Ештокина Татьяна Михайловна
План-конспект НОД по познавательному развитию «На помощь королеве математики» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
«На помощь королеве Математики!»
Автор: Ештокина Татьяна Михайловна,воспитатель МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара
Тема: «На помощь королеве Математики!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «План-конспект НОД по познавательному развитию „На помощь королеве математики“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений, формирование познавательной активности, творчества детей, развитие их личности через различные виды деятельности.
Задачи:
Закреплять знания о последующих и предыдущих числах натурального ряда, о соответствии количества предметов и цифр, закреплять умение решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, умение считать в прямом и обратном порядке, используя цифровой ряд;
Закреплять знания о геометрических фигурах, продолжать закреплять умение решать задачи на смекалку геометрического содержания, измерять длину полосок линейкой;
Совершенствовать умение детей выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;
Развивать речь, совершенствовать умение отвечать на вопрос полным предложением; логику, аналитические способности; глазомер, творческие способности, композиционные умения;продолжать формировать умение детей высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитывать желание совершать хорошие поступки, оказывать помощь.
Методы и приемы:
Практические: создание художественного продукта - аппликативная работа «Дворец королевы Математики».
Наглядные: рассматривание карты «Королевство Математики».
Словесные: стихотворение «В круг широкий…» к подвижной игре, загадка про автобус,
стихотворения - задачки.
Игровые: дидактические игры.
Материалы и оборудование: звонок от королевы Математики; карта королевства Математики (плакат); картинки: автобус; буквы: «м», «о», «л», «о», «д», «ц», «ы», «!»; задачи на сложение и вычитание; дидактическая игра «Закрутышка»; магниты; запись песни «Мы едем, едем, едем….»
Раздаточный материал: мяч, игровизоры, фломастеры для игровизора, сигнальные карточки с цифрами, полоски бумаги черного и коричневого цвета, линейки, математические планшеты (счетные палочки, белые листы, геометрические фигуры разных цветов: квадраты, треугольники, прямоугольники, трапеции, ромб, шестиугольник; клей, схемы башен, конструктор; медали; смайлики.
Беседа с Королевой Математики.
- Ребята, давайте встанем вкруг и возьмемся за руки. Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Вы удивлены? Давайте покажем мимикой, как мы удивлены. Вы рады гостям? Давайте покажем им, как мы рады, поздороваемся и подарим им улыбки.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся.
И друг другу улыбнемся!
Давайте сосчитаем, сколько нас?
Начнем с … Будем передавать мяч и считать по порядку. А теперь посчитаем в обратном порядке.
Звонок телефона на громкой связи
Королева Математики: «- Здравствуйте, Татьяна Михайловна и ребята! Я, Королева царства Математики. От своих друзей я узнала, что вы, ребята, знаете цифры, можете считать и решать задачи, что вы собираетесь в школу в первый класс. У меня в моем царстве беда, ваша помощь мне очень нужна! Я слышала, что вы также смелые, реши тельные. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры, совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и не кому нам помочь. Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности».
- Ну, что, ребята, поможем королеве Математики навести порядок в ее математическом царстве - государстве?
- Но помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали?
Королева страны Математики: «- Тогда приглашаю всех детей в путь отправиться скорее! Ждут вас испытания, трудные задания! К нам поспешите, и порядок наведите! Вам поможет карта! Счастливого пути! До встречи!»
Где же карта? Ребята, посмотрите, нет ли где карты.
- Интересно, ребята, на чем же нам с вами отправится в путь? Как вы считаете?
- Да, вы много назвали способов, но я предлагаю вам загадку. Если вы отгадаете, то на этом транспорте мы и отправимся. Согласны?
Что за чудо? Синий дом.
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином? (Автобус)
- Да, мы поедем на автобусе с номером…
Попробуйте отгадать его номер. Первая цифра в номере автобуса обозначает число, стоящее перед числом 2 (цифра 1). Вторая цифра обозначает число, стоящее после цифры 5 (6). Какой номер автобуса? (16) Верно!
