Ирина Шабалина
План-конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [л] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводилось с обучающимся по АОП ДО детей с ТНР (старшая группа)
Логопедическое заключения: ОНР- 3 уровня, дизартрия
Цель: формирование чёткого и правильного произношения звука (л).
Задачи.
1. Развивать точность и дифференцированность движений кончика языка, удержание верхнего подъёма.
2. Закреплять знания о звуке л - характеристику и артикуляционный уклад.
Публикация «План-конспект индивидуального занятия „Автоматизация звука [л] в словах“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. Формировать чёткое и правильное произношения звука (л) изолированно, в открытых слогах, в начале слова.
4. Развивать умение выполнять звуко-слоговой анализ слов.
5. Формировать навык образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Оборудование: предметные картинки на звук Л, картинки с изображением парохода, звуковые дорожки, шарики су-джок, камешки Марблс, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Задача: организовать ребёнка на работу, сообщить тему занятия.
-Тему сегодняшнего логопедического занятия тебе подскажет эта картинка (предъявляется картинка с изображением парохода, который плывет и гудит). Скажи, что происходит на этой картинке?
-.пароход плывет и гудит.
-Какой звук слышится при этом?
-При этом слышится звук (л).
Сегодня мы будем работать с этим звуком. Но вначале выполним зарядку для языка.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
Задача: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Расслабление языка: «накажем непослушный язык».
Статические упражнения языка: «лопаточка», «иголочка», «парус».
(бращаем внимание не только на принятие поз, но и на их удержание).
Динамические упражнения языка: «маляр», «часики», «качели», «змейка», «барабан» (подготовка к постановке звука р).
3. Уточнение знаний о звуке Л.
Задача: уточнить артикуляционный уклад и характеристику звука Л.
- Теперь вспомним, в каком положении находятся губы и язык при произношении звука Л.
Губы улыбаются. Кончик языка поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами (альвеолы). Гудим в кончик языка.
4. Восприятие звука л в потоке прочих звуков.
- Ты уже знаешь, как гудит плывущий корабль. Изобрази руками движение корабля. Для этого пальцы вытянутых вперед рук сомкни под острым углом. Проделай эти движения только тогда, когда услышишь звук Л.
С-М-ЛЬ-Л-У-В-ЛЬ-З-Г-Н—Р-ЗЬ-ВЬ-Л-И-НЬ-Л-З-В-Л-ХЬ-Ы-У-Л-Э-ЛЬ-Ж-Л
Собираем букву Л из камешков Марблс.
5. Изолированное произнесение звука.
Задача: закрепить правильное длительное и краткое произношение звука (л).
Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке и произносить звук «л-л».
(линия ___ - длительное произнесение, _ _ _ _ - с остановками, в зависимости от цвета можно чередовать силу голоса - громко, тихо)
5. Работа со слогами. Самомассаж су-джок шариками.
Задача: закрепить правильное, чёткое произношение звука Л в прямых слогах. Развивать чувство ритма и рифмы.
Ребенок слушает начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым.
Добавляет подходящее по рифме количество одинаковых слогов (после каждого проговаривания массируем ладони и пальцы шариком су-джок).
Говорит взрослый Говорит ребенок
Клава села у стола, ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Клаву отведу к столу, лу-лу-лу, лу-лу-лу.
Клаве за столом светло, ло-ло-ло, ло-ло-ло.
Вместе сядем за столы, лы-лы-лы, лы-лы-лы.
Клава сделала салат, лат-лат-лат, лат-лат-лат.
У камина нам тепло, пло-пло-пло, пло-пло-пло.
Слава — смелый водолаз, лас-лас-лас, лас-лас-лас.
В холод надевай тулуп, луп-луп-луп, луп-луп-луп.
6. Закрепление произношения звука Л в словах. Формирование навыков звуко-слогового анализа.
- Послушай повторяющиеся начала слов. К каждому из них подбери название картинки. Четко проговори слоги и слова.
ла-ла-ла лу-лу-лу сло-сло-сло гло-гло-гло
ло-ло-ло лы-лы-лы блу-блу-блу фла-фла-фла
7. Физкультминутка «Пароход»
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход, (ребенок выполняет отталкивающие движения руками).
Он назад шагнул сначала, (делает шаг назад).
А потом шагнул вперед. (делает шаг вперед).
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход,
И пускал трубой колечки (делает круговые движения рука ми
Белоснежный пароход. соединенными большим и указательным пальцами).
8. Игра «Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы
существительных).
На каждое слово надеваем и снимаем колечко су-джок с пальчика.
Речевой материал: лошадь, лампа, лапа, лоб, лук, лужа, ладонь, лодка, лайка.
9. Формирование навыков звукового анализа.
-Раскрась картинки, в названии которых есть звук Л.
10. Подведение итогов.
- какой звук мы сегодня произносили? Старайся в речи не забывать об этом и произносить звук правильно.
- дается качественная оценка работы на занятии и в качестве поощрения вручается наклейка.