Елизавета Сюсюкало
Перспективы развития инклюзивного образования в современном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время государство активно использует такую методику как, предоставление лицам с ограниченными возможностями здоровья права обучаться совместно с лицами, не имеющими каких-либо отклонений в развитии. Данная тенденция носит такое понятие, как «инклюзивное образование», дословно переводящееся «включающий в себя», которое на практике стало использоваться относительно недавно, хотя данная идея была озвучена еще в конце двадцатого века. [2].
Публикация «Перспективы развития инклюзивного образования в современном образовании» размещена в разделах
Эта методика обучения с каждым годом получает все более широкое использование, что связано в первую очередь с увеличением количества лиц с ограниченными возможностями. Базисом данной методики обучения является исключение различной дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья, что должно служить обеспечением равноправного взаимоотношения данной категории детей с лицами без отклонений в развитии. Но в реальности все выглядит по-другому, так как современное общество с нормативным развитием зачастую не готово полноценно воспринимать детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивать их не только равноправным взаимоотношением, но и должностным качественным уровнем образования. [2].
Данная проблема является очень актуальной в связи с увеличением данной категории детей, государство принимает различные меры по развитию и совершенствованию обучения инвалидов совместно со здоровыми детьми. Но принятие лишь только законов по данной проблеме, не гарантирует того, что лица с ограниченными возможностями здоровья смогут адаптироваться и обучаться в общей образовательной среде, так как важно создать благоприятную, безбарьерную среду для реализации данных законов. Несмотря на то, что все дошкольные образовательные организации обеспечивают качественное предоставление своих услуг для детей с ОВЗ, по факту все оказывается иначе. Причинами проблемы инклюзивного образования являются финансовое обеспечение, недостаточная компетентность педагогов и их психологическая неготовность принимать лиц с ОВЗ; недостаточное снабжение специализированной материально-технической базой. Организации должны быть оснащены пандусами, лифтами, специальными методическими пособиями для различных категорий детей с ОВЗ, специально оборудованными кабинетами для занятий и рабочими местами, что встречается далеко не в каждом детском саду.
Согласно проведенного опроса (Болдинова О. Г.) можно сделать вывод о том, что ни дети не желают обучаться совместно с особыми сверстниками, а их родители, 80 % родителей против. Объясняют это родители следующими причинами:
- различная наполняемость группы снижает темп и уровень обучаемости;
- педагоги вынуждены уделять как можно больше внимания и времени детям с ОВЗ. [1]
Среди нас живут тысяч инвалидов и мы практически не пересекаемся с ними на улицах, в развлекательных или торговых центрах, общеобразовательных учреждениях, магазинах. Это связанно с тем, что лица с особенностями развития не принимаются в обществе должным образом, и поэтому они сами стараются его избегать, а так же отсутствием доступной среды совместного существования. Люди без дефектов не понимают того, что лица с ограниченными возможностями здоровья являются ярким примером мужества, взаимопомощи, сочувствия и сострадания.
Многочисленные исследования показывают, что секрет успеха в деле интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальное общество кроется именно в организации масштабной системы инклюзивного образования, которая бы охватывала все уровни государственного обучения от детского сада до высшей школы. В условиях, когда больные и здоровые дети растут вместе, и те, и другие могут воспринимать друг друга адекватно. [1]
Современное общество так часто говорит о том, что лица с отклонениями в развитии имеют такие же права, как и обычные люди, но не может этого обеспечить на практике. Как показывает практика одним из важнейших факторов реализации данного процесса обучения, является устранение проблем финансирования системы образования в России. Сюда можно отнести и обустройство доступной среды учреждений, и методическое оснащение, обеспечение специализированной техникой, которая поможет детям лучше адаптироваться в образовательном учреждении, а так же заработная плата педагогам и повышение их компетентности. Но куда более серьезного подхода требует организация образовательного процесса особых детей. Педагога довольно сложно выстроить общее занятие в группе, в которой будут дети с нарушением зрения, слуха и интеллекта. К тому же организацию необходимо снабжать необходимым специализированным оборудованием, для каждого типа нарушения. Это могут быть и специальные лампы-лупы для слабовидящих, и книги со шрифтом Брайля для слепых, аудио приборы для слабослышащих и глухих и многое другое.
Таким образом, инклюзивное образование – это не только процесс совместного обучения и социализации детей с нормативным развитием и лиц с ОВЗ, но и нелегкий процесс перестройки всей существующей системы образования. Пока социум не будет готов полноценно принять лиц с ОВЗ и относится к ним как к равным инклюзивное образование будет неэффективно.
Наша страна перестраивает систему образования, и социум начинает адекватно относиться к инклюзивному образованию. Наше государство продвигается в нужном направлении в области инклюзивного образования.
Список литературы:
1. Болдинова О. Г., Захараш Т. Б. Социализация детей с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения. Южный федеральный университет. - Москва, 2013.
2. Шурыгина В. В., Чуктурова Н. И., Шурыгин А. С. Современные психолого-педагогические подходы к инклюзивному образованию. // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. - 2015. №3. с. 73 – 76.