Екатерина Александровна Исаева
План индивидуального упражнения на автоматизацию звука [р] в словах, словосочетаниях в старшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - закрепить четкую, правильную артикуляцию звука «Р» в словах, в словосочетаниях.
- развивать слуховое внимание,
- воспитывать навыки контроля за собственной речью.
Материал.
Наглядный материал:
- предметные картинки: веер, топор, помидор, самовар, светофор.
- Сюжетная картинка «В парке аттракционов».
Речевой материал:
Слова: парк, аттракцион, тир, тигр, шар, роза, ромашка.
Словосочетания: разноцветный веер, острый топор, красный помидор, старый самовар, яркий светофор.
Стихи: В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел.
Трава блестит,
В небе радуга стоит
Приемы руководства:
1. Вспомнить правильную артикуляцию звука «Р»; предложить спеть «песенку мотора», то есть произнеси звук «Р» длительно на одном выдохе: р-р-р…
2. Предложить поиграть в игру «Лесенка»(предметные картинки лежат на столе лесенкой лицевой стороной вниз). Предложить ребенку переворачивать картинки по одной, называть их. Затем к названию каждой предметной картинки предложить подобрать слово признак (например, разноцветный веер) Напоминать ребенку, что слово должно содержать звук «Р». В случае затруднения подсказывать ребенку нужное слово. использовать
3. Предложить рассмотреть сюжетную картинку «В парке аттракционов».
Предложить придумать ребятам имена со звуком «Р» (например, Вера и Юра). Ответить на вопросы по содержанию картинки :
- Куда пришли ребята (брат и сестра?
- Что делают ребята в этом парке?
- Какие развлечения и аттракционы есть в этом парке?
- Какие растения растут в парке аттракционов?
- Что держит в руках Вера, а что держит Юра?
- Расскажи, что бы ты делал в этом парке и почему?
4. Предложить поиграть в игру «Придумай слово», где звук «Р» будет находится в начале слова (для усложнения можно предложить придумать слова на определённый слог; например:
Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, рана, работа, ракетка, ранец, радость, рассказ, расческа.
Ро: робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рожки, розовый.
Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, рулет, ручка, русый, русский, ручей, румянец. Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть рыбный, рысь, рыжик).
5. Предложить послушать стихотворение (воспитатель читает стихотворение «Радуга»).
При повторении предложить ребенку договаривать слова в стихотворных строчках (В небе … ; Закрывай…; Дождь. и т. д.).
Затем предложить ребенку рассказать стих-е.
6. Подвести итог. Оценить деятельность ребенка.
Дать домашнее задание (Предложить ребенку подумать, какие игрушки могли бы выиграть в тире Вера и Юра, в которых будет звук «Р»)