- Занимайте ваши места в автобусе номер 16.
Все разместились, поехали. (Звучит музыка «Мы едем, едем, едем….»15 сек.)
Матаматическая разминка.
- Чтобы вы не скучали в пути, я задам несколько вопросов и проведем математическую разминку. (Воспитатель бросает мяч ребенку и задает ему вопрос, он отвечает и бросает мяч обратно)
-Какое сейчас время года?
-Сколько всего времен года?
-Назовите весенние месяцы.
-Какой месяц зиму открывает, а год закрывает?
-Сколько месяцев в году?
-Какой сейчас месяц?
-Сколько всего дней в неделе?
-Сколько рабочих дней в неделе?
-Сколько выходных дней в неделе?
-Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?
-Бывает круг с тремя углами?
- Вы ответили на все мои вопросы правильно, за каждое задание, выполненное вами правильно, я буду от давать вам од ну букву. В конце занятия посмотрим, какое слово из полученных букв можно будет составить. Итак, ваша первая буква «М»! (Воспитатель закрепляет букву на доске с помощью магнита)
Графический диктант (на игровизоре).
Вот мы и прибыли в царство королевы Математики. Перед нами огромные ворота, висит замок. Нужен ключ. Сейчас мы его изготовим с помощью игровизора.
4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вверх, 4 клетки влево. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь с соседом по столу своими работами, проверьте, правильно ли ваш товарищ выполнил это задание. Все ли справились? (ответы детей)
- Вы очень постарались, были внимательны. За выполненное задание вы получаете вторую букву «О». (Воспитатель закрепляет букву на доске с помощью магнита)
А сейчас предлагаю отправиться в путь дальше. (Звучит музыка «Мы едем, едем, едем….»15 сек.) Ребята, до дворца королевы Математики есть две дороги (воспитатель показывает их на карте, нам нужно добраться по самому короткому пути.
Как узнать, какая из них короче?
У вас на столе лежат полоски черного и коричневого цвета, они соответствуют длине 1 и 2 дороги.
- Чем можно измерить длину полосок?
- Как правильно измерить длину линейкой, о чем нужно помнить?
Какая дорога короче?
Какая длиннее?
Насколько длиннее?
За выполненное задание вы получаете третью букву «Л».
Предлагаю отправиться дальше. (Звучит музыка «Мы едем, едем, едем….»15 сек.) Мы попали с вами в «Цифроград» (вос питатель указывает город на карте). Наведем здесь порядок. Возьмите сигнальные карточки.
- Покажите число, соседями которого являются числа 5 и 7.
- Покажите число последующее числу 4.
- Покажите число предыдущее числу 10 (9)
- Покажите число, соседями которого являются числа 3 и 5.
- Покажите число, которое меньше 4 на 1. (3)
- Покажите число, которое больше 6 на 1 (7)
- Покажите число меньше 9, но больше 7? (8)
- Покажите число больше 8, но меньше 10? (9).
- Покажите, сколько хвостов у четырёх котов? (4)
- Покажите, сколько шей у пяти журавлей(5)
- Покажите, сколько рогов у двух коров? (4)
- Покажите, сколько ножек у двух стульев(8)
- Покажите, сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- Покажите, сколько домишек у ста муравьишек? (1)
- За выполненное задание вы получаете четвертую букву «О». (Воспитатель закрепляет букву на доске с помощью магнита)
Физкультурная минутка
Мы восстановили порядок в Цифрограде, а теперь давайте восстановим силы и отправимся на нашем автобусе дальше.
По дорожке, по дорожке Раз - подняться, потянуться,
Скачем мы на правой ножке. Два - согнуться, разогнуться,
И по этой же дорожке Три – в ладоши три хлопка,
Скачем мы на левой ножке. Головою три кивка,
Не сутультесь, грудь вперед. На четыре – руки шире,
Замечательный народ! Пять – руками помахать,
Сладко потянулись, Шесть – на место тихо сесть
И всем улыбнулись.
