рыбкина александра
Перспективный план в подготовительной к школе группе «Познавательное развитие (природный мир)»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРИРОДНЫЙ МИР
Тема недели Тема, литература Программное
содержание Материалы и
оборудование Методы и приёмы Совместная деятельность
с детьми Совместная деятельность с родителями
СЕНТЯБРЬ
1. «Де6нь знаний» Занятие № 1.
«Начинаем читать книгу «Экология в картинках»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 16.
Публикация «Перспективный план в подготовительной к школе группе „Познавательное развитие (природный мир)“» размещена в разделах
Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных. Людей. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Танасийчук В. С. Книга «Экология в картинках». Вопросы воспитателя – ответы детей, беседа по содержанию рассказа, итог НОД. Чтение рассказа «Удивительная прогулка».
Беседа на прогулке на тему: «Почему в нашем лесу нет белых медведей, слонов, обезьян, крокодилов?».
Вместе с детьми создать книгу: воспитатель пишет рассказ, дети рисуют иллюстрации, вместе оформляют обложку. Поговорить с родителями о том, почему в местных лесах не живут слоны, обезьяны, белые медведи и крокодилы.
3.4.
Мониторинг
5.
«Золотая осень» Занятие № 2.
«Беседа об осени»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 50.
Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы.
Календарь природы, загадки об осени, стихотворение А. С. Пушкина «Осень» и другие стихи, репродукции картин на тему «Золотая осень», пластинки с произведениями П. И. Чайковского из цикла Времена года (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Чтение стихотворение А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье.»).
вопросы воспитателя – ответы детей, дети рисуют рисунок осени под музыку. Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы. Слушание аудиозаписи произведения «Сентябрь», музыки
П. И. Чайковского «Октябрь». Консультация на тему: «Вкусный и полезный сок» (показать детям, как можно приготовить сок из фруктов или овощей)
Октябрь
3.
«Осенние дары природы» Занятие № 3.
«Дары осени»
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 327.
Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат). Картинки, муляжи фруктов и овощей, блюда из овощей и фруктов. Беседа о дарах осени, составление рассказов детьми, технология приготовления блюд из овощей и фруктов, сюрпризный момент, итог. Беседа «Как овощи и фрукты попадают на прилавки магазинов». Лепка овощей и фруктов. Чтение стихов по теме. IIальчиковая гимнастика на стихотворение Юлия Тувима «Овощи». Чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко». Индивидуальные беседы.
4.
«Я и моя семья» Занятие № 4.
«Как растет человек»
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 412. Учить различать появление возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей. Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека. Фотографии членов семьи, картинки с изображением людей разного возраста, карточки для составления родословного дерева, сказочный персонаж гном Вася. Чтение стихотворения, беседа, рассматривание фотографий, физкультминутка, составление родословного дерева по карточкам, игровой момент итог. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».
Дидактическая игра «Кто старше».
Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов по теме. Консультация на тему «Зачем детям знания по экологии».
НОЯБРЬ
1.
«Осень.
Одежда, обувь, головные уборы» Занятие № 5.
«Простые и ценные камни в природе»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 29.
Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, их легко узнать. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшений построек, показать изделия из драгоценных камней. Набор морских и речных камней; куски мрамора и гранита (желательно); иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро, памятников, на которых хорошо видны мраморные и гранитные детали; несколько сувениров или женских украшений из драгоценных или полудрагоценных камней; кусок дерева, гвозди, молоток, большая банка с водой. Рассматривание и сравнение морских и речных камней. Беседа по теме, вопросы воспитателя, ответы детей, итог НОД. Опыты с камнями. Рассматривание иллюстраций, мини – выставки.
Беседа по теме недели. Рассмотреть дома вместе с мамой ее украшения, художественные изделия из камней, выяснить, как они называются, полюбоваться ими, поинтересоваться, как их изготовили.
3.
«Осень. Дикие животные» Занятие № 6.
«Сравнение белого и бурого медведей»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 32.
Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство. Картины «Семья белых медведей», «Медвежья берлога», игрушка заяц, модель маскировки. Рассматривание картин, рассказы детей, игра – соревнование, подсчет очков, итог НОД. Беседа «Почему звери меняют шубки?».
