светлана Климашина
Перспективный план работы по экологическому воспитанию на зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ЗИМНИЙ СЕЗОН
Задачи по экологическому воспитанию на зимний сезон
1. Уточнять представления о существенных признаках сезона: понижение температуры, заморозки, снегопад, сосульки, долгота дня, лёд, мороз, вьюга, гололёд, сезонные изменения в одежде.
2. Систематизировать у детей знания о последовательности изменений внутри сезона.
Публикация «Перспективный план работы по экологическому воспитанию на зимний период» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитывать познавательный интерес к зимней природе, к народному календарю.
4. Закреплять у детей представления о разных видах труда взрослых, типичного для данного сезонна: расчистка участка от снега, утепление снегом молодых деревьев, посыпание дорожек песком.
5. Развивать у детей умения устанавливать связи между явлениями, происходящими в живой и неживой природе: температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц, направлением ветра и свойствами снега и состоянием погоды.
6. Формировать трудовые умения и навыки (проращивание зелени).
7. Воспитывать у детей действенное отношение к природе, вырабатывать нормы и правила поведения в природе.
8. Формировать представления об экологической системе «лес». Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.
9. Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу, что не бывает вредных животных.
10. Закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Тема: Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
Цель: Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы.
2. Тема: «Зимние встречи».
Цель: Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
3. Тема: Экскурсия в зимний парк.
Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
4. Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Цель: Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами. Вызвать желание помочь птицам.
5. Тема: «Беседа о лесе».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.
6. Тема: «Цепочки в лесу»
Цель: Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
7. Тема: «Как животные приспособились к зиме».
Цель:
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям. Развивать умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания животного.
8. Тема: Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении?»
Цель: Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение; его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок.
9. Тема: «Если хочешь быть здоров!».
Цель:
Закрепить представления о приспосабливаемости к зимним условиям. Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья. Познакомить с правилами поведения при заболевании.
10. Тема: «Север – царство льда и снега»
Цель:
Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата.
Наблюдения в повседневной жизни.
- Наблюдение за продолжительностью дня (в начале зимы – сокращается, затем увеличивается) – длительное наблюдение. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота.
- За признаками наступающей зимы (водоемы замерзли, снег не тает, люди тепло одеты, холода).
- Наблюдение за следами на снегу: зверей, птиц, людей, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом и утоптанном снегу.
- Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
- Наблюдение за снегом – длительное (измерение глубины после каждого снегопада).
- Наблюдения за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый).
- Рассматривание снежинок в разную погоду ( установить зависимость: тихая, морозная – отдельные снежинки; потепление – хлопья, слипшиеся; похолодание – крупа; ветер – иголки).
- Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм, какой птице нужен. Отметить, особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу.
- Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины.
- Рассматривание почек – длительное (в начале, середине, и конце зимы, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.
- Рассматривание ели и сосны (отличия и сходство – хвойные деревья).
- Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель – в чем сходство, в чем различие.
- Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки.
- Наблюдение за трудом взрослых в парках, на дорогах.
Беседы в повседневной жизни.
1. Тема: «Беседа о зиме»
Цель:
Конкретизировать и углубить представления о зиме: Состояние погоды, типичные осадки, особенности жизни домашних и диких животных.
Наглядный материал:
Стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый»
Фигурки диких и домашних животных.
2. Тема: «Сокровища леса»
Цель:
Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лес.
Наглядный материал:
Картинки с изображением леса.
3. Тема: «Кто главный в лесу?»
Цель:
Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.
Наглядный материал:
Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».
4. Тема: «Что такое огонь?»
Цель:
Познакомить с огнем как с явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле.
Наглядный материал:
Любимый игровой персонаж, две свечки, спички, модель вращения Земли вокруг Солнца.
5. Тема: «Как животные приспособились к зиме»
Цель:
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
Наглядный материал:
Карточки с изображением приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски, приготовление запасов, подготовка жилища.
6. Тема «Беседа о диких животных»
Цель:
Сформировать обобщенное представление о зверях. Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки.
Наглядный материал:
Фигуры животных: белка, еж, волк, медведь. Картинки с изображением диких животных.
7. Тема: «Не причиняй вреда природе»
Цель:
Обговорить правила поведения в природе. Напомнить, что природа живая.
Наглядный материал:
Картинки с изображением зимнего леса.
8. Тема: «Что мы знаем о птицах?»
Цель:
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Наглядный материал:
Иллюстрации зимующих и перелётных птиц.
9. Тема «Куда исчезают зимой рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые»
Цель:
Формирование у детей представления о жизни рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомых, их приспособленности к зимним условиям.
Наглядный материал:
Кукла Почемучка, рассказ «Где зимуют лягушки», экология в картинках.
10. Тема:«Беседа о жизни людей на Севере»
Цель:
Расширить представление детей о нашей стране. Дать представление о жизни людей живущих в других климатических условиях.
Наглядный материал:
Кукла в национальной северной одежде, картина «Дети севера».
11. Тема: «Как узнать зиму?»
