Екатерина Малова
План-конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке.
Программное содержание:
• познакомить детей с Матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи);
• способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;
• формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности;
• воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Предварительная работа:
Публикация «План-конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
• рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки,
• игры с матрёшками,
• чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки,
• разучивание физкультминутки "Веселые матрешки",
• разучивание стихов про матрешку :
Вот семь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех Матрешками зовут!
Ах, Матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Демонстрационный материал: Презентация (для детей и гостей мероприятия); Матрешка, состоящая из 7-ми кукол.
Раздаточный материал: Матрешки, материал для зарядки для глаз, вырезанные из цветной бумаги детали для украшения матрешки.
Словарная работа:
• узелок,
• расписная,
• деревянная,
• узорчатая,
• Сергиевская,
• Полховская,
• Семеновская.
Ход НОД:
- Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Чтобы узнать какой, отгадайте загадку.
СЛАЙД № 1
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (Матрешка)
СЛАЙД № 2
- Ребята, посмотрите, это – Матрешка.
Воспитатель предлагает рассмотреть Матрешку, представленную у каждого ребенка на столе.
- Опишите, какая она? (нарядная, яркая, украшенная рисунком, разрисованная, красивая)
- Художники называют матрешек расписными, т. к. они украшены рисунком (цветами, разрисованы яркими красками.
- Из какого материала сделана матрешка? (из дерева)
- Если она сделана из дерева, значит, она какая? (деревянная)
СЛАЙД № 3
- Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы, но поменьше.
- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит матрешка, как Вы думаете - сколько матрёшек в ней спряталось? А теперь посчитаем вместе? (1,2,3,4,5,6,7)
- Матрешек всего семь кукол, а семь – символ семьи: «семь-Я», поэтому матрешка – это символ семьи.
- Матрешке посвящено много песен, танцев, стихов, загадок. Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?
Дети рассказывают стихи о матрешке (см. Предварительная работа)
Зарядка для глаз
(у детей на столах лежит лист, на котором изображены 10 матрешек, среди которых нужно каждой матрешке найти пару (одинаково раскрашенную)
- Ребята, посмотрите, сколько ярких матрешек, попробуем для каждой матрешки найти подружку? Для этого спрячем руки за спину и только глазами найдем одинаковые матрешки.
СЛАЙД №4
- Молодцы, ребята. Посмотрите теперь на самую первую матрешку, которая появилась в России.
- Она представляла собой детскую группу: несколько кукол изображали детей разных возрастов, от старшей с петухом до завернутого в пеленки младенца.
СЛАЙД №5
- Каждый художник рисовал Матрешку по-своему. Посмотрите, какие бывают матрешки.
-Чем они отличаются? (Цветом, формой, узорами, волосами)
- Ребята, кто хочет рассказать, как выглядит первая кукла? (Слева направо)
(девушка в платочке, (узорчатой) кофте с узорами, нарядном сарафане в цветочек, коричневыми, прямыми волосами)
- Посмотрите, художник Матрешке даже узелок нарисовал. Такую куклу называют Сергиевской матрешкой.
- А вот средняя матрешка совсем другая. Расскажите, какая она.
- Это Полховская матрёшка - самая цветастая. Чтобы была видна красивая, яркая одежда на кукле, художник спрятал руки под ней.
- Формой Полховская матрешка так же заметно отличается от своих сестер. Кажется, она даже выше и стройнее своих подружек – матрешек.
- Ребята, внимательно посмотрите на обеих матрешек, чем они еще отличаются? (цвет волос, кудри, украшенный платок)
- Посмотрите на третью Матрешку. Она появилась в тихом зеленом городке Семёнове, поэтому ее и назвали Семеновской. В гости к вам пришла и букет цветов садовых розовых, бордовых в подарок принесла.
- Какие основные цвета используются для росписи этой матрешки? (красный, жёлтый и зелёный.)
- Какие к нам пришли матрешки? (Сергиевская, Полховская, Семеновская)
СЛАЙД №6
- Мы с вами познакомились с Матрешками, которые художники придумали давным-давно. А сегодня художники расписывают матрешек по-своему, но всегда у матрешек рисуют лицо, платок, сарафан или платье или фартук.
СЛАЙД №7
- А можно матрешек разрисовать как героев сказок. Угадайте, герои какой сказки изображены? (русская народная сказка «Репка»)
СЛАЙД №8
Физкультминутка «Веселые матрешки».
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).
- Ребята, посмотрите, а эта матрешка не улыбается (воспитатель вывешивает вырезанную матрешку (затонирована одноцветным фоном) с нарисованными контурами рук, платка (шали, волосами, нарисованным личиком, но без улыбки). Как вы думаете, почему? (Она не нарядная, не расписная) А помочь мы ей сможем? (Сможем)
- Как мы можем помочь? (украсить)
- У вас на столах лежат вырезанные из цветной бумаги детали для украшения матрешки : цветы, листики, травка, кружки (горошек). Мы с вами украсим платок, фартук, а в руках у нашей матрешки будет красивый цветочный букет.
- Как Вы думаете, на какую куклу будет похожа наша матрешка? (Семеновская).
СЛАЙД №9
(Под музыку дети под руководством воспитателя наклеивают детали на матрешку. В конце работы воспитатель приклеивает Матрешке улыбку.)
- Посмотрите, Матрешка улыбается, ей понравился наряд, которым мы с вами ее украсили.
- Сегодня мы много нового узнали о матрешках и украсили нашу большую матрешку. Теперь она будет украшать нашу группу в уголке России – как символ любви, дружбы, семьи в нашей стране (патриотический уголок).
Список литературы:
• https://rusnardom.ru/musey/russkaya-matreshka/
• https://bebygarden.ru/kartoteka-stihov-zagadok-pesenok-i-poteshek-o-matreshkah/
• https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-matreshku.html
• https://www.liveinternet.ru/users/lusya_vlasova/post321964834
• https://www.vipdoll.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8/