Марина Латовская
Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по разделу в старшей группе
Сентябрь. «Прогулка по городу».
Цель: закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Продолжать ориентироваться в ближайшем к детскому саду микрорайоне, разбираться в этой схеме.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа И. Серякова «Машина, которую рисовать научили».
Публикация «Перспективный план работы по разделу „Правила дорожного движения“ в старшей группе» размещена в разделах
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Познание. Знакомство детей с разделительной полосой, «Островком безопасности» и с понятием «Бордюр».
Физическая культура. Подвижная игра «Ориентирование».
Безопасность. «Проложи безопасный маршрут от дома до детского сада» (работа со схемами).
Октябрь. «Светофор».
Цель: закрепить знания сигналов светофора: красный, красный и жёлтый одновременно, зелёный мигающий, зелёный, жёлтый. Познакомить с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам. Учить начинать движение на зелёный сигнал светофора только убедившись, что все машины остановились.
Виды интеграции образовательных областей. Физическая культура. Развлечение «Петрушка и светофор».
Физическая культура. Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный».
Познание. Познакомить детей с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам.
Художественное творчество. Аппликация. «Светофор с дополнительными секциями».
Ноябрь. «Дорожные знаки».
Цель: закрепить назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещён», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками.
Познание. Дидактическая игра «Угадай, какой знак».
Безопасность. Предложить детям на макете улицы правильно расставить дорожные знаки.
Социализация. Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков».
Художественное творчество. Рисование. «Нарисуй дорожный знак».
Декабрь. «Транспорт».
Цель: учить ориентироваться в многообразии транспортных средств своего села (наземного, железнодорожного). Познакомить с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями, правилами езды на велосипеде. Уточнить знания о труде шофёра.
Виды интеграции образовательных областей. Безопасность. Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».
Познание. Беседа о правилах езды на велосипеде.
Коммуникация. Чтение художественной литературы. Марина Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде».
Физическая культура. Подвижная игра «Стоп».
Познание. Дидактическая игра «Теремок».
Художественное творчество. Аппликация. «Мой любимый велосипед».
Январь. «Путешествие по автогородку».
Цель: продолжить знакомство детей с основными пунктами автогородка (место остановки автобуса, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция, пост ДПС). Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении.
Виды интеграции образовательных областей. Безопасность. Логическое упражнение «Определи безопасный путь».
Физическая культура. Подвижная игра «Поехали».
Социализация. Предложить детям на макете обыграть правила пешеходов и водителей.
Познание. «Строим автогородок» из строительного материала (коллективная работа).
Февраль. «Сигналы регулировщика».
Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение стихотворения Н. Гончаровой «Постовой», С. Михалкова «Моя улица».
Познание. Рассказ воспитателя о работе милиционера-регулировщика и о его сигналах.
Безопасность. «Жесты регулировщика».
Физическая культура. Подвижная игра «Кто быстрей доедет».
Познание. Дидактическая игра «Разгадай ребус».
Март. «Мы – пассажиры».
Цель: Привить детям правила пользования маршрутным транспортом, где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе. Познакомить с обязанностями пассажиров.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. «Путешествие на автобусе»
Познание. Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт автобус».
Социализация. Обыгрывание игровых ситуаций: «Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта», «Поведение пассажира во время посадки», «Поведение пассажира во время движения», «Поведение при выходе».
Апрель. «Мы – пешеходы».
Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и перехода через проезжую часть группами и индивидуально.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Дискуссия на тему «В чём опасность, если ребёнок перебегает дорогу?».
Безопасность. Познакомить детей с правилами пешехода».
Познание. Дидактическая игра «Лото пешехода».
Социализация. Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы».
Май. «Перекрёсток».
Цель: закрепить понятие «Перекрёсток», правила перехода перекрёстка. Познакомить с видами перекрё стков: четырёхсторонние, трёхсторонние, многосторонние. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Дискуссия на тему «Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющего дополнительную секцию со стрелкой?».
Физическая культура. Игра-эстафета.
Познание. Дидактическая игра «Виды перекрёстков».
Художественное творчество. Рисование. «Перекрёсток».
Методика работы с детьми старшей группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге.
В старшей группе продолжается изучение правил, привитие навыков безопасного поведения на дороге методами, описанными в других группах, и проводятся практические занятия:
- под наблюдением воспитателей осуществлять движение по дороге и переход проезжей части в установленных местах. По схеме рассказывать, как наиболее безопасно идти в детский сад, а потом и в школу. Учить ребенка разбираться в схеме микрорайона вокруг детского сада;
- учить не только самим правильно вести себя в дорожной обстановке, но и управлять направлением движения своих друзей, делать им замечания («не посмотрел направо», «отвлекаешься»);
- количество прогулок увеличивается, дети высказывают свое впечатление не только о своем поведении, но и о поведении своих друзей;
- при разрешенном движении по зеленому сигналу светофора надо начинать движение только после того, как убедишься, что водители транспортных средств при повороте направо и в конце поворота налево уступают дорогу пешеходу;
- при обучении применять ситуационный метод, который позволяет изучить поведение ребенка на примерах причин, характерных ДТП. Запоминать характерные дорожные ситуации, не заучивая готовые ответы, а путем дискуссии, совместного поиска ответов на вопросы. Для дискуссии можно использовать такие вопросы:«Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт?», «Какое из стоящих транспортных средств опаснее других?», «Чем опасны деревья, кусты, заборы, столбы возле проезжей части?», «В чем опасность, если ребенок перебегает дорогу?», «В чем опасность, если дети играют рядом с проезжей частью?» и другие.
Переходить проезжую часть пешеходам можно по сигналам пешеходного светофора или когда транспортный светофор имеет зеленый основной сигнал и выключенные стрелки направо или налево в дополнительных секциях. В этом случае пешеход переходит проезжую часть безусловно, т. е. транспорт не поворачивает ни налево, ни направо, и пешеход может свободно переходить проезжую часть. При включении в дополнительной секции стрелки переходить проезжую часть по основному зеленому сигналу запрещено;
- после того как изучены сигналы светофора, необходимо переходить к изучению сигналов регулировщика (таких сигналов пять, они были рассмотрены ранее);
- сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение. Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Поднятая рука регулировщика вверх запрещает движение всем и предупреждает о смене сигнала, но не обязательно запрещающий меняется на разрешающий, и наоборот, т. е. этот сигнал может соответствовать сигналу светофора красный и желтый одновременно - приготовиться к движению, а может соответствовать и желтому, когда готовиться к движению еще не надо - будет опять запрещающий сигнал для пешехода или водителя, нет необходимости детям это объяснять. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика и в каком направлении разрешено движение пешехода;
Необходимо помнить!
При разрешенном направлении движения пешеходов разрешен и поворот направо транспорту, поэтому пешеход должен убедиться, что водитель транспорта ему уступает дорогу.
ПОМНИТЕ!
Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора.
- в старшей группе надо учить и обязанностям пассажира, при этом различают следующие моменты:
1. Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта - стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.
2. Поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проходить внутрь салона.
3. Поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон (отвлекается водитель от управления, а это опасно). Заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.
4. Поведение при выходе - первым выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.
К 6 годам у детей должны выработаться следующие навыки :
- перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности, переходить проезжую часть;
- знать все места, где разрешается ходить по дороге, и переходить проезжую часть дороги;
- регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигналы светофора;
- соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте.