Казимирова Анастасия
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
План индивидуальной
коррекционно-развивающей работы
для ребёнка с тяжелым нарушением речи
Домнина Анастасия Александровна
учитель-логопед
г. Нефтегорск
Данный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР) и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций позволяют планировать коррекционную работу в соответствие с полученными результатами диагностики по методическому комплекту:
Публикация «План индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ОНР)» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Планы
- Темочки
Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет). ФГОС»
Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)
А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР»
По результатам диагностики, «галочками» отмечаются нарушения, подлежащие коррекции в данный период работы, тем самым параллельно можно проследить динамику коррекции. По плану индивидуальной коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых психических функций, основную работу могут выполнять воспитатели под руководством учителя-логопеда. В работе можно оба плана объединить в один.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы …год обучения)
Имя, фамилия ребенка___
Дата рождения, возраст___
Логопедическое заключение___
№
Направления работы
Периоды обучения
Примечания
I
II
III
1
Развитие дыхательной и голосовой функций
Формирование и развитие:
физиологического дыхания
объема дыхания
продолжительности речевого выдоха
развитие силы голоса
модуляции голоса
2
Развитие просодических компонентов речи
темпа
ритма
паузации
употребление ударений (словесного, логического)
употреблению основных видов речевой и эмоциональной интонации
обучать контролю за внятностью и выразительностью речи
3
Развитие фонематического восприятия
дифференциации оппозиционных звуков
дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
дифференциации звуков, смешиваемых в произношении
4
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза
выделять заданный звук из ряда звуков, из состава слова (4 года)
выделять начальный ударный гласный из слова (5 лет)
подбирать картинки на заданный звук (5 лет)
различать на слух гласные и согласные звуки (6 лет)
различать согласные по «твёрдости-мягкости» (6 лет)
различать согласные по «звонкости – глухости» (6 лет)
учить находить место звука в слове (6 лет)
выделять конечный согласный из слова (6 лет)
выделять начальный согласный из слова (6 лет)
определять последовательность звуков в слове (6 лет)
определять количество звуков в слове (6 лет)
5
Развитие фонетической стороны речи
Формирование правильного звукопроизношения:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков: выработать точные координированные движения артикуляционного аппарата, обучить артикуляционным упражнениям для постановки нарушенных звуков
Постановка звуков:
свистящих: [с], [з], [с’], [з’], [ц]
шипящих: [ш], [ж], [ч], [щ]
сонорных: [л], [л’], [р], [р’]
других:
Автоматизация каждого исправленного звука:
в слогах, в словах, в предложениях
Дифференциация звуков:
[с-з], [с-с’], [с-ц], [с-ш]; [з-с], [з-з’], [з-ж]; [ц-с], [ц-ч], [ц-т’]; [ц-с], [ц-ч], [ц-т’]
[ш-с], [ш-ж], [ш-щ]; [ж-з], [ж-ш] [ч-т’], [ч-щ]; [ч-с’], [ч-т]; [щ-с’], [щ-ш]
[л-в], [л-л’], [л-р]; [л’-й], [р-л], [р-р’], [р’-л’]
других:
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях и др. НОД)
Развитие навыка произношения слов различной звукослоговой структуры
Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова.
Работа над двухсложными словами без стечения согласных
Работа над двухсложными словами со стечением согласных
6
Развитие активного словаря
Номинативного
Называть существительные по предложенным темам
(4-5слов)
Называть части тела и части предметов
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты
Подбирать антонимы («скажи наоборот»)
Предикативного
Отвечать на вопросы (Кто? Что делает)
Называть действия
Атрибутивного
Называть предъявленные цвета
Называть форму предмета
Называть признаки
7
Развитие грамматического строя речи
Употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа
(напр. глаз — глаза)
Образовывать существительные в косвенных падежах. (напр. Чем рисует девочка? (карандашом).
О ком думает кошка? (о мышке)
Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже
(отвечать на вопрос «Много чего?»)
Согласовывать прилагательные с существительными единственного числа (отвечать на вопрос «Что это?»)
Понимать и употреблять простые и сложные предлоги
Употреблять предложно-падежные конструкции (отвечать на вопрос «Где?», «У кого?», «Откуда?»)
