ольга егорова
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать представления об обитателях подводного мира.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширить знания детей о представителях морского дна.
2. Познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Развивающие:
1. Развивать творческую активность детей
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, наблюдательность, память, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к морским обитателям.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оздоровительные:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, самостоятельный.
Приемы:
Художественное слово (загадки, стихи, пояснения, физ. минутка, самостоя-тельная деятельность детей.
Словарная работа:
Батискаф, осьминог, коралл, ракушка, морской конек.
Индивидуальная работа:
На протяжении занятия активизировать детей.
Материал:
Мультимедийный проектор, экран, сундук, звезды, подводный мир, ракушки, камушки.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Поприветствуем гостей.
Психологический настрой:
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
(слышится шум моря)
Воспитатель: Слышите эту удивительную музыку? Как вы думаете, что это за музыка? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно эта музыка моря.
Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю путешествовать! Давайте отправимся в путешествие на морское дно.
Воспитатель. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам ее решить? (ответы детей) А как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно.
Дети. С помощью подводной лодки, нырнуть с аквалангом.
Воспитатель. Правильно, дети, а еще на морское дно можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста – батискаф. А кто-нибудь из вас знает, что такое батискаф? (ответы детей) Да, батискаф – это умень-шенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов) (на экране высвечивается картинка батискафа)
Воспитатель. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. А теперь устраивайтесь поудобнее у иллюминатора батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно (звучит шум моря, дети закрывают глаза). (Дети садятся на стульчики)
-1-2-3 все замрем!
В мир подводный попадем.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
Вот мы и на дне морском.
Отгадайте кто проплывает мимо.
Слайд 1. Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывет — вода бурлит.
Эта чудо-рыба — … (кит).
Воспитатель: Что вы знаете о ките? Чем кит питается? Чем кормит детены-шей? Как назвать детеныша кита? (ответы детей)
Воспитатель: Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. У одних есть зубы, у других - нет. У беззубых вместо зубов - усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
Слайд №2
Хищная, большая рыба
Налетела, словно глыба.
Мигом жертву заглотнула
Ненасытная.
Дети.. Акула!
Про эту рыбу К. Чуковский писал: «… — каракула, правым глазом под-мигнула». А про акулу вы что знаете?
Воспитатель: Да это самый крупный сильный хищник морских глубин. Акула может быстро передвигаться. Тело акулы имеет кожу с мелкими ши-пами. У акулы много острых зубов треугольной формы, растущих в три ряда. Питаются акулы рыбой. Они очень прожорливы и нередко глотают всё подряд: консервные банки, тряпки, мелкие обломки кораблей и различных инструментов. Акула очень хорошо ориентируется в воде, видит ночью лучше, чем днём. Акулы опасны для человека.
Слайд № 3
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твердый, очень прочный.
Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель… (черепаха).
Воспитатель: Черепаху вы узнали все. А что вы знаете о черепахе? (ответы детей)
Это — самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный пан-цирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет как черепаха»
Черепаха подготовила для нас три конверта. Давайте посмотрим, что в них. В конвертах – разрезные картинки. Ребята, давайте разделимся на три команды и каждая соберет свою картинку. Молодцы, справились с заданием мудрой черепахи. Путешествие продолжается.
Слайд № 4.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я. (осьминог)
Ребята, а что вы знаете об осьминоге? (ответы детей)
Воспитатель: Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Присоски нужны ему для передвижения по дну и ловле добычи. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал. Осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, рачками. У осьминога восемь ног.
Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей)
Воспитатель: осьминог получил свое название за количество ног. Сейчас мы с вами посчитаем количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Слайд № 5
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!
Ответ: Дельфины
Воспитатель: А про этих животных что вы можете рассказать?
Какие дельфины? Где живут? Чем питаются? Какую пользу приносят человеку? Это морское животное, или рыба? (ответы детей)
Дельфин - это морское животное. Живет дельфин в море. Это большое жи-вотное, оно серого цвета. У дельфина есть, туловище, голова, клюв, хвост, плавники. Питается дельфин рыбой и кальмарами. Дельфины спасают тону-щих людей.
Слайд № 6
В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь.
Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные. Они вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Для медузьих врагов ожог этот опасен, а для человека не так уж и опасен, но болезненен. Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков.
А теперь я предлагаю вам подвигаться Физкультминутка «Море волнуется раз…»
Воспитатель: Подводный мир ребята таит в себе ни мало тайн. Ой, смотри-те, сундуки. Давайте возьмем их с собой. Когда всплывем на поверхность, они нам пригодятся.
Воспитатель: Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили. Что-то море стало неспокойное, наверно сейчас начнется шторм пора всплывать наверх.
Ну вот мы и на суше…дома. молодцы. Давайте посмотрим,что же за со-кровища спрятаны в морских сундуках. (дети открывают сундуки)
Воспитатель: Ребята, а пиратские сокровища нам пригодятся?
Дети: предлагают варианты использования содержимого сундуков.
Воспитатель: А сейчас я вас всех приглашаю в нашу мастерскую, где мы изобразим то, что видели во время нашего путешествия. Я приготовила для вас море. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Наше море надо заселить.
Материал в сундуках разнообразный. Каждый пусть подумает, кого бы он хотел изобразить и каким способом: или наклеить, или нарисовать, или слепить, или использовать и то и другое в своей работе. Можно использовать трафареты изображений обитателей морского дна. Приступайте, пожалуйста.
Помощь индивидуально по мере надобности.
Посмотрите, какие замечательные рыбы и морские животные у вас получи-лись! Наше море стало живым. Многие морские животные занесены в Крас-ную книгу и нуждаются в защите. В наши дни, несмотря на законы по защите животных многие виды морских обитателей на грани исчезновения и именно человек повинен в их бедах. Давайте же будем учиться беречь нашу природу.
Рефлексия.
Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего из того, чем мы сегодня занимались? Кто из морских обитателей понравился больше? Почему?