Наталья Индюкова
Перспективный план работы по поликультурному воспитанию детей в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1. Развлечение «День знаний»
Цель: Дать детям представления о том, что знания нужны каждому, источник знаний – книги, старшее поколение, школа.
2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость. 3. Продуктивная деятельность. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Публикация «Перспективный план работы по поликультурному воспитанию детей в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
4. «Русские матрешки». Цель: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.
5. Продуктивная деятельность. Аппликация «Украсим матрешку».
Цель: Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
ОКТЯБРЬ
1. Беседа «Гуляй, да присматривайся».
Цель: Систематизировать знания детей об осени, осенних месяцах, народных приметах.
2. Фольклорный праздник «Петрушка на осенинах».
Цель: познакомить детей с традициями народных праздников, осенними народными играми разных стран.
3. Презентация «Пеку, пеку хлебушек».
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
4. «Наша Родина-Россия».
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).
5. "Березка-символ России".
Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, прочесть стихи о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.
6. Продуктивная деятельность. Аппликация «Люблю березку русскую».
Цель: вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.
НОЯБРЬ
1. «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.
2. Экскурсия «Путешествие по городу».
Цель: Познакомить дошкольников со своей малой родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.
3. «Москва – сердце России»
Цель: Рассказать о том, что Москва-главный город, столица нашей Родины.
4. Продуктивная деятельность. Коллективная аппликация «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живёшь!»
Цель: Развивать умение детей коллективно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное, формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
5. Праздник, посвященный Дню матери «Мама – первое слово!»
Цель: Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах.
6. Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительных открыток для мам.
Цель: вызвать желание порадовать маму.
ДЕКАБРЬ
1. Познавательная беседа об особенностях декабря с использованием пословиц и поговорок «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних месяцах, народных приметах; воспитывать интерес к традициям своего народа.
2. Проблемная ситуация «Откуда берет начало моя семья?»
Цель: Расширять представления о своей семье, формировать представления о семейных традициях, родственных отношениях.
3. Путешествие в прошлое своей семьи, презентация своей родословной «Наша дружная семья».
Цель: Закрепить знания имен и отчеств родителей, учить называть имена отчества дедушек и бабушек, воспитывать интерес и уважение к своим близким.
4. Совместно – самостоятельная деятельность: «Книга ласковых имен».
Цель: Познакомить с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. Воспитывать уважительное отношение к людям.
5. Презентация «Гончарные мастеровые. Рассказ о гончарном промысле».
Цель: Расширять знания детей о народных промыслах, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к демонстрируемым экспонатам.
6. Продуктивная деятельность. Аппликация обрывная «Кувшин».
Цель: Учить выполнять аппликацию способом обрывания, закрепить полученные знания о народных промыслах.
ЯНВАРЬ
1. Театрализованное представление для детей «Пришла Коляда – открывай ворота».
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником –Рождеством, «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. 2. Презентация «Новый год, Рождество – история празднования в разных странах мира, народные традиции.
Цель: Расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, Рождестве, традициях празднования этих праздников в разных странах.
3. Продуктивная деятельность. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной».
Цель: Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.
4. Позавательная беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
5. Игра – беседа «Правила, по которым мы живем».
Формировать умения и навыки поведения в обществе; воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.
6. Развлечение «Сердце детское открыто для дружбы».
Цель: Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья», «товарищи». Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботится о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.
ФЕВРАЛЬ
1. Познавательная беседа «Народные промыслы».
Цель: Продолжать формировать знания о народных промыслах; развивать наблюдательность, интерес к народным промыслам.
2. Презентация «Народные промыслы. Сине-голубая гжель».
Цель: Формирование знаний о народных промыслах.
3. Продуктивная деятельность. Роспись тарелочки по мотивам Гжели.
Цель: Познакомить детей со способами росписи по мотивам Гжели.
4. Слушание былин «Сильны и могучи богатыри славной Руси», рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» (ко Дню защитников Отечества)
Цель: Познакомить детей с подвигами богатырей.
5. Познавательная беседа «Мой папа».
Цель: Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье.
6. Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительных открыток ко Дню защитников Отечества.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
7. КВН «Будем в армии служить»
Цель: Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
МАРТ
1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет».
Цель: Формировать основы культуры речевого этикета, воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности, а также любви и уважения к своим близким.
2. Продуктивная деятельность. Изготовление подарков мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Презентация «Золотая Хохлома. История росписи».
Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладными промыслами России, разных видах росписи.
4. Продуктивная деятельность. Роспись ложки с элементами узоров хохломы.
Цель: Познакомить детей со способами росписи по мотивам хохломы.
5. Слушание и пение обрядовых песен «Ой, ты Масленица».
Цель: Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Масленицы, воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.
6. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»
Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.
АПРЕЛЬ
1. Познавательная беседа «Гуляй, да присматривайся. Приметы весны».
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Проблемная ситуация «Почему мы такие разные?»
Цель: Познакомить с характерными особенностями внешности коренных жителей Приамурья, их одежды, украшений, прически, развивать умение сравнивать находить общие признаки и отличия, воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.
3. Просмотр слайдов «Амурский завиток – основа нанайского узора. Рисунки хабаровского художника Г. Д. Павлишина».
Цель: Познакомить детей с характерными особенностями украшения национальной одежды коренных народов Приамурья, воспитывать бережное отношение к традициям и обычаям разных народов.
4. Продуктивная деятельность. Аппликация «Украсим одежду нанайским орнаментом».
Цель: Закрепить знания детей об особенностях национальных узоров нанайских халатов, развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к прекрасному.
5. Занятие «Мы все такие разные».
Цель: Развивать умение сравнивать, находить общие признаки и отличия, воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
6. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты».
Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.
МАЙ
1. Игра – развлечение «Вороний день».
Цель: Дать представление детям о некоторых представлениях культуры народов России ( фольклор: загадки, игры, музыка, познакомить с обычаям празднования национальных праздников, воспитание. Уважение к народам разной национальности.
2. Познавательная беседа «9 мая – День победы»
Цель: Активизировать знания детей об армии; вызвать желание больше узнать о трудовых буднях наших воинов.
3. Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.
4. Цель: Воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
5. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»
Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.
6. Конкурс рисунков «Мой родной край». (Совместно с родителями).
Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
Список используемой литературы:
Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Издательство «Детство – Пресс, 2009»
Маханева М. Д. «Нравственно –патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2005.
Волчкова Н. В., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ВОРОНЕ. Т. Ц. Учитель, 2004.
Богатеева В. А. Аппликации по мотивам народных орнаментов в детском саду. М. : Просвещение, 2005.
Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Е. Ю. Александрова.