Употреблять числительные «два» и «пять» с существительными (напр. Два окна— Пять окон)
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (напр. носок — носочек)
Называть детенышей животных
Образовывать относительные прилагательные (напр. Сок из яблок (какой) с 6 лет
Образовывать притяжательные прилагательные (напр. Берлога медведя (чья) с 6 лет
Образовывать приставочные глаголы (напр. отвечать на вопросы «Что делает мальчик?» и т. п.) с 6 лет
Образовывать глаголы совершенного вида
(составлять предложения) с 6 лет
8
Развитие связной речи
составлять и употреблять разные типы предложений:
-простые нераспространённые предложения
-распространение предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств
-работа над сложносочинёнными и сложноподчиненными предложениями
составлять предложения по вопросам
составлять рассказ-описание предмета
составлять рассказ по сюжетной картинке
пересказывать текст из нескольких предложений
закреплять навык последовательной передачи текста
составлять рассказ по серии картинок (с 6 лет)
использовать диалог, выразительно передавать в лицах интонации разных героев
творческое рассказывание: составлять рассказ на свободную тему, самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказов
придумывать и составлять загадки
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы
по развитию неречевых психических функций …год обучения)
Имя, фамилия ребенка___
Дата рождения, возраст___
Логопедическое заключение___
№
Направления работы
Периоды обучения
Примечания
I
II
III
Развитие неречевых психических функций
1
Развитие слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек
Определение направления звука
Восприятие и воспроизведение ритма
2
Развитие зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета
4 года-красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный
5 лет- красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой, розовый
6 лет - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, коричневый, серый
Восприятие формы
4 года-круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб
5 лет-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб
6 лет-круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, многоугольник, шар, куб, цилиндр
3
Развитие восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве
4 года-показ предметов, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади
5 лет- показ предметов, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
6 лет- показ предметов, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, справа внизу
Ориентировка в схеме собственного тела
4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо)
Складывание картинок из частей
4 года (2-4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)
5 лет (4-6 частей вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)
6 лет (6-8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)
Складывание фигур из палочек по образцу
4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)
Складывание фигур из палочек по памяти:
6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)
Развитие моторной сферы
1
Развитие общей моторики: совершенствование статической и динамической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений, развитие координации движений)
4 года (прыгать на двух ногах, прыгать в длину с места, топать ногами и хлопать руками одновременно, бросать мяч от груди, ловить мяч)
5 лет (прыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгать в длину с места; топать ногами и хлопать руками одновременно; бросать мяч от груди, из-за головы; ловить мяч; перепрыгивать через небольшую мягкую игрушку)
6 лет (прыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгать в длину с места; топать ногами и хлопать руками одновременно; бросать мяч от груди, из-за головы; подбрасывать и ловить мяч; залезать на гимнастическую стенку и слезать с нее)
2
Развитие ручной моторики: совершенствование статической и динамической организации движений (воспроизводить и удерживать позы, преодолевать напряжённость и скованность движений, развитие координации движений, развитие навыков работы с карандашом, манипуляциям с предметами)
Кинестетические движения
4года (складывать в кольцо большой палец с каждым пальцем сначала на правой руке, потом – на левой руке)
5 лет (одновременно вытягивать указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обоих рук)
6 лет (одновременно вытягивать указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой)
Кинетические движения
4года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро-ладонь» ведущей рукой)
6 лет (упражнение «Игра на рояле» правой и левой рукой, проба «кулак – ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)
Развитие навыков работы с карандашом
4года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)
Манипуляции с предметами
4года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)
3
Развитие мимической мускулатуры:
4года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос)
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, поднять брови, нахмурить брови; надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)
4
Развитие артикуляционной моторики:
выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, увеличить объем выполняемых движений, выработать точное выполнение, удержание заданной артикуляционной позы, способность к плавному переключению с одного движения на другое
4 года
открывать и закрывать рот
растягивать губы в «улыбку», вытягивать губы вперед «трубочкой»
выполнять упражнения: «лопатка», «жало», «качели», «маятник»
широко открыть рот и зевнуть
5 лет
открывать и закрывать рот; открывать и закрывать рот, преодолевая сопротивление кулаков
растягивать губы в «улыбку», вытягивать губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений
выполнять упражнения: «лопатка», «жало», «качели», «маятник»
широко открыть рот и зевнуть
6 лет
открывать и закрывать рот; открывать и закрывать рот, преодолевая сопротивление кулаков, двигать нижней челюстью вправо-влево
растягивать губы в «улыбку», вытягивать губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений, поднимать верхнюю губу, обнажая верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы
выполнять упражнения: «лопатка», «жало», «качели», «маятник», «вкусное варенье»
широко открыть рот и зевнуть
5
Обучение приёмам самомассажа
6
Развитие познавательной сферы, логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания на занятиях с психологом
7
Консультации врачей - специалистов (невролога, оториноларинголога, ортодонта, психоневролога и др.)
Список литературы
1. А. М. Быховская, Н. А. Казова «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г
2. Нищева Н. В. «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи
(от 4 до 7 лет). ФГОС». - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.