Отправляемся дальше. (Звучит музыка «Мы едем, едем, едем….»15 сек.) Вот мы и добрались до площади «Веселых логических задачек»! (Воспитатель указывает площадь на кар те) И здесь побывал наш двоечник - хулиган! Нужно правиль но решить задачки. Посмотрим, кто быстрее всех сообразит и даст правильный ответ. Договариваемся, с места не кричать и руку поднимать. Отвечать тогда, когда я спрошу.
- На берёзе росло 10 яблок, налетел ветер и сорвал 4 яблока. Сколько яблок осталось на берёзе? (на берёзе яблоки не растут)
- Лена играет с подружками в прятки. Вдруг она замечает, что из - под перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей играют в прятки? (5)
- На столе лежало 3 груши, одну из них разрезали пополам. Сколько груш осталось лежать на столе? (3).
1. Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя взяли и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (1)
2. Четыре сороки пришли на уроки,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно училось сорок(3)
3. Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? (6)
4. Четыре сороки пришли на уроки,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно училось сорок(3)
5. Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? (5).
6. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать? (4).
7. Пять щенят и мама-Лайка.
Сколько вместе, сосчитай-ка.
- Отлично справились с задачками. Постарались. За это я вам даю букву «Д» (Воспитатель закрепляет букву на доске с помощью магнита)
Продолжаем наш путь. (Звучит музыка «Мы едем, едем, едем….»15 сек.) Вот мы приехали в парк «Геометрических фигур». (Воспитатель показывает парк на карте.)
- Возьмите математический планшет, давайте попробуем выложить геометрические фигуры из счетных палочек:
1 ряд : «Из 5 палочек составьте 2 одинаковых треугольника»
2 ряд: «Из 5 палочек составьте квадрат и 2 одинаковых треугольника»
3 ряд: «Из 7 палочек составьте 2 равных квадрата»
- Отлично, справились я вам даю ещё одну букву - «Ц». (Воспитатель закрепляет букву на доске с помощью магнита).
А мы едем дальше. (Звучит музыка «Мы едем, едем, едем….»15 сек.)
- Вот мы добрались до дворца Королевы Математики. Хулиган разрушил дворец королевы, который состоит из геометрических фигур.
- Назовите фигуры, из которых был построен дворец.
Вам нужно из этих фигур построить башни дворца заново. Вы можете использовать схему, а можете пофантазировать и придумать свою из этих фигур.
Индивидуальные задания.
- Давайте украсим территорию дворца деревьями: дубом и елью.
- Я предлагаю …., составить по схеме из крышек деревья.
- А для защиты дворца …. сконструируют из деталей конструктора дворовые пушки.
- Посмотрите, какие замечательные башни дворца вы составили, посадили прекрасные деревья, построили надежные пушки.
Дворец построен. Ожило математическое царство. Наведен порядок в царстве королевы Математики.
- Вот вам ещё одна буква «Ы» (Воспитатель закрепляет букву на доске с помощью магнита)
- Какое слово можно составить из букв?
- Я считаю, что вы действительно большие молодцы. Все математические приключения позади. Со всеми ими вы, ребята, справились.
Звонок телефона на громкой связи
Королева Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы построили мне новый дворец из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали! Надеюсь, они вам понравятся. До новых встреч!».
- Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математическому царству и его жителям»
- Скажите, вам понравилось наше приключение?
- Какое задание понравилось вам больше всего?
- Что было для вас интересным?
- Какое задание было самым трудным / легким?
- А с каким настроением вы путешествовали по королевству Математики?
-Возьмите "смайлик" с улыбкой, если вам понравилось занятие, без улыбки, если нет. Прикрепите его магнитом на доску.
- Посмотрим, какие "смайлики" вы прикрепили.