Валентина Иванова
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования,
как средство развития творческого воображения детей»
Публикация «„Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Цель: Познакомить родителей с использованием нетрадиционных техник рисования для детей дошкольного возраста: клякса графия, обрывание, рисование ладошками.
Задачи: Познакомить с различными техниками рисования, развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения.
Материалы и оборудования: Жидко разведенная гуашь. Краски, кисточки, клей, цветная бумага, лист бумаги с изображением цветка. Магнитофон, трубочки, одноразовые ложки, рисунки детей, салфетки, буклеты для родителей.
Целевая аудитория мастер- класса: родители воспитанников
Подготовительный этап:
Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования. Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.
Ход работы:
«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Выступление педагога:
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Над решением этой проблемы работали известный педагог-новатор Амонашвили, Запорожец. Это отмечал Аристотель, об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Коменский, Песталоцци. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование, заключает в себе большие возможности, она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества неслучаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хепенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Существуем множество приемов нетрадиционного рисования «клякса графия», «техника обрывания», «рисование ладошками», «рисование газетой». Все эти техники рисования очень нравятся детям. В своей работе использую следующие нетрадиционные техники : рисование пальчиками рук, рисование ладошкой с последующим дорисовыванием, рисование жесткой кистью, цветными восковыми мелками и затушевывание акварельными красками. Рисование свечей и затушевывание акварельными красками, монотипия с дорисовыванием, набрызг по трафарету, кляксография с трубочкой, с ниточкой, черно – белый граттаж, цветной граттаж, рисование мыльными пузырями. (Показ презентации).
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Дети очень любят рисовать нетрадиционными техниками потому, что работы получаются очень интересные, яркие и они нравятся не только самим детям, но и находят отклики на конкурсах разного уровня.
Практическая часть.
Воспитатель: А теперь, уважаемые родители, давайте закроем глаза и представим себя юными художниками. (Звучит музыка).
Воспитатель предлагает родителям использовать:
а) Технику «обрывания». «Обрывание» развивает мелкую моторику рук, воображение, помогает выявить творческие способности личности ребенка. Обрываем от листа бумаги кусочки небольшого размера, затем рисуем клеем то, что хотим изобразить (в данном случае я выполнила карандашом на листе крупный рисунок – вазу с цветами). Затем накладываем кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.
б) «Рисование ладошкой». Это один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью. А почему мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Опускаем в гуашь ладошку (или окрашиваем ее с помощью кисточки) и делаем отпечаток на бумаге.
Вот что получается. (Педагог показывает рисунки детей).
Недостающие детали можно дорисовать кисточкой.
в) «Клякса графия». На первый взгляд к рисованию как к таковому данная техника и не относится, но зато это отличный способ не только весело и с пользой провести время, но и поэкспериментировать с красками, создать новые необычные образы. Зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем ее на лист, получая небольшую капельку. Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Рассматриваем изображение: на что оно похоже? Недостающие детали дорисовываются.
г) «Печать газетой». Например, если будем рисовать «Букет цветов», сминаем лист газеты, макаем в краску и прикладывают к рисунку – печатаем. Чтобы поменять краску, можно этот же лист повернуть другой стороной. Деталь рисунка дорисовываются.
д) «Рисование воздухом». Наносится достаточно жидкая краска, лист наклоняется от себя, чтобы образовалась капля краски, и резко выдыхаете на каплю, как будто произносите «п» на выдохе. Далее дополняете рисунок по усмотрению.
И помните, уважаемые родители: совсем не обязательно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят. Вы можете отбить интерес к рисованию, если станете навязывать ребенку, что рисовать, чем, когда и как. Учитесь понимать и принимать своих детей, любите их и не «ломайте» под себя, принимайте их индивидуальность и неповторимость.
Устраивается выставка творческих работ.