Ирина Пичугина
Коллективное творчество детей на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе – одна из важнейших задач современного образования.
В процессе выполнения коллективных работ вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании, работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем.
Публикация «Коллективное творчество детей на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Коллективные работы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом распределять роли предстоящей деятельности.
под руководством воспитателя взрослого дети общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища.
Воспитатель помогает когда дети не могут договориться самостоятельно. Подсказывает, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, учит работать вместе, дружно, с удовольствием.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна.
Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость коллективной формы организации изодеятельности, является то, что детям очень нравится такая работа: результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. Дети начинают понимать, что от качества работы каждого зависит общий результат.
Особенностью изобразительной деятельности отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что созданное детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.
Из истории коллективной изобразительной деятельности детей.
Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского творчества еще на рубеже XIX-XX веков.
Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные годы, и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Н. Н. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма.
Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной работе детей значительно снизился.
Попытка использовать коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе была предпринята Г. В. Лабунской и Е. Е. Рожковой в конце 50-х начале 60-х годов.
Одной из первых классификаций коллективных работ по изобразительному искусству была классификация, предложенная исследователем М. Н. Турро в начале 70-ых годов, в основе её одна из главных особенностей коллективной изодеятельности – форма организации совместной работы.
Три группы коллективных работ :
1. Фронтальная работа, полученная путем соединения индивидуальных рисунков, сделанные с учетом общего замысла;
2. Комплексная работа, выполненная по общему решению на одном листе, когда каждый ребенок делает свою часть задания, согласовывая это с тем, что делают другие;
3. Коллективно – производственная работа, при выполнении которой каждый ребенок делает только одну определенную операцию.
Впоследствии в конце 70-ых – начале 80-ых годов, распространение получила иная классификация коллективных работ (Т. Н. Доронова, Е. И. Каратеева и др.).
1. Парные (работа в парах);
2. Групповые (работа в небольшой группе);
3. Коллективно - общие (работа всей группой).
Специалистами, занимавшимися проблемами совместной деятельности (В. Г. Асеев Ф. Д. Горбов А. И. Донцов Н. Н. ОбозовЛ. И. Уманский).выделяются три основные формы её организации:
1. Совместно-индивидуальная; (ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .
2. Совместно-последовательная; (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого, по принципу конвейера (эстафеты, действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующих участников)
3. Совместно-взаимодействующая. Третье – самое сложное в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Совместно-индивидуальная форма организации коллективной деятельности.
При выполнении коллективных работ по изобразительному искусству желательно активно использовать игровые методы и приемы, так что бы в основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. В основе каждого должен лежать специально разработанный игровой сюжет. Первая группа игровых сюжетов можно построить на основе совместно-индивидуальной формы организации совместной деятельности : каждый ребенок – участник деятельности выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в её начале – на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Планирование этой формы деятельности проста; задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это может сделать взрослый, впоследствии это выполняется в ходе коллективного обсуждения, всеми участниками. К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
Например, это могут быть занятия на темы «Жар –птица», «Золотая рыбка», «Лоскутное одеяло», «Лес», «Первоцветы».
Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности.
Данная форма организации предполагает последовательное выполнение действий участниками, когда результат действия выполненного одним участником становится предметом деятельности другого. Поэтому принципу действует производственный конвейер.
В воспитательно - образовательной практике такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию. Демонстрация образца способа организации позволяет детям лучше понять специфику и характер организации производства. Кроме того, эта форма – действенное средство решения задач нравственного воспитания. Но не обязательно копировать производственный конвейер. И при этом способе организации действие детей могут иметь не просто коллективный, а творческий характер. «Ваза с цветами», «Радуга», «Чудо-зверь», «Чудо –птица».
Совместно-взаимодействующая форма организации коллективной деятельности.
Эта форма наиболее сложна в плане организации задания. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределенных заранее и выполненных индивидуально рисунков, это в полном смысле слова – плод коллективного творческого мышления на всех этапах работы. При этой форме организации от каждого требуется инициатива, готовность и способность согласовывать свои идеи с задачами общей работы. Это позволяет включать детей в различные варианты творческого взаимодействия, от наиболее простых – работа в паре, в небольшой группе (3-4 человека, до более сложных – работа в группах, состоящих из 10-15 детей. От умения договорится с партнером, правильно спланировать свою композицию, от умения и желания работать вместе, не мешая, а напротив, помогая друг другу, зависит успех работы пары. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если результат её имеет общественную ценность.
В процессе коллективного изобразительного творчества могут создаваться оформление спектаклей, праздников. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм, драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки. На такие спектакли можно пригласить и родителей, и работников детского сада, и детей младшего возраста. Темы: «Улица нашего города», «Портрет воспитателя в полный рост», «Рисуем вместе афишу».
Особенно значима для современного человека, является способность творчески работать в коллективе. Большие успехи в творчестве редко достигаются индивидуально. Для мощных научных, технических, художественных прорывов требуются одновременные творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло, надо: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в коллективе и, в-третьих, все это сочетать – творить во взаимодействии с другими.
Литература
1. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
2. Коллективное творчество дошкольников / Грибовская А. А. – «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.