас и есть внутри человека, может двигаться, нужен, чтобы дышать.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! А теперь давайте подарим Незнайке новый воздушный шар. Ой, посмотрите ребята, Незнайка улыбается и говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе - волшебнике и дарит всем мыльные пузыри.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось, как мы сегодня занимались?
Дети:
- Да, понравилось.
Воспитатель:
- Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе.
Воспитатель:
- Теперь нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (Ребята благодарят, прощаются).