Хребет Лариса Станиславовна
Песенное творчество дошкольников. О том, как мы сочиняем песни
▼ Скачать + Заказать документы
О том, как мы сочиняем песни для дошкольников.
Большую помощь в занятиях с песенным творчеством детей оказывает "Музыкальный букварь" Н. А. Ветлугиной. Перед уходом в школу дети сочиняют свою песню и поют её на прощальном празднике. И, поэтому, необходимо поделиться опытом в этом отношении.
Публикация «Песенное творчество дошкольников, О том, как мы сочиняем песни» размещена в разделах
Музыкальное творчество может успешно развиваться там, где планомерно и систематически проводится работа по развитию у детей звуковысотного и ритмического восприятия соответственно программе. Чтобы сочинить простейшую мелодию, ребята должны обладать определёнными музыкальными навыками. Для развития музыкального слуха на занятиях проводятся 2-3-х минутные упражнения. Они нравятся детям, если применяются такие атрибуты, как музыкальная лесенка, металлофон, матрёшки – большая, средняя и маленькая, соответствующие низким, средним и высоким звукам, а также фланелеграф с большим и маленькими квадратами для обозначения долгих и коротких звуков.
Работу начинаем с младшей группы, когда учим детей правильно передавать мелодию в диапазоне ми1-си и различать звуки по высоте ("Птица и птенчики" Е. Тиличеевой).
В средней группе развиваем умение слушать и передавать хлопками звуки разной длительности. Например, большие гуси гогочут на до четвертями, а маленькие – восьмушками. Долгие и короткие звуки можно изобразить большими и маленькими квадратами на фланелеграфе.
У детей старшей группы развиваем умение слушать движение мелодии поступенно вверх-вниз, показывая это на музыкальной лесенке ("Цирковые собачки" Е. Тиличеевой", знакомим со скачкообразной мелодией ("Учёный кузнечик" Е. Тиличеевой).
Важным для музыкального творчества является навык слышать устойчивый, опорный звук ("Наш дом" Е. Тиличеевой). Дети должны определить, попал звук в свой домик или нет. Можно ещё так объяснить дошкольникам : " Мелодия как птица: сначала сидит на ветке, потом вспорхнёт, полетает и снова садится на ветку. Это и есть опорный звук". Из упражнений рекомендуется петь несложные попевки в двух-трёх ближайших тональностях. Воспитатель начинает петь незнакомую песню – дети заканчивают её.
Когда ребята овладеют этими музыкальными умениями, можно переходить к песенному творчеству. На первом этапе поощряем детей к импровизации различных мотивов, звукоподражаний на слоги "та-ра-ра", "динь-динь", "ку-ку". Затем учим ребят сочинять простейшие переклички ("Иди сюда" – "Иду-иду").
Следующий цикл заданий – найти интонации для музыкальных ответов на вопрос воспитателя ("Зайка, зайка, где бывал?" – "На лужайке танцевал!"; "Что ты хочешь, кошечка?" – "Молочка немножечко"; "Что за шар, не разберёшь" – "Это я, колючий ёж").
Нужно отметить, что дети с радостью занимаются импровизацией, если создать непринуждённую обстановку. Музыкальный руководитель настраивает слух дошкольников на определённую тональность мажора или минора, проиграв в ней тонику, субдоминанту и доминанту.
Сначала сочиняются попевки таким образом. Даётся задание придумать дома слова. А на музыкальном занятии сочиняются мелодии на эти слова. В группе обязательно находится несколько человек, которые активно включаются в творчество и предлагают свои, пусть далеко не совершенные импровизации. За ними тянутся остальные дети.
Дети с удовольствием поют свои мелодии.
Теперь можно переходить к сочинению песни на заданный текст.
К примеру, можно взять стихотворение "Карусельные лошадки" М. Пляцковского. Провести беседу о его содержании, о том, каким должен быть характер музыки. Сочинить несколько музыкальных фраз, выбрать лучшую.
Иногда, чтобы работа имела завершённый вид, музыкальный руководитель может добавить вступление.
Песня вначале поётся с ускорением темпа, а в конце – с замедлением.
Песенное творчество дошкольников нуждается в руководстве взрослых. И пусть ребята не станут композиторами, но если в детстве в них зажечь огонёк творчества, он будет светить им в любом деле, которым они будут заниматься.