Людмила Иванова
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения. сентябрь
-Ежедневно отмечать состояние погоды.
-Проводить наблюдения за солнцем, ветром, облаками, за дождем.
-Наблюдения в живой природе, за деревьями и кустарниками.
-Наблюдения за пауками и насекомыми.
-Наблюдения за птицами.
- Изменения погоды в солнечные и пасмурные дни. Изменения цвета листьев на участке, в лесу, на лугу. Линька кошек и собак.
Опыты. «Солнце высушивает предметы», «Почему песок хорошо сыплется», «научи яйцо плавать», «Узнаем какая вода», «Окрашивание воды», «Тонет – не тонет».
Публикация «Перспективный план работы по экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Труд в природе. Уход за растениями в уголке природы. Перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, сбор осенних листьев, семян цветов. Устройство выставки «Дары природы».
Чтение сказок. «капельки».
октябрь
Наблюдения.
- Продолжать отмечать состояния погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Отметить резкое сокращение светового дня.
Опыты. «Что в пакете?» - выявить свойства воздуха.
-«Поиск воздуха» - обнаружить воздух.
-«Надувание мыльных пузырей»- доказать, что воздух занимает место.
Труд в природе. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголке природы. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала.
Чтение сказки. «Путешествие капельки с воздухом»
Д/ игра: «Пузырьки спасатели»
«Воздушный шарик и соломинка»
Беседа. «Откуда берется воздух».
ноябрь
Наблюдения За осадками, за первым выпавшим снегом, За льдом, за инеем (объяснить, что такое иней и чем он отличается от снега).
Обратить внимания на перемены в одежде людей. В уголке природы отметить изменения в жизни растений (растения не цветут, у некоторых облетают листья). Рассматривание снежинок через лупу.
Опыты. «Замерзание воды».
Заучивания стихотворения К. Бальмонт «Снежинка»
В центре экспериментирования пополнить емкости для определения свойства воды, испаряемости воды;
Предметы способные плавать и тонуть, предметы из разных материалов;
Кусочки коры от разных деревьев, лупы.
Труд в природе. Изготовление кормушек, подкормка птиц.
Декабрь
Наблюдения. За осадками, определения характера дождя (мелкий, моросящий, затяжной, холодный)
- Рассказывание сказки «О том как краски заблудились»
- Беседа о пользе воды;
- Рассматривание иллюстраций;
Опыты. «Смешивание красок», «Береги воду», «Дружба красок», «Поможем воде быть чистой».
-Пополнение центра экспериментирования за счет разнообразных прозрачных бутылочек.
Труд в природе.
Сбор листьев для использования при изготовлении поделок.
Январь
- Наблюдения за состоянием снега ( изменением цвета: голубоватый, синеватый в зависимости от освещения);
- Рассматривание снежинок через лупу в морозную погоду, в оттепель;
- Рассматривание узоров на окне;
- Наблюдение за снегопадом (на деревьях образуются навесы);
- Рассматривание снега и определения состояния снега (рыхлый, мелкий, сухой).
-Выполнения зарисовок;
- Рассказывание сказки «Путешествие капелек с воздухом».
Опыты. «Замерзание воды», «Разноцветные льдинки», «Рассматривание снега под лупой», «При замерзании вода расширяется».
Труд в природе.
Устройство горки для кукол. Сооружение разнообразных построек из снега.
февраль
- Игры с магнитной доской и магнитом;
- Чтение глав из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
Опыты. «Достань гвоздики из воды, не замочив руки», «Друзья магнита» с использованием металла, бумаги, дерева, ткани.
Объяснить и разучить пословицу:
«В феврале два друга – мороз и вьюга»
Объяснить и разучить примету:
«Снег прилипает к деревьям – тепло будет».
Дидактические игры: «Сравни», «Что сначала, что потом».
Пополнение центра экспериментирования магнитами разной величины, предметами из разных материалов (скрепки, гвозди, крышки от бутылок, ножницы, расчески и тд.).
март
- Рассматривания разных видов бумаги;
- Чтение произведения В. Сутеевой «Кораблик», С. маршака «Плывет, плывет кораблик».
Дидактическая игра: «Подбери слово».
Конструирование из бумаги корабликов.
Проведение опытов: «Рвется – не рвется», «Прозрачность бумаги», «Какая бумага послушнее».
- Пополнение центра экспериментирования разными видами бумаги – тонкой, салфетками, картоном, цветной, калькой и т. п.
апрель
- Рассматривание разных видов бумаги;
- Игры: «Копировальная машина»,
«Сделай так же», «Волшебный лес»,
«Заколдованное королевство»;
- Проведение опытов: «Почему остается след», «какого цвета след от цветного карандаша»;
Наблюдения.
Сбор веток с почками для наблюдения в группе
- Пополнение центра экспериментирования листами белой бумаги, копировальной бумагой разного цвета, карандашами (простым и цветными).
май
- Работа с моделью «Земля», песок, глина»;
-Игра «Расскажи, какой бывает земля»;
- Беседа на тему «Земля – наша кормилица»;
- Рассматривание книг, иллюстраций о пустыне;
- Лепка изделий из глины
- Постройки из песка;
Проведение опытов.
- «Почему песок хорошо сыплется?»,
- «Посадим дерево».
- «Ветер» (изменения песка и глины при взаимодействии с водой и ветром);
- «Где вода?» (песок и глина по разному впитываю воду).
- Пополнения центра экспериментирования емкостями с землей, песком, глиной.