Наталья Жигачева
План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью»
▼ Скачать +Заказ
Персональные задачи самообразования на предстоящий учебный год
Актуальность и новизна темы
Важным периодом для речевого развития ребенка является дошкольное детство. Проблема речевого развития детей очень актуальна на сегодняшний день, так как все больше детей с речевыми нарушениями. У детей слабо развита моторика. Родители мало уделяют времени разговорам с ребенком, ответам на его вопросы. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Развитие речи как средство познания окружающего следует осуществлять в комплексе с решением других общих задач, связанных с ведущими линиями развития ребенка (ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, развитие движений, активизация мелкой моторики руки в предметной деятельности и пр.). Совокупность этих требований приведет к развитию общения детей.
Цель:
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
Подготовить и провести мониторинг;
Подготовить материал для работы с детьми;
Подобрать способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;
Подобрать картинки и иллюстрации по темам (растительный мир, одежда, посуда, обувь, зимующие птицы, дикие, домашние животные и их детеныши, транспорт, вода и водный мир, насекомые);
Пополнить предметно-пространственную среду группы по данной теме;
Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей;
Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми;
Выявить возможность использования на занятиях по развитию речи и в повседневном общении средства взаимодействия с окружающим;
Подобрать картотеку книг и картинок, предметов для свободного рассматривания;
Разработать систему мероприятий на основе использования русских народных сказок.
Предполагаемый результат
Для педагога повысится компетентность по развитию речи детей;
Для воспитанников на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжится расширение и активизация словарного запаса;
Для родителей повысится уровень знаний по данной теме через наглядную информацию, беседы, онлайн-общение.
3 часть комплекс мероприятий по решению зада самообразования. Перспективное планирование ИОМП
Календарный месяц Изучение метод литературы Методические мероприятия Изготовление пособий и атрибутов Взаимодействие с детьми Сотрудничество с родителями
Сентябрь - мониторинг - мониторинг Консультация «Как развивать речь детей»
Октябрь Интернет-ресурс Осень, растительный мир. Создание уголка «Речевые игры для детей» Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые игры;
Сюжетно-ролевые игры Индивидуальные беседы;
Выставка поделок «Чудеса сада-огорода»
Ноябрь А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение»
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами и картинками»
Изготовление дидактических игр
Знакомство с новыми дидактическими играми;
Наблюдение на прогулках за природой и социальной действительностью
Анкетирование родителей
«Речь ребенка – важный этап в развитии»
Декабрь Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста», М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего возраста»: метод пособие для ДОУ и педагогов. Занятие «Зима в природе»
Рассматривание картинок домашних животных и их детенышей Пополнение РПС: зима, зимующие птицы;
Составление рассказов по картинкам;
Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку»
Прослушивание аудио-записей колыбель-
ных песен» Оформление папки – передвижки «Речевые игры. Способы их проведения»
Январь Интернет-ресурс
Яшина В. Речевая среда и дети //Дошкольное воспитание № 8, 2003. – с. 111 Чтение рассказов о природе, составление рассказов Изготовление театра-масок «Герои сказок» Показ театра по сказкам совместно с детьми старших групп Консультация «Игры по развитию речи своими руками на кухне»
Февраль Интернет-ресурс НОД на прогулке «Зимние чудеса»;
Разработка по опытно-исследовательской деятельности Изучение картинок с изображением животных, птиц, растений;
Организация опытно-исследовательской деятельности Родительское собрание «Роль взрослого в развитии речи детей 4-го года жизни»
Март Интернет-ресурс Наставничество «Подводный и водный мир – развиваем речь» Создание альбома «Кто живет в водном царстве» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» Акция «Подари детям книгу».
Апрель Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003 Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Д/И «Назови героя сказки» - Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра» Мастер-класс «Рассказывание сказок по мнемотаблицам»
Май Мониторинг - Рассматривание макета «Правила дорожного движения Консультации «Что и как читать детям»?