Папки-передвижки

Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе по теме «Песок и глина»

Галина Прокуратова
Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе по теме «Песок и глина»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе по теме "Песок и глина"

Провела 28 октября 2013 г.

воспитатель Прокуратова Г. А

Цель: Дать представление о свойствах песка и глины. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать,анализировать,обобщать,устанавливать причинно - следственные зависимости и делать выводы. Обогащать словарь словами - рыхлый, сыпучий, песчинки, твердая. Развивать творческие способности детей. Воспитывать умение работать в группе по 2 человека, воспитывать аккуратность.

Публикация «Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе по теме „Песок и глина“» размещена в разделах

Материал : Песок, глина,стаканчики, тетрадные листы,карандаши,трубочки для коктейля,бумажные трубочки,песочные часы,иллюстрация - пустыня,краски,кисточки,клей, стаканчики с водой.

Ход деятельности:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете,что такое лаборатория (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты) С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать.

1 Он желтый и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь можешь брать

И играть. (Песок)

2 Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги,

А сделаешь маску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Молодцы, верно отгадали.

Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы,они полностью готовы к работе. (Весь приготовленный для опытов материал, накрыт салфетками) Уберите салфетки.

Сначала рассмотрим песок.

Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи,чем отличаются?Ответы. Песок - кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя, разрушается и получается песок. Чаще песок встречается желтый,но бывает песок и другого цвета : белого, розового,серого и даже черного.

Ребята,а где в природе можно встретить песок? (На пляже, в пустыне, в песочнице, им посыпают дорожки садов, парков) Рассмотрим кусочки глины, Видны ли такие же частички, как у песка. Какие частички (Очень маленькие и слипшиеся)

Глина образуется при разрушении горных пород. Глина также бывает разного цвета - коричневого,красного, серого, голубого, черного. Из серой и голубой глины изготавливают различную посуду. Глину можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки.

Какой сделаем вывод о частичках песка и глины? (В глине слипшиеся, очень мелкие, а песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.)

Ребята, а что вы знаете о песке? (Он сыпучий, легкий, сухой)

Давайте проверим это на опыте. Будем изучать песок и глину.

Опыт 1.

Возьмем палочку и попробуем посадить их в песок и глину, как деревце. Работают парами. Один сажает палочку в песок, другой в глину,затем меняются. Делаем вывод : В песок посадить палочку деревце легче,чем в глину так как глина твердая.

Опыт 2 .

Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпайте немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок (Легко)

Что можно сказать про песок?Какой он (сыпучий).

А теперь возьмите глину и попробуйте её насыпать на бумагу.

Что легче делать (насыпать песок)

Верно,песок сыпучий. Его движение напоминает движение воды.

А глина сыпучая (Ответы)

А как глина сыпется? (Комочками, Глина сыпется комочками. Ее нельзя так легко высыпать из стаканчика,как песок. Песок в отличии от глины - рыхлый.

Что у меня в руке? (Песочные часы).Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, может пройти минута, может три минуты. А в этих песочных часах пересыпается за пять минут. Можно сделать глиняные часы? Ответы. Почему нельзя? Делаем вывод: песок сыпучий, глина нет.

Опыт 3 .

Возьмем бумажную трубочку, вложим в нее карандаш, засыпим песком. Как вы думаете что произойдет с бумажной трубочкой, если мы вытащим карандаш? (Ответы)

Давайте проверим, кто же прав. Она помялась? (Нет). Почему непомялась

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми. Показ иллюстрации " Пустыня". Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? Рассказ воспитателя. В пустыне не бывает зимы,там очень жарко, мало воды,почти нет растительности. Насекомые,чтобы спастись от жары,зарываются глубоко в песок,а когда наступает ночь выползают. Когда у нас поднимается ветер начинается метель, пурга,а в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря.

Физминутка.

А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину. Давайте выйдем на коврик.

Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Дунул сильный ветерок, натворил переполох.

Легкие песчинки - поднял он как пушинки. (Прыгают)

И закружил легко. (Кружатся)

Но ветер вдруг угомонился.

Песчинки разом приземлились.

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски,

Не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять.

Молодцы.

Опыт 4.

Детям предлагается взять трубочку и по очереди аккуратно подуть на песок, а затем на глину.

Вывод: песок легкий, легко передвигается от воздуха, а глина тяжелая и не передвигается. Песок легче раздувается, чем глина.

Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Смочить водой)

Опыт 5.

Проверим проходимость воды через глину и песок.

Вывод: глина воду не пропускает, а песок пропускает,при этом он становится тяжелым и лепится.

Воспитатель сообщает, что на песке рисуют обычно палочкой,но есть еще один способ создания песочных картин с помощью бумаги и клея. Педагог берет лист бумаги, быстро рисует несложную контурную картинку, затем проводит по всем линиям клеем и плашмя кладет картинку в песок,изображением в вниз. (Можно вместо песка использовать манку).Потом поднимает картинку и показывает детям песочный рисунок. Поясняет,что клеем можно покрыть не только контурные линии, но и крупные детали силуэты. Дети осваивают новый способ. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть получившиеся песчаные картинки, спрашивает, в чем их особенность. Подводит детей к выводу, что песчаные картинки состоят из множества мелких крупинок и выполнены в одной цветовой гамме. Можно ли расцветить эти картинки, чтобы они стали яркими? Дети высказывают свои догадки. Педагог подтверждает, что песчаные картинки можно раскрасить красками.

После раскрашивания своих картинок красками, дети любуются картинками.

Давайте подведем итог : песок - сыпучий, рыхлый, глина - тяжелая, не сыпучая, твердая. Все молодцы. Мы много сегодня узнали о песке и глине.

Публикации по теме:

План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября 2013 года План мероприятий по антинаркотическому месячнику «Жизнь без наркотиков» с 16 сентября по 16 октября.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе по теме «Песок и глина»
Опубликовано: 26 января 2014 в 15:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе по теме «Песок и глина»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Прокуратова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД