Синицына Наталья Александровна
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Домашние животные»
▼ Скачать
Пояснительная записка
Данное подгрупповое занятие предназначено для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Продолжительность 25 минут. Может быть использовано педагогами ДОО в рамках непосредственно образовательной деятельности, для индивидуальной работы с ребенком, а также использоваться для обучения и закрепления имеющихся знаний у детей данной возрастной группы в домашних условиях.
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский). Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все они имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра способствует развитию психических процессов — познавательных, эмоциональных, коммуникативных.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач, в данном случае - развитие грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи на лексическом материале по теме: «Домашние животные». Мир природы многогранен и в нём большое место отведено животному миру. Животные являются одним из источников первых знаний о природе.
Разнообразные интересные сведения о домашних животных и игровые ситуации, связанные с ними и предложенные детям на занятии, дают педагогу возможность развивать не только речевые навыки дошкольников, но и пополнять запас представлений о животном мире.
Подобранные дидактические игры и упражнения, а также использование компьютерных технологий позволяют погрузить детей 5-6 лет в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более занимательной и интересной.
Тема: «Домашние животные. Творительный падеж существительных единственного и множественного числа»
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи»
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
1. Упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в творительном падеже без предлога и с предлогом С на лексическом материале по теме «Домашние животные» («Речевое развитие»).
2. Развивать слуховое восприятие («Познавательное развитие»).
3. Закреплять знания и представления детей о домашних животных, их детенышах, жилище и питании («Познавательное развитие»).
4. Развивать мелкую моторику, графические навыки (проведение линий по заданным точкам простым карандашом («Физическое развитие»).
5. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться («Социально-коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
Наглядные:
- Использование ТСО
- показ способа действий;
-демонстрация иллюстраций;
-показ предметов.
Практические:
-упражнения подражательного характера;
-игровые упражнения;
Словесные:
-беседа;
-указание;
-пояснение;
- использование словесных образцов педагога;
Игровые:
-дидактическая игра;
-воображаемая игровая ситуация.
Материалы и оборудование:
- экран, проектор, ноутбук, колонки;
- столы, стулья, простые карандаши, контурные точечные изображения строительных инструментов по количеству детей;
- иллюстрации животных со скрытым изображением корма для них, фонарики для подсветки;
- фигурки домашних животных;
- изображения жилищ : крольчатник, овчарня, конура, конюшня, коровник, свинарник, козлятник;
- контейнер с песком;
-шапочки с изображением детенышей домашних животных по количеству детей;
- маленькие подушки по количеству детей;
-мяч;
- запись голосов животных;
- угощение для детей (молочный шоколад).
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, подвижные игры, двигательные паузы.
Игровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические).
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Музыкальная Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный
1. Развивать слуховое восприятие
(«Познавательное развитие»)
Игровая ситуация «Отгадай, чей голос?»
Дети правильно отгадывают, какому животному принадлежит голос и называют животное.
Учитель-логопед приветствует детей:
- Здравствуйте, дети.
Звенит звонок по скайпу.
- Ребята, мне звонит Кот Матроскин. Обращение к появившемуся на экране герою:
- Здравствуй, Матроскин! Как твои дела?
Кот Матроскин:
- Здравствуйте, Наталья Александровна. У меня все хорошо! Чтобы не скучать в деревне, завел большое хозяйство.
Логопед:
- Расскажи, Матроскин, какие домашние животные у тебя живут?
Кот Матроскин:
- А вы отгадайте сами. Послушайте голоса и назовите животное.
Логопед:
- Дети отгадаем, кто живет у Кота Матроскина?
Дети, здороваются с логопедом. Просматривают видеообращение Кота Матроскина, прослушивают голоса животных, угадывают, кому они принадлежат, называют животных.
- Это корова.
- Это кошка.
- Это лошадь.
- Это собака.
- Это коза.
- Это свинья.
- Это кролик.
Деятельностный
1. Упражнять в употреблении существительных единственного числа в творительном падеже без предлога («Речевое развитие»).
2. Отрабатывать умение произвольно управлять движениями пишущей руки, контролировать направление и скорость этих движений, силу нажима на карандаш
(«Физическое развитие»).
1. Упражнять в употреблении существительных единственного числа в творительном падеже без предлога
(«Речевое развитие»).
2. Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться
(«Социально-коммуникативное развитие»).
3. Закреплять знания детей о жилищах домашних животных («Познавательное развитие»).
Графическое упражнение «Обведи по точкам инструменты»
Дети грамматически верно употребляют существительные «пилой», «топором», «молотком»,
«кистью», а также правильно удерживают карандаш, произвольно управляют движениями пишущей руки, зрительно контролируют направление и скорость этих движений, силу нажима на карандаш.
Дети грамматически верно употребляют существительные «коровником», «свинарником», «конурой», «крольчатником», «домом», «козлятником» в творительном падеже единственного
числа, согласовывая данные существительные с глаголом.
- Домашним животным трудно жить на улице под открытым небом, Кот Матроскин построил им дома с помощью строительных инструментов. Закончите начатое мною предложение:
-Чем пилил доски?
