Светлана Шушунова
Первые дни адаптации в группе
▼ Скачать + Заказать документы
1 сентября 2021 года родилась новая группа № 4 «Муравьишки», 25 мальчиков и всего 8 девочек. Вот такой новый, милый у меня молодой коллектив. Все детки разные, и по-разному готовы к новым условиям. Одни с первых дней как будто бы ходили уже к нам, а другим приходится туго, ведь здесь все по режиму, новые люди, и долгое время нужно быть без мамы…
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие.
Публикация «Первые дни адаптации в группе» размещена в разделах
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.
Выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.
- острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функционировании нервной системы;
- подострый (адаптации). В рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется. Нормализуется аппетит (в течение 10—15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40—60 дней);
- компенсации (адаптированное к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка.
Характер и особенности первых двух описанных периодов позволяют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного — 10—15 дней) :
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7—10 дней, аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20—30 дней;
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2—4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2—3 недели нормативно).
Если данный этап растягивается до 30—40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей — при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в течение 20—40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30—40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30—35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчётливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8—9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Для успешной адаптации детей, проводила ряд мероприятий: индивидуальные консультации с родителями, а также ежедневные игры направленные на повышение эмоционального фона ребенка, формирование эмоционального контакта, доверия детей к новым взрослым.
Важно, что бы ребенок увидел в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Вот так проходят будни в нашей группе…
Мыльные пузыри - помощники наши.
Театр наш следующий помощник. В гости к нам Машинька пришла!
Воздушные шары, они улыбку рисуют на лице.
Затем можно пластилином познакомить, книжки почитать и наладить контакт со сверстником.
Учимся сотрудничать со сверстником