Елена Яшина
Презентация о колокольной истории «Песня колокольчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Песня колокольчика
Цель: Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании записи «Колокольные звоны». Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Публикация «Презентация о колокольной истории „Песня колокольчика“» размещена в разделах
Ход занятия:
-Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?Слушание песни «Колокольчик» (слова Рождественского, музыка С. Чикобава)
- С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Какой цветок нам напоминает форма колокола? (рассматривание небольшого колокола)
- Ну, конечно, это всеми любимый цветок колокольчик. Даже существует легенда: когда-то давным-давно, епископу Ноланскому, приснился сон, в котором он увидел красивые полевые цветы - колокольчики, от дуновения которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
- Для чего нужен колокол? (Ответы детей)
- С помощью колокола созывали народ на службу в церковь и христианские праздники. В давние времена телефонов не существовало и при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь. Тревожный звон колоколов назывался набатом.
Но и часов в те далёкие времена не изобрели и колокол служил отсчётом времени – по сигналу люди ориентировались, когда нужно вставать, когда идти на работу или на праздник.
Посмотрите на картинки с животными, что мы можем о них сказать? (на шее висит колокольчик)
- Для чего вешали колокольчики домашним животным? (чтобы не потерялись) Правильно, при движении колокольчик издаёт звон, тем самым оповещая хозяина о своём местонахождении, а ещё этот звон отпугивал диких животных и не подпускал их близко.
- Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики (дать детям позвонить в приготовленные заранее, колокольчики)
- Все одинаково звучат или нет и от чего зависит разный звук (от размера и материала)
- Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. У каждого колокола своё особое звучание. Человек, который понимает язык колокола, называется звонарём. Этому искусству нужно долго учиться и только с годами приходит виртуозное владение звуком.
Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.
Слушание колокольных звонов (запись)
- «В светлую седмицу, кто не звонарь» - эта пословица говорит о том, что на светлый праздник Пасхи разрешается звонить в колокол всем желающим. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя или подходили к Храму, обнимали и стояли рядом.
Игровое упражнение «Звонари».
Мы возьмём свои колокольчики и побудем немного звонарями, сначала позвоним по – одному, а затем все вместе.
Физминутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел, (махи руками)
Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)
Порезвился в вышине (руки вверх)
Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)
Будет весел целый год (хлопают в ладоши и прыжки на месте)
- Почётной работой считалось изготовление колокола. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением, этому искусству обучались долго. Из какого материала отливали колокол? Я недаром уточнила, отливали, потому – что выкапывали яму глубокую и изготавливали форму, обкладывали кирпичом и внутри устраивали печь для обжига и выливали колокол из красной и зеленой меди, олово, железо и других материалов. Исполняли эту работу человек сто, сначала молились для благополучной работы, а затем приступали. В настоящее время изготовление колокола проходит на более высоком уровне, но принцип работы остаётся тот же.
- Самый большой колокол – Царь колокол, он весит 200 тонн,
его отлили в первые годы царствования Петра 1. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился сильный пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, лили воду и от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя, и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
- Давайте посмотрим на картину К. Юона «Купола и ласточки». Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких башнях? (чтобы слышно было далеко) Совершенно верно, для этих целей строили высокие звонницы и колокольни.
- Привозить колокольчики из разных стран – стало традицией, разнообразие форм и звучания просто удивительно. Колокольчики полюбились народу и стали составляющей частью национальной культуры. Скоро вы пойдёте в школу и прозвучит ваш первый школьный звонок, который позовёт вас в мир знаний и открытий. Но спустя некоторое время так же прозвенит, но уже последний звонок и возвестит о приходе во взрослую, серьёзную жизнь.
- Сегодня, дети, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.
- О чём мы беседовали?
- Что нового узнали?
- Какой самый большой колокол на Руси?
- Что понравилось?