Рассматривание картин «Купание медвежат», «Медвежья берлога», «Медведи в осеннем лесу». Чтение рассказа В. Бианки «Прячутся…» Консультация на тему: «Игра – как средство экологического воспитания»
ДЕКАБРЬ
1.
«Здравствуй, зимушка - зима!» Занятие № 7.
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 76.
Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Картины «Лоси в зимнем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы»; красивый игрушечный зайчик; фланелеграф, контурное изображение сосны, зимнего дерева, ели, куста, четырехэтажного дома; маленькие предметные картинки с изображением белки, лося, зайца; модель маскировки. Игровой момент с игрушкой зайчиком, рассматривание картины и беседа по ним, рассказ воспитателя, итог НОД. Во время прогулок дети из снега лепят снеговиков и разные фигуры. Воспитатель устраивает конкурс «Игра со снежной постройкой» : дети могут построить снеговиков, крепости, дворцы, фигуры животных, а потом придумать сюжет игры. Наблюдение с детьми за погодными явлениями.
3.
«Зима. Зимующие птицы» Занятие № 8.
«Что мы знаем о птицах»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 105.
Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно – воздушных животных. Картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, два листа бумаги, два бумажных голубя, веер Рассматривание картинок птиц, вводная беседа, вопросы воспитателя, ответы детей, итог НОД. Рассказ воспитателя «Чем
подкармливать птиц зимой».
Дидактическая игра «Что за птица».
Загадки.
Наблюдение на прогулке «Как птицы относятся друг к другу?» Подкормка птиц на кормушке.
5.
«Новогодний праздник» Занятие № 9.
«Изготовление плакатов на тему, «Сохраним елку – красавицу наших лесов»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 62. Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. Плакат о природе, листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши, фломастеры, несколько карточных трафаретов елки, 25—30 экземпляров текста, напечатанного на маленьких полосках бумаги: «Акция „Зеленая елочка – живая иголочка", игрушка старичок-лесовичок. Беседа по теме, рассматривание плаката природоохранного содержания, придумать и нарисовать плакат про елку, итог НОД. Наблюдений за елью во время прогулки.
Изучение хороводов и песен к новогоднему празднику.
Организовать выставку готовых плакатов. Дома сочинить слова, которые следует написать на плакате.
ЯНВАРЬ
3.
«Наш дом.
Бытовые приборы»
Занятие № 10.
«Комнатные растения – спутники нашей жизни»
(посадка комнатных растений)
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 401. Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания детей о строении растений, о вегетативном размножении комнатных растений, воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Учить доказательности суждений и речи. Комнатные растения, посадочный материал, горшочки с землей, палочки, фартуки, ящик для горшочков, конверт с письмом, карточки-модели, игровой персонаж – божья коровка. Беседа о комнатных растениях, условиях, необходимых им для роста.
Рассказ об условиях их жизни.
Классификация растений в группе на влаголюбивые и засухоустойчивые
обсуждение условий их полива. Серия наблюдений за комнатными растениями и труд в уголке природы, беседы о комнатных растениях, д/игры
«К названному
растению беги»;
«Четвёртый лишний» (растения). Помощь родителей в ремонте детской мебели в группе.
ФЕВРАЛЬ
1.
«Дни благодарности и доброты» Занятие № 11.
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 55.
Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. Книги-сказки Лиса, заяц и петух, Золушка; кукла в костюме доброй феи с сумочкой (или с корзинкой); стенд Панорама добрых дел: ребята хотят стать юными экологами; модель Сухое (несчастное) дерево с набором зеленых листьев из бумаги, которые лежат в сумочке феи. Вводная беседа о добрых и злых поступках.
Работа с моделью «Сухое дерево».
Итог НОД. Чтение сказок: «Лиса, заяц и петух», «Золушка».
Моделирование.
Беседа по теме недели. Консультация на тему: «Мы должны помогать природе, улучшать её»
2.
«Зимушка хрустальная!» Занятие № 12.
«Пройдет зима холодная…»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 96.