-Чем забивал гвозди?
-Чем рубил бревна?
- Чем красил сарай?
и обведите по точкам нужный инструмент.
Дети сидят за столами, заканчивают предложения:
- Кот Матроскин пилил доски пилой.
- Кот Матроскин забивал гвозди молотком.
- Кот Матроскин рубил бревна топором.
- Кот Матроскин красил сарай кистью.
и обводят простым карандашом по точкам изображения инструментов.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
итель-логопед предлагает детям разделиться на пары и найти животное, которое спряталось в песке.
Далее демонстрирует картинки с изображением жилищ домашних животных.
-Животные очень довольны своими жилищами. Поселите своих животных в их дома.
Дает пояснения, о том, что дома животных находятся на ковре.
- А теперь скажите, где живут животные.
Логопед произносит образец правильно составленного предложения.
- Конь доволен конюшней.
Дети находят игрушки животных в песке, работают в парах: «расселяют» игрушки по домикам и составляют фразы (при необходимости педагог оказывает помощь) :
- Корова довольна коровником.
- Свинья довольна свинарником.
- Собака довольна конурой.
- Кошка довольна домом.
- Кролик доволен крольчатником.
- Коза довольна козлятником.
Упражнять в употреблении существительных единственного числа в творительном падеже с предлогом С (СО) («Речевое развитие»).
Подвижная игра «Животные на лугу»
Дети грамматически верно употребляют существительные единственного числа в творительном падеже с предлогом С: «с козленком, с теленком, с поросенком, с крольчонком, с жеребенком, со щенком, с котенком.
Логопед предлагает детям превратиться в детенышей животных и поиграть на лугу.
-Весной у всех животных Кота Матроскина появились малыши.
(Демонстрация фотографий животных на экране : щенок, жеребенок, крольчонок, козленок, ягненок, поросенок, котенок).
- Детеныши очень дружные и любят вместе играть. Я предлагаю вам выбрать, в какого из животных вы хотите превратиться. Наденьте шапочку этого детеныша.
Далее знакомит с правилами игры:
- После слов «Вы животные ступайте, на лужайке погуляйте», свободно передвигаетесь под музыку. Как только музыка заканчивается, выбираете себе пару и рассказываете, кто с кем дружит. Дети выбирают шапочку с изображением детеныша животного. Дети становятся в круг. По команде: «Вы животные ступайте на лужайке погуляйте» дети разбредаются по лужайке.
Под музыку свободно бегают, прыгают, скачут на ковре. Как только музыка заканчивается, дети наугад выбирают себе пару и рассказывают, кто с кем дружит:
- Я котенок, дружу с козленком.
- Я щенок, дружу с телёнком. и т. д.
Упражнять в употреблении существительных множественного числа в творительном падеже без предлога.
(«Речевое развитие»).
Игра «Отгадай и называй»
Дети грамматически верно употребляют существительные множественного числа в творительном падеже без предлога: «глазами, копытами, ушами, лапами, зубами, когтями, губами, рогами, щетинками.
Логопед задает вопрос и перекатывает мяч ребенку.
- Чем смотришь?
- Чем топаешь?
- Чем слушаешь?
- Чем кусаешься?
- Чем царапаешься?
- Чем цокаешь?
- Чем бодаешься?
- Чем покрыто тело? (поросенку)
Логопед помогает ответить на вопросы, вызывающие у детей затруднения. Дети садятся на маленькие подушки, ловят мяч и отвечают на вопрос.
- Я смотрю глазами.
- Я топаю лапами.
- Я слушаю ушами. и т д.
Закреплять навык употребления существительных женского, мужского и среднего рода единственного числа в творительном падеже без предлога
(«Речевое развитие»).
Дидактическая игра «Накорми животных».
Дети грамматически правильно составляют предложение, употребляя существительные женского, мужского и среднего рода единственного числа в творительном падеже без предлога.
Кот Матроскин:
- Помогите мне накормить животных.
Логопед обращает внимание детей
на картинки с изображением домашних животных и скрытым изображением корма : овса, травы, сена, рыбы, моркови, мяса.
Далее предлагает посвятить фонариком на обратную сторону картинки, увидеть и сказать, чем он накормит животного.
- Чем вы будите их кормить?
Дети берут картинки, светят на них фонариками и видят на лицевой стороне рядом с животным скрытые изображения корма.
Составляют предложения:
- Я накормлю корову травой.
- Я накормлю свинью овощами.
- Я накормлю кошку рыбой.
- Я накормлю собаку костями.
- Я накормлю лошадь сеном.
- Я накормлю кролика морковью.
- Я накормлю козу капустой.
Заключительный Игровая ситуация «Угощение для ребят»
Логопед от имени Кота Матроскина благодарит ребят за помощь. Уточняет, что у детей получилось хорошо, хвалит активных детей.
Предлагает получить угощение от любимой коровы Мурки - молочный шоколад. Дети принимают угощение и благодарят Кота Матроскина.