Екатерина Бондаренко
Песочная терапия в работе психолога детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия – это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.
Данный метод работы с детьми предполагает использование специального оборудования:
1. Песочница – это деревянный ящик размером: длина – 70 см, ширина – 50 см, глубина 8-10 см. В классической терапии очень важно, чтобы внутреннее пространство песочницы было выкрашено в голубой цвет - это символизирует небо и воду (условие не обязательно). Также помимо прямоугольных форм есть еще круглые, но такое исполнение используется очень редко.
Публикация «Песочная терапия в работе психолога детского сада» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
2. Песок лучше всего предварительно обработать и прокалить несколько минут, для того, чтобы он стал максимально безопасным для работы с детьми. Объем песка не более половины от общего объема песочницы. Песок может быть сухой, мокрый или кинетический. Если в качестве песочницы используется стол для песочной анимации, то можно использовать манную крупу вместо песка.
3. Игрушки. В терапии есть определенный обязательный набор фигурок, которые имеют определенное символическое значение, но в арт-терапевтическом подходе важным является то, каким смыслом наделяет сам клиент те или иные объекты. Например, иногда дом - это просто дом, а собака - это собака, а иногда собака - это часть личности или человек, с которым хорошие отношения или наоборот конфликтные.
Какие предметы необходимы для эффективного использования метода?
Набор игрушек для песочницы может быть самым разнообразным, но все равно есть определенный минимум:
1. Люди – это могут быть фигурки людей всевозможным профессий.
2. Животные – дикие и домашние.
3. Растения – деревья и кусты, а также плоды растений.
4. Сказочные и мифические существа – драконы, рыцари, принцессы, герои и злодеи, персонажи из мультфильмов.
5. Архитектура – дома, замки и другие строения.
6. Природные объекты – камни, шишки, желуди, фрагменты коры деревьев, ветки и прочее, ракушки.
7. Бижутерия – искусственные камни, всевозможные разноцветные бусинки.
8. Посуда.
9. Транспортные средства.
В работе с дошкольниками этот метод используется в работе со страхами, коррекции конфликтных ситуаций в детском коллективе, адаптация к детскому саду, тревожность, агрессивность, формирование границ, помощь в преодолении кризиса 3-х лет.
Противопоказания к проведению метода песочной терапии:
1. Если у клиента высокий уровень тревоги.
2. Обострение психических расстройств.
3. Психозы.
4. Аллергия на песок или тот материал, который используется в песочнице.
5. Кожные заболевания, очаги поражения на руках.
Пять шагов организации игрового процесса:
Первый шаг - демонстрация песочницы;
Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок;
Третий шаг – знакомство с правилами игры на песке;
Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкции;
Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Примеры упражнений:
1. Рисование простых геометрических фигур одной рукой или двумя руками одновременно.
2. Рисование сложных фигур.
3. Использование разных приемов рисование, пальцами, ладошками,
4. Рисование под музыку.
5. Рисование мандал с использованием различных предметов.
6. Тактильные игры с концентрацией внимания на ощущениях.
7. Рисование эмоций, чувств и состояний.
Целью данных упражнений могут быть и развитие мелкой моторики, баланс левого и правого полушария, релаксация, развитие эмоционального интеллекта и обучение навыку отреагирования чувств.
Пример занятия:
Тема: «Знакомство с песком»
Цель: установление контакта между педагогом – психологом и ребенком, снижение эмоционального напряжения, создание эмоционально положительного фона.
1. Упражнение «Здравствуй, песок».
Инструкция педагога – психолога. Положи свои ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Песок – он какой? (сухой, шершавый, мягкий.). Теперь плавными движениями, как змейки, пробежим по песку пальчиками… Возьмем песок крепко – крепко в руки… потихоньку отпустим его. Берем песок, солим, чем выше, тем лучше; изобразим сухой дождь. Делаем цветок, насыпаем горкой песок, рисуем цветок, опять насыпаем горкой песок, рисуем цветок, получается обьемный цветок.
Существует 2 техники рисования - насыпание, разведение.
2. Упражнение «Учимся рисовать»
Рисуем - 1 пальцем, большим пальцем, ребром ладони, кулаком (сбоку косточки, 2-мя пальцами – круг, дерево, цветок, домик…
Игра «Ладошки»
На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Педагог-психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?
Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты? Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.
- поставь ладонь ребром и выполни те же движения,
- пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,
- сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.
- а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.
Упражнение «Настроение»
Нарисуй на песке свое настроение.
Обсуждение.
Игра «Путешествие по острову»
Рефлексия:
Мы узнали какой песок на ощупь. Что нового узнал ты? Какое у тебя настроение?
Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»