Цель:
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания образе жизни и поведения животных зимой.
Наглядный материал:
Картины на зимнюю тематику, календарь наблюдений.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
«Что за птица?».
Дид. задача: Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и по описанию узнавать их.
«К названному дереву беги».
Дид. задача: Учить детей быстро находить названное дерево.
«Птичья столовая».
Дид. задача: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
«Чьи Следы?»
Дид. задача: определить, какая птица оставила тот или иной след.
«Зоологическое домино».
Дид. задача: Закрепить представления детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.
«Что где растёт».
Дид. задача: Закреплять представления детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания.
«Природа и человек».
Дид. задача: Закреплять, систематизировать представления детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
«Где снежинки?».
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
«Чудесный мешочек».
Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
«Узнай птицу по силуэту».
Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
«Кто, как зимует»
Дид. задача: закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.
«Времена года»
Дид. задача: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
«Найди себе пару» (домашнее животное – дикое животное)
Дид. задача: Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаках. Сформировать обобщенное представление о диких и домашних животных.
«Когда это бывает?»
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЧТО ТАКОЕ ЛЁД?
Цель: Подвести к пониманию, что лёд – это замершая вода.
Условия: Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега.
Результат: Кубики льда в тёплом помещении растаяли.
Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
НУЖЕН ЛИ КОРНЯМ ВОЗДУХ?
Цель: Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Условия: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).
Вывод: Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
НА СВЕТУ ИЛИ В ТЕМНОТЕ?
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Условия: Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Воспитатель предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Вывод: Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание).
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?
Цель: подвести к пониманию, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
Условия: В две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне).
Вывод: чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ?
Цель: Познакомить со свойствами воды – прозрачность.
Условия: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный» : предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ЧТО ТАКОЕ ПАР?
Цель: Доказать детям, что пар – это вода.
Условия: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, покажите их детям.
Вывод: доказали что пар – это капельки воды.
КАК ВЫЯВИТЬ ПЛАВУЧЕСТЬ ПРЕДМЕТОВ?
Цель: Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают.
Условия: Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка – с плотно закрытой пробкой, другая с неплотно завинчивающейся пробкой.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникнет в предметы, они утонут.
КАКИМ БЫВАЕТ ВОЗДУХ?
Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый.
Условия: Взять две свечи (проводить в холодную погоду). Приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну свечу внизу, другую – вверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.
Вывод: Пламя нижней свечи направлено внутрь комнаты; холодный воздух идет по низу. Пламя верхней свечи – наружу; теплый воздух идет поверху.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. А. Пушкин «Зимний вечер».
2. Г. Снегирёв «Про птиц», «След оленя».
3. Л. Толстой «Птичка».
4. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
5. Н. Сладков «Разноцветная земля», «Суд над декабрем», «Январь», «Птичьи столовые».
6. С. Маршак «Ледяной остров», «Эта снежная страница».
7. А. Членов «Как Алёшка жил на Севере».
8. потешки, поговорки, загадки.
9. р. н. сказка «Зимовье зверей».
10. К. Ушинский «Бодливая корова».
11. К. Бальмонт «Снежинка».
12. В. Брюсов «Первый снег».
13. М. Пришвин «Этажи леса».
14. Н. Некрасов «Мороз - красный нос».
15. А. Стрижов «Декабрь».
16. Ю. Коваль «Заячьи тропы».
17. И. Бунин «Метель».
18. В. Бианки «Январский снег», «Лес зимой», «Стая птиц под снегом».
19. С. Есенин «Берёза», «Пороша».
20. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза».
21. Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «В зимнюю стужу».
22. Е. Благинина «Мороз», «Снегурка».
23. С. Иванов «Каким бывает снег».
24. В. Алфёров «Птички-синички».
25. И Винокуров «Кто как зимует».
26. В. Архангельский «Летят пушистые снежинки».
27. А. Броцкий «Белый мишка».
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Викторина по экологии в форме игры «Что? Где? Когда?»
ЦЕЛЬ:
Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
ЗАДАЧИ:
• Закреплять знания детей о явлениях природы, о животном и растительном мире в зимних условиях;
• Учить детей обсуждать ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других;
• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Беседы на тему: «БОГАТСТВО ПРИРОДЫ», «ПРИРОДА ЗИМОЙ», «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ», рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
ФОРМА РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ
Выставка зимних поделок.
Изготовление кормушек для птиц. -Привлечение родителей к работе детского сада.
- Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Папки-передвижки: «Дни зимой еще короче», «Пернатые друзья». Расширить представления о жизни птиц зимой: об их внешнем виде и питании.
Привлечь родителей и детей к заботе о птицах зимой.
Прогулка в зимний парк. Подкормить зимующих птиц. Привлечь родителей к совместному общению с детьми.
Домашнее задание на тему: ЗИМА Беседы с детьми о времени года.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Дидактическая игра «Подбери признак».
Консультация «Как научить ребенка ухаживать за комнатными растениями».
«Ребёнок – исследователь».