Валентина Ларионова
План индивидуальной работы с детьми с ЗПР подготовительной группы по лексической теме «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Обобщить понятия «грибы» (растут в лесу, на земле, летом и в начале осени). Научить определять части гриба: ножка, шляпка, грибница. Выучить названия распространенных грибов с объяснением происхождения: подосиновик (растёт под осиной, подберёзовик (под берёзой, белый или боровик (в бору); лисичка, сыроежка, маслёнок, мухомор, поганка. Учить различать съедобные и несъедобные грибы. Знать способы употребления грибов (засолка, сушка, варка, жарение).
Публикация «План индивидуальной работы с детьми с ЗПР подготовительной группы по лексической теме „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы, ягоды. Планирование
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Рассмотреть правила сбора грибов. Учить образовывать прилагательные от существительных (гриб – грибной). Упражнять в образовании сложных слов (сыро–ежка, мухо-мор и т. д.). Упражнять в составлении предложений по опорным словам (лес, грибы, дети, дерево и т. д.). Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период, трудолюбие.
1. Коррекция речевого развития
- Обогащение словаря
Аукать, боровик, белый, близко, волнушка, вырастать, готовить, гриб, грибник, грибница, грибной, груздь, далеко, заблудиться, корзина, краснеть, красный, лес, лукошко, лисичка, маленький, маринованный, мох, моховик, мухомор, маслёнок, ножка, опёнок, пень, поганка, подберёзовик, подосиновик, поляна, прятаться, расти, резать, рыжий, рыжик, рыхлый, рядом, собирать, солить, старый, стоять, сушить, съедобный, сыроежка, червивый, шляпка.
- отработка лексико-грамматических категорий
д/у «Один - много» (гриб – грибы, шляпка-, боровик-, сыроежка-, и т. д).
д/и «Подбери признак»
д/у «Сосчитай до пяти»
д/и «Назови ласково»
д/и «Скажи наоборот» (много грибов-, маленькое лукошко-, чистый гриб-, съедобный гриб-)
- развитие связной речи
1) Составление рассказа по сюжетной картине «За грибами» - 1 подгруппа
2) Составление описательного рассказа о мухоморе «Расскажи-ка» - 2 подгруппа
[/b]2. Коррекция двигательной сферы на основе упражнений с мелкой моторикой[/b]
«По грибы»
Утром дети в лес пошли Шагают, высоко поднимая ноги.
И в лесу грибы нашли. Размеренно приседают.
Наклонялись, собирали, Наклоняются вперед и ритмично
разводят руки в стороны.
По дороге растеряли. Хватаются руками за голову и качают головой
***
На полянке возле кочки
Мы увидели грибочки:
Две горькушки,
Две серушки,
Две волнушки,
Две свинушки.
А два беленьких грибочка
Мы увидели на кочке.
(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)
Раз, два, три, четыре, пять,
(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)
***
Пошли пальцы в лес гулять (Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот все глядел (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).
3. Коррекция зрительного внимания и памяти
д/у «Что лишнее в этом ряду?» (ягоды, грибы, деревья)
д/у «Соедини по порядку» (от большого к маленькому)
д/у «Зашумлённые картинки» (грибы, ягоды).
д/у «Найди 2 одинаковые банки с грибами»
д/у «Найди 10 отличий» (В лесу грибы)
4. Развитие тактильно – двигательных анализаторов
д/у «Построй такую же фигуру из палочек» (гриб, дерево)
5. Коррекция логического мышления
д/и «Четвёртый лишний»
д/и «Логико – малыш» Растение-2
- логические задачки:
a) Что лучше найти: 5 мухоморов или 1 боровик? Почему?
b) Чего в лесу больше: ягод или клюквы? Почему?
д/у «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»
Вырос он в березняке
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это. (гриб)
Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это — белый. (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна. (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный. (груздь)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке. (мухомор)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный. (мухомор)
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (гриб)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще (подберезовик)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
В роще у берёзки
Повстречались тёзки! (подберезовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - … (подосиновик)
6. Коррекция вербальной памяти посредством многократного повторения с опорой на зрительное восприятие (картинку)
Боровик
По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Волнушки
Волнуются волнушки:
- Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!
Лисички
Золотистые лисички -
Любопытные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Масленок
Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, вырyчай!
7. Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов
Количество и счёт:
1. Счёт в пределах «10» в прямом и обратном порядке.
2. Выделение из множества одного предмета. Различение понятий «один» - «много».
3. Упражнение: «Назови соседей числа»
(Сначала с опорой на числовой ряд, затем отвлечённо).
Восприятие величины
Закрепить понятия «высокий - низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте».
a) д/у «Найди грибы одинаковые по высоте»;
b) д/у «Расставь грибы по высоте от самого низкого».
Ориентировка во времени:
a) Уточнить представления детей о временах года, их последовательности, через д/у «Когда это бывает?» (по картинкам, словесному описанию)
b) Закрепить знание детьми осенних месяцев.
8. Коррекция графо-моторных навыков
Рисование грибов по шаблонам, трафаретам. Закрашивание их, штриховка.
9. Коррекция пространственных представлений на основе развивающих игр.
a) Пазлы «Под грибком» (24 шт)
b) Кубики «Грибы» (9 шт)