ольга голубенко
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1 блок «Осень в гости к нам пришла!» Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Презентация «Осень золотая»
Видеофильм «Краски осени»
Слушанье пьеса П. И. Чайковского «Сентябрь». Осенняя песня” из цикла «Времена года»
Организация выставки репродукций картин художников по теме «Осень в красках»
Публикация «Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы с применением ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
2 блок «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты» Закреплять представления детей об овощах и фруктах; умение их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение) Интерактивная игра «Собери урожай», «Четвёртый лишний»
Презентация «Что нам осень принесла», «Загадки с грядки»,
Слушание песенки Аркадия Филиппенко «Урожайная»
Оформление выставки поделок «Чудеса на грядке»
Просмотр видеофильма «Как собирают в саду урожай»
3 блок «Животные леса осенью» Расширить и обогатить представления детей о диких животных, их образе жизни, питании, жилище, о том, как готовятся к зиме. Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание заботиться о животных.
Познавательный видеофильм «Наши четвероногие соседи»
Аудио загадки «Чей голосок?»
Дидактическая электронная игра «Чей детёныш?», «Чей хвост?»
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
«Слова загадки-картинки отгадки»
Виртуальная экскурсия «По осенним лесным тропинкам»
Рассматривание мультимедийной презентации «Где живут дикие звери»
ОКТЯБРЬ
1 блок Вода в жизни человека Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни человека и сбережения здоровья человека); о свойствах воды: (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния- твердая (снег, град, жидкая, газообразная - пар) Презентация «Вода - царица жизни!»
Экспериментирование «Свойства воды»
Видеофильм «Где живёт вода»(агрегатные состояния воды)
Прослушивание композиции «Музыка дождя»
Мультфильм «Секреты воды»
2 блок «В мире деревьев» Накапливать впечатления о деревьях. Формировать умение детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Изготовление альбома «Деревья нашего края»
Музыкальная презентация «Деревья и листья»
Электронная игра «С какого дерева листок?»
Виртуальная экскурсия «Путешествие паучка в лес»
Слушание «Осенние звуки леса»
3 блок «Птицы осенью» Дать детям представление о перелетных птицах. Продолжать знакомить детей с характерными признаками осени. Закрепить знания об отличительных особенностях внешнего вида и способа передвижения птиц. Воспитывать желание заботится о птицах. Мультимедийной презентации «Перелетные птицы»
Дидактические игры:
«Собери и расскажи про птичку»,
«Какая птица лишняя?»
Развивающее упражнение «Раскрась птичку»
Презентация «Образ птицы на Руси», «Разнообразие птиц России»
Слушание «Голоса птиц осенью»
НОЯБРЬ
1 блок «Водные ресурсы Земли»
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родник, озера, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. Познавательный мир «Реки, озёра, моря и океаны»
Рассматривание плаката «Водные ресурсы нашего края»
Дидактическая электронная игра «Для чего нужна вода?»
Слушание муз - го произведения
Чайковского П. И. «Грустный дождик» из цикла «Времена года»
Опыт с водой «Очистка воды от различных примесей с помощью фильтров»
2 блок «Царство грибов»
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов Просмотр презентаций:
«В царстве грибов», «Съедобные – несъедобные грибы»
Просмотр видеофильма «Грибная страна» Исследовательская деятельность «Строение гриба».
Интерактивная игра «Помоги грибнику»
Игра-презентация «Загадки-отгадки» Музыкальная игра «За грибами в лес»
Музыкальная сказка «Грибы»
3 блок Как звери готовятся к зиме? Систематизировать знания детей о жизни диких животных, работать над развитием словарного запаса, воспитывать бережное отношение к природе. Видеофильмы «Белкина кладовая», «Кто к зиме переодевается?»
Презентация «Как медведь к зиме готовиться?»
Видео загадки «Кто это сделал?»
ДЕКАБРЬ
1 блок Проказы матушки - зимы. Обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце- декабре, используя разные жанры устного народного творчества, развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы, закрепить знания правила при неблагоприятных погодных условиях. Интерактивная игра «Зимние загадки» Подвижная игра «Снежинки и ветер» Эксперименты с водой «Изготовление цветных льдинок»
Презентация «Мороз - берегите щёки и нос!»
Игра-презентация «Загадки о зиме и зимних явлениях в природе»
2 блок «Кто живет на подоконнике?»
Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать формировать умение детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Выявить влияние воздуха, воды и солнца на жизнь и развитие растений. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Рассматривание плакатов «Уход за комнатными растениями»
Интерактивная игра «Какого растения не стало?»