Уточнить представление детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи. Репродукции картин: «Первый снег» A.A. Пластова, «Русская зима», «Конец зимы», «Мартовское солнце» К. Ф. Юона, «Март» И. И. Левитана; картины о зиме; стихи знаменитых поэтов о зиме, тонированная бумага, краски, кисти для рисования. Беседа о зиме, рассматривание картин по теме, чтение стихотворение
рисование детьми радостное зимние впечатление, итог. Самостоятельная изобразительная деятельность детей на темы зимы под музыку П. И. Чайковского, Консультация на тему: «Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»
МАРТ
2.
«Весна – красавица!» Занятие № 14.
«Как поссорились март и февраль»
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, стр. 393.
Продолжать формировать представления детей о марте, как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе : увеличение светового дня,появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знание о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21матрта день равен ночи). Дать знания о жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте. Костюмы марта и февраля, декарации для февраля, для игры. Пособие – модель увеличения светового дня. Иллюстрации с изображением птиц. Загадывания загадки; беседа воспитателя с детьми; стихи, пословицы и поговорки о весне; дидактические игры; итог. Д/игра «Времена года».
Беседа и загадки по теме недели.
Рисование и раскраски по теме весна. Оформление выставки детских рисунков.
3.
«Транспорт» Занятие № 13.
«Планета Земля в опасности»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 96.
Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты, плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, простой карандаш, клей. 1. Рассказ - беседа воспитателя с детьми на тему: «Как помочь нашей
планете?».
Итог НОД.
Игра - моделирование «Планета Земля».
Игра «Покажи на глобусе».
Консультация на тему «Зачем детям знания по экологии»
5.
«Весна.
Дикие и домашние животные» Занятие № 16.
«Дикие животные на территории Мордовии»
О. В. Бурляева
Мы в Мордовии живем, стр. 25.
Познакомить детей с представителями животного мира, проживающими на территории Мордовии. Иллюстрация по теме Рассматривание иллюстраций рассказ и вопросы воспитателя, ответы детей, отгадывание загадок, итог НОД. Чтение произведения поэтов и писателей Мордовии:
С. Люлякина «Бедный зайчик заболел», А Ежов «Поколоченный медведь» и др. Индивидуальные беседы.
АПРЕЛЬ
1.
«Весна. Перелетные птицы» Занятие № 15.
«Птичий город на деревьях»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 137.
Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить, читая рассказ, с Астраханским заповедником. Показать, что в местах впадения Волги в море скапливается много редких, очень интересных птиц; в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше. Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках. Картины с изображением птиц заповедника (пеликанов, бакланов, разных видов цапель, лотоса; глобус; рассказ «Птичий город на деревьях» из книги «Экология в картинках». Чтение рассказа, показывая на глобусе по ходу чтения Волгу, город Астрахань; демонстрация картинки с изображением птиц, живущих в заповеднике, вопросы воспитателя – ответы детей, итог НОД. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах Чтение литературы по теме. Дидактическая игра «Времена года». Нарисовать с детьми рисунок «Весна-красна»
3.
«День Земли» Занятие № 17.
«Солнце, Земля и другие планеты»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 67. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Карта или графическая модель Солнечной системы, глобус и лампа для его освещения (или теллурий, две пластилиновые человеческие фигурки, шапочки с изображением Солнца и планет, мел, веревка, игрушечные бинокли. Демонстрация карты Солнечной системы и рассказ о ее строении.
Подвижная игра Солнце и планеты», объяснение как
же происходит смена дня и ночи, почему то светло, то темно? Итог. Беседа «Солнечная система», «Вращение Земли», игра «Солнце и планеты».
Моделирование смену дня и ночи с помощью лампы и глобуса. С детьми рассмотреть звездное небо – огромное пространство с большим количеством звезд.
МАЙ
1.
«День Победы!» Занятие № 18.
«Беседа о лесе»
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, стр. 58. Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах. Репродукции картин на тему леса, тексты стихов о временах года, предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, ягод, муляжи грибов. Беседа воспитателя с детьми о лесе.
Викторина о лесе. Разгадывание загадок о лесе и его обитателях.
Посещение Выставки «Лес круглый год». Чтение стихотворений, рассматривание картин. Фотовыставка «Путешествие в лес»
3.4.
Мониторинг