Марина Латовская
Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь «Дорожные знаки».
Цель: закрепить знания детей о видах и назначении дорожных знаков; познакомить с дорожными знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога»; учить воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями, различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов и пешеходов.
Публикация «Перспективный план работы по разделу „Правила дорожного движения“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Виды интеграции образовательных областей. Познание. Знакомство с дорожными знаками
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога»;
Физическая культура. Подвижная игра «К своим знакам».
Познание. Дидактическая игра «Сложи дорожный знак».
Художественное творчество. Рисование. Оформить выставку детских рисунков на тему «Знаки-помощники».
Октябрь. «Устройство улицы».
Цель: закрепить понятие «Улица», её составные части и их назначение. Продолжать развивать умение ориентироваться на плане ближайшего окружения детского сада. Дать представление о многополосном движении. Раскрыть понятия «Час пик», «Интенсивное движение».
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Рассматривание иллюстраций улиц с проезжей частью.
Познание. Дидактическая игра «Выполни задание».
Безопасность. Детям предлагается карандашами разных цветов на плане обозначить безопасный путь.
Физическая культура. «Эстафета автомобилей».
Художественное творчество. Аппликация. «Составные части улицы»
Ноябрь. «Транспорт».
Цель: закрепить знания о двустороннем и одностороннем движении; познакомить с сигнализацией машин, сиреной специального транспорта; дать представление о тормозном пути автомобиля; учить детей давать оценку действиям водителя.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Рассматривание иллюстративного материала «Специальный транспорт».
Познание. Познакомить с сигнализацией машин, сиреной специального транспорта; дать представление о тормозном пути автомобиля. Дидактическая игра «Угадай, какой машине принадлежит сигнал».
Физическая культура. Эстафета автомобилей.
Безопасность. Дети проговаривают правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением.
Художественное творчество. Рисование. Оформить выставку детских рисунков на тему «Транспорт».
Декабрь. «Светофор».
Цель: закрепить виды светофоров, место установки каждого вида (трёхцветный, двухцветный, с поворотом) светофора и назначение; дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора; учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её и уметь её использовать.
Виды интеграции образовательных областей. Познание. Знакомство детей с историей развития светофора.
Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Г. Юрмина «Кто такие светящиеся человечки».
Физическая культура. Подвижная игра «Тир «Светофор».
Социализация. Обыгрывание игровых ситуаций: стоящий грузовик и внезапно выезжающий из-за него встречный транспорт; попутный транспорт; движущийся транспорт и транспорт, обгоняющий его и выезжающий из-за него; движущийся транспорт и встречный транспорт, выезжающий из-за первого.
Январь. «Работа сотрудника ГИБДД».
Цель: закрепить сигналы регулировщика, их соответствие сигналам светофора; познакомить с обязан-ностями сотрудника ГИБДД; дать представление о том, что регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигнала светофора.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение отрывка из рассказа Ф. Жички «Один человек и сто машин».
Познание. Познакомить с обязанностями сотрудника ГИБДД
Физическая культура. Подвижная игра «Жесты регулировщика».
Художественное творчество. Рисование. Раскрась раскраску «Регулировщик и его сигналы»
Февраль. «Правила прохода проезжей части, движение по улице».
Цель: закрепить умение переходить проезжую часть по переходу: посмотреть налево–направо, если не успел перейти – остановиться на «Островке безопасности» или разделительной линии. Закрепить умение ходить группой; дать представление о том, что ходить по улице необходимо по правой стороне, вне населённых пунктов только с взрослыми, по краю обочины, навстречу движения транспорта; воспитывать культуру перехода проезжей части.
Виды интеграции образовательных областей. Познание. ««Что? Где? Когда?» по Правилам дорожного движения.
Коммуникация. Инсценирование перехода проезжей части для детей младших возрастных групп.
Физическая культура. Развлечение - детская олимпиада «Примерный пешеход».
Социализация. Игра «Это я».
Март. «Перекрёсток».
Цель: закрепить виды перекрёстков, правила их перехода; разъяснить детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды (дождь, туман, гололёд, морозная погода, оттепель); учить оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха; воспитывать культуру движения пешеходов.
Виды интеграции образовательных областей. Познание. Экскурсия к перекрёстку.
Коммуникация. Беседа о различных погодных условиях и влиянии их на безопасное движение по дороге «В гололёд», «В дождливый день», «В туман», «В морозную погоду», «Во время снегопада», «Оттепель».
Социализация. Игра-аттракцион «Внимание, пешеход».
Художественное творчество. Аппликация. «Перекрёсток».
Апрель. «Поведение в транспорте»
Цель: закрепить правила поведения в транспорте и обязанности пассажиров, знание мест ожидания пассажирского транспорта; учить детей давать оценку действий пассажира в опасных дорожных ситуациях.
Виды интеграции образовательных областей. Познание. Беседа на тему «Обязанности пассажира».
Социализация. Игра «Автобус» (решение практических заданий).
Физическая культура. Подвижная игра «Автобусы».
Просмотр мультфильма «Дорожная сказка».
Май. «Правила поведения на улице»
Цель: закрепить правила поведения на улице; научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге; убедить детей в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения на дороге.
Виды интеграции образовательных областей. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа «Происшествие с игрушками».
Познание. Викторина «безопасное поведение на улице» (1-й этап словесная, 2-й этап с использованием картинок, ситуаций на макете).
Социализация. Игра «Да или нет».
Физическая культура. Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»
Методика работы с детьми подготовительной группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге.
В подготовительной группе продолжается изучение правил, привитие навыков безопасного поведения на дороге методами, описанными для других групп, и добавляются следующие:
- готовить детей к выпускным экзаменам по правилам безопасного поведения на дорогах и для получения удостоверения юного пешехода;
- разъяснять детям, что они - будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Знакомить детей с безопасным движением по схеме микрорайона;
- развивать у ребенка основные психофизиологические установки, необходимые для безопасного движения по дорогам :
а) оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха (увидел сигнал светофора, транспорт и т. д., услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем или свистком регулировщика);
б)воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле он близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается);
в) развивать мышление - обрабатывать полученную информацию, умение подключать знания, полученные на занятиях, от родителей, взрослых, от средств массовой информации (телевидение, кино, радио, от сигналов, подаваемых водителем или средствами регулирования дорожного движения;
г) убеждать ребенка в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения (отношения);
д) учить ребенка принимать наиболее безопасное решение и исполнять принятое решение (вырабатывать модель поведения). Только воздействие всех лиц, указанных на схеме, позволит уменьшить вероятность попадания в ДТП не только детей, но и вообще граждан России.
- Учите ребенка не только знать скрытую опасность, но и предвидеть ее и уметь ее использовать:
- неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный транспорт;
- стоящий грузовик и внезапно выезжающий из-за него встречный транспорт;
- стоящий грузовик и внезапно выезжающий из-за него попутный транспорт;
- кусты, деревья, забор и транспорт за ними;
- движущийся транспорт и транспорт, обгоняющий его и выезжающий из-за него;
- движущийся транспорт и встречный транспорт, выезжающий из-за первого.
Ребенок должен привыкнуть к обстановке, убедиться, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.
Сам вид предметов, мешающих свободному обзору улицы, должен восприниматься ребенком как сигнал опасности, как команда к повышенной осторожности.
Все уроки предвидения скрытой опасности давайте с тротуара - чаще у пешеходного перехода или в зоне остановки общественного транспорта. Эти дорожные ситуации показаны на рис.
Проводите целевые прогулки по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры. При этом обращайте внимание на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.