Опыт «Рост растения в разных условиях» (свет, тепло, влага, почвенное питание) Фотовыставка (совместно с родителями)«Как мы ухаживаем за комнатными растениями!»
Презентация «Как посадить для мамы цветок?», «Стоп- опасные комнатные растения!»
3 блок Наши друзья- зимующие птицы Дать детям представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразие; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь. Мультимедийная презентация «Зимующие птицы», «Птичь столовая»
Интерактивные игры: «Собери и назови»,
«Четвёртый лишний?», «Кто что ест?»
Развивающее упражнение «Раскрась птичку»
Видео-экскурсия в зимний лес. Презентация –загадка «Зимующие птицы»
Слушание «Голоса зимующих птиц»
ЯНВАРЬ
1 блок «Снег-это что?»
Исследовать, что такое снег; способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным); формирование у детей системы элементарных экологических знаний о снеге.
Опыты со снегом: «Свойства снега», «Испарение воды в мороз», «Исследование чистоты снега»
Презентация «Нужен ли зимой растениям снег?»
Слайд-шоу «Формы снежинок». Фотовыставка «Морозные узоры»
Слушанье звуков «Как скрипит снег», «Метель».
2 блок «Деревья зимой»
познакомить с жизнью деревьев зимой; активизировать и закрепить знание о природе и её обитателях : пробуждать добрые чувства по отношению к природе; формировать заботливое отношение к ней восхищение её красотой.
Беседы по темам:
«Как зимуют деревья?», «Может ли мороз убить дерево?»
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польз)
Интерактивные игры «Что где растет?», «Чьи почки?».
Чтение художественной литературы:
Т. Шорыгина «Зимний ельник», «Прогулка в лес».
Презентация «Деревья зимой»
Виртуальная экскурсия «В гости к зимнему лесу»
3 блок «Что мы знаем о рыбах?» формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; сформировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ;
вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Рассматривание плаката аквариума – водной экосистемы
Наблюдения за аквариумными рыбками.
Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
Виртуальная экскурсия «Тайны подводного мира»
Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка»
Презентация «Знакомьтесь – рыбы!» (Морские, речные и аквариумные)
Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».
Музыкально – игровое упражнение «Мы - рыбки»
ФЕВРАЛЬ
1 блок «Неживая природа – песок, глина, камни»
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. Альбом «Чудо-камни»
Опыты на определение свойства песка, глины и камня
Познавательный фильм «Полезные свойства глины»
Рассматривание презентации «Неживая природа»
Видео – загадки о неживой природе.
Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет», «Глиняная сказка», «Глиняный парень», Н. И. Сладков «Сушёные камни».
Рисование цветным песком «Песочная сказка»
Дидактическа игра «Из чего сделано» (песок, камень, глина)
Проектная деятельность «Сыпучая анимация»
Интерактивная викторина «Волшебные свойства глины»
Создание коллекции «Такие разные камни»
2 блок «Зелёная аптека»
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Беседа: «Лекарственные растения—средства оздоровления организма человека».
Просмотр презентации «Природное лекарство», «Полезные травы»
Видео - загадки «В царстве лекарственных растений»
Развлечение с применением ИКТ : «В гостях у бабушки Знахарки».
Просмотр видео – фильма «Лекарственные травы нашей страны»
Интерактивная игра. «Зелёный доктор»
3 блок «Зимовье зверей».
Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Закрепить знания о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Закрепить умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания. Развивать интерес к жизни животных. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Просмотр презентации «Как звери зимуют» Рассматривание подборки репродукций картин по теме «Зимний лес», иллюстраций Игры-имитации, драматизация сказки «Зимовье зверей»
Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Волчишко»,
Исследовательская деятельность: «Чьи следы?»
Интерактивная игры «Чьи следы?»
МАРТ
1 блок Признаки весны Уточнить признаки весны; формировать представления о весне, как периоде пробуждения природы; показать зависимость роста растения от изменения в живой природе, связанных с приходом весны; закрепить названия первых весенних цветов. Дидактические игры: «Что изменилось на улице?», «Что с начало, что потом?»
Дидактическая электронная игра «Когда это бывает?», «Чудо цветок»
Труд в природе «Посадка различных видов семян».
Слушанье музыкального произведения.
П. Чайковский «Времена года. Весна»
Чтение стихотворений о весне «Лицом к весне» Р. Сеф. «Песенка весенних минут» В. Берестов.
Аудио загадки «Весенние звуки»
Презентация «К нам весна шагает быстрыми шагами…»
2 блок «Такие разные ягоды»
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых. Их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах). Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Презентация «Ягоды – лесные и садовые»
Развивающая игра «Прогулка в лес» Рассматривание иллюстраций, муляжей. Отгадывание видео - загадок о ягодах.
Интерактивная игра «Собери ягоды в лукошко» (Лесные и садовые ягоды) Игровые ситуации: «Если ты оказался один в лесу», «Вот они – ягоды»(ядовитые ягоды) Слушание песенки «Ягодка-малинка»
3 блок Домашние птицы и их детеныши Систематизировать представления о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека,; развивать память внимание, мышление, речь; воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме. Рассматривание альбома «Домашние птицы»
Игра-презентация «Загадки-отгадки» о домашних птицах
Раскрашивание раскрасок по теме «Домашние птицы»
Беседа «Домашние птицы – кто это?»
Разучивание артикуляционной гимнастики «Домашние птицы»
Электронная игра «Большие и маленькие», «У кого кто?»
Подвижная игра. «Птички и кошка»
Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
Слушание аудиозаписи «Птичьи голоса»
Виртуальная экскурсия «На птичьем дворе»
Дидактическая игра «Кто, где находится?»
АПРЕЛЬ
1 блок Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья сформировать представление о здоровом образе жизни; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека; формировать знания о том, что природа является источником здоровья Рассматривание презентации «Где спряталась вода?» и «Какая бывает вода?», «Вода – бесценный дар природы» Дидактические игры: «Что изменилось?», «Найди ошибку»
Чтение произведения «Превращения капельки» .
Показ презентации «Воздух вокруг нас или где спрятался воздух?»
Видеофильмы «Воздушная среда и её обитатели», «Чистый и загрязнённый воздух - что лучше?»
Создание мини-музея «Музей воздуха».
Экспериментальная деятельность:
«Как поймать воздух?»
«как воздух работает?»
«Слышим воздух»
Слушание аудиозаписи «Музыка ветра»
Подвижная игра «Ветерок»
2 блок Первоцветы Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе. Слушанье грамзаписи «Подснежник»
Презентация «Первоцветы», «Легенда о ландыше», «Вестники весны»
Интерактивные игры «Найди лишний цветок», «Собери подснежники»
Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б. Житкова «Цветок»
Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».
Экскурсия на участок с первоцветами
Слушание музыки: Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов».
Слушание песен: Ю. Антонов «Не рвите цветы»
«А в Африке, а в Африке…»
Закрепить знания детей о животных жарких стран (название, особенности внешнего вида, название детенышей). Уточнить и активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к окружающему миру и бережному, заботливому отношению к животным. Беседы с детьми :
«Какие животные живут в жарких странах»
Просмотр презентаций «Животные Африки», «Какие растения растут в жарких странах»
Виртуальная экскурсия «Путешествие по Саванне»
Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Айболит», «Бармалей».
Изготовление макета «Африка. Саванна»
Музыкально – танцевальная игра «У жирафа», «Мы весёлые мартышки»
Интерактивная викторина «Дикая Африка
МАЙ
1 блок «Чудесные свойства магнита». Совершенствовать знания детей о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы. Развивать интерес к исследовательскому поиску. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни. Презентация «Волшебные свойства магнита», «Что такое магнетизм в природе?»
«История появления «магнита»»
Опыты «Притягивает – не притягивает?», «Два магнита», Скрепка в стакане»
Познавательный мультфильм «Магнитное поле Земли»
Просмотр мультфильма «Смешарики» (серия «Магнетизм»)
Подвижная игра «Магнитики»
Рассматривание фотографий и картинок с изображением магнитов разной формы и размера
Чтение отрывка из сказки (проЭлю и Железного Дровосека) А. Волкова «Волшебник изумрудного города»
Изготовление магнитного театра
2 блок Экологическая тропа
Приблизить детей к природе; формировать у детей умение общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
Беседа «Экологическая тропа в нашем саду»
Оформление плаката «Экологическая тропа» с использованием природного материала
Рисование «Кого мы видели на экологической тропе»
Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» с показом познавательного видеофильма.
Целевая прогулка по экологической тропинке
Интерактивный плакат «Что ты сделал доброе для природы?»
3 блок Эти удивительные насекомые Познакомить детей с разнообразным миром насекомых, развивать внимание, память, воображение воспитывать интерес разнообразного окружающего мира. Стремление к сохранению его многообразия. Чтение дет. энциклопедии «Почему насекомые кусаются?»
Презентация «Удивительные насекомые нашей планеты», «Как сверчок предупреждает об опасности»
Дидактические игры: «Собери насекомое», «Четвёртый лишний»
Проблемная ситуация «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»
-Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;
Беседы с детьми : «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?»,
Познавательный фильм «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная»
«Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?»
Виртуальная экскурсия «Путешествие по муравейнику»