Татьяна Ускова
Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Статья
Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада
Автор: Воспитатель ГБДОУ № 36
Ускова Татьяна Владимировна
Санкт-Петербург
Публикация «Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в связи с внимательным исследованием учеными взаимодействия человека и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня на прямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Такой переход возможен только при условии формирования новой гуманистической направленности отношения человека к природе.
Сохранение природной среды связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.
Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием детей, в какой бы области не специализировался педагог.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней.
Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Свою работу я начала с разработки перспективного плана экологического развития детей.
На основе перспективного планирования мною в группе была создана соответствующая развивающая среда. Я исхожу из того, что развивающей средой является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, задавать вопросы и сам искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового и подражательного характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная позиция.
Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду большое значение уделяется уголкам природы. Они не только украшают, но и доставляют огромное удовольствие детям, дают возможность проводить интересные наблюдения, опыты, ухаживать за растениями и животными в течение всего года.
С уголка природы я и начала свою работу. Были подобраны растения в соответствии с программными требованиями данного возраста. Растения расположены так, чтобы к ним был свободный подход, для наблюдения и ухода за ними. Здесь же в уголке и принадлежности по уходу за растениями: лейки, тазики, передники, брызгалки, палочки, кисточки, тряпочки. Отдельное место отведено для природного материала и поделок из него.
Есть у нас и своя маленькая лаборатория, где мы проводим опыты. Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Очень любят дети заниматься практической деятельностью. Они с удовольствием ухаживают за обитателями уголка природы, цветами. Вместе с детьми мы выращиваем на окне лук, редис, зелень. Ребятишки не только наблюдали за аквариумными рыбками, но и принимали активное участие в замене воды, мытье аквариума.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Есть в нашем уголке природы: календари погоды, природы (разное ее состояние, дневники наблюдений, обводки, раскраски, штриховки.
Огромную помощь в работе с детьми оказывает подобранная мною картотека экологического содержания это : стихи, загадки, пословицы, игры, открытки сообщество лес, модели существенных признаков растений и животных.
Много материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их местах обитания, поведения. Рассматривали различные экосистемы мира. Использование иллюстраций различных экосистем природы позволило улучшить качество усвоения материала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации, отмечали различия между обитателями экосистем.
В своей работе я использовала большое количество игр это: дидактические игры на закрепление знаний у детей, развивающие игры, словесно-дидактические, подвижные игры экологического содержания. Дети очень любят играть в эти игры, так как игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности для детей.
Наряду с уголком природы, организованным в соответствии с государственными требованиями, в нашем ДОУ существует экологическая комната, где с воспитанниками проводят занятия и различные виды совместной деятельности экологического содержания.
Для организации экологической комнаты в ДОУ выбрано большое светлое помещение. Для удобства ориентирования детей была создана модель экологической комнаты по образцу экологической тропинки.
Огромное удовольствие доставляет детям многообразие животных различных видов. Для питомцев созданы соответствующие условия, а также они ежедневно окружены любовью, заботой и вниманием.
В экологической комнате разработано комплексное тематическое планирование обеспечивающее работу с детьми.
Эффективность работы экологической комнаты проявляется в эмоциональной отзывчивости детей, удовольствии от посещения комнаты, потребности во встрече с живыми объектами, желании ухаживать за животными, проявлении индивидуальных предпочтений у детей, желании поделиться своими впечатлениями с близкими людьми.
Наша экологическая комната выступает и центром просвещения взрослых: родителей, педагогов. Знания об обитателях экологической комнаты помогают расширить представления взрослых и детей о многомерности мира.
Экологическая комната функционирует как мини-зоопарк. В вечерние часы она открыта для посещения как для родителей с детьми, посещающими наш детский сад, так и для жителей микрорайона. Не все семьи могут позволить себе завести домашних питомцев, а в нашем зоопарке взрослые и дети удовлетворяют естественную потребность в общении с животными.
Нам радостно и приятно, что в экологической комнате все участники педагогического процесса удовлетворяют свои эмоциональные, исследовательские, личностные и познавательные потребности.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Именно работе с родителями я уделяю огромное значение. И использую различные варианты:
Вариант I. Родительские собрания на темы: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».
В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам. Необходимо показать, что мир увлечения взрослых и детей – телевидение, книги, игры также могут стать средством приобщения детей к природе.
«Дети трудятся вместе со взрослыми. Любовь к природе рождается в действии». Здесь необходимо раскрыть роль условий, позволяющих ребенку общаться с живыми существами. Обсуждаются приемы вовлечения дошкольников сначала в совместный, а затем в самостоятельный труд по выращиванию растений и животных.
«Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к природе». Здесь рассматриваются специфические условия жизни ребенка в семье, когда он часто может смотреть телевизор, самостоятельно играть, слушать чтение книг или смотреть мультфильмы вместе со взрослыми. Эти средства, хотя и косвенно, могут быть использованы родителями в воспитании ребенка. Под их влиянием рождается интерес к природе, к жизни живых существ. Важно обсудить приемы включения взрослых в игру детей. Это имеет большое значение при совместных играх, просмотрах телепередач, их последующих обсуждениях. Важным фактором является специальная организация наблюдений на основе увиденного и услышанного.
Вариант II (консультации)
Можно рекомендовать следующие темы:
1. Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей.
2. Если у вас есть комнатные растения.
3. Выращивайте зимой зелень вместе с детьми.
4. Как помочь ребенку отразить впечатления о природе в игре.
5. Если вы заняты, а ребенок рядом.
6. Наблюдения и игра с детьми во время прогулки.
Хорошо воспринимаются детьми и родителями стенды с материалом на темы:
1. Любви к природе ребенок учится у родителей.
2. Прекрасный мир аквариума.
3. Если в доме завелся зверек.
4. Учите ребенка обращаться с кошкой.
5. Приучайте детей трудиться.
Эти же темы или другие могут составить содержание анкет для родителей.
Вариант III анкетирование (углубленная индивидуальная работа с ребенком и его родителями).
Анкетирование дает возможность глубже увидеть каждую семью понять условия жизни, воспитания, индивидуальные особенности поведения ребенка.
Беседы с родителями помогут выявить интересный опыт семейного воспитания, учесть каким образом на него влияет педагогическая литература.
Индивидуальная работа с родителями существенно дополняет разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду, позволяет достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Особое место в своей работе я отвожу играм это : дидактические игры на закрепление знаний у детей, развивающие игры, словесно - дидактические игры, подвижные игры экологического содержания.
Дети очень любят играть в эти игры, так как игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности для детей.
При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению играть вместе. Все это способствует повышению уровня экологического сознания моих воспитанников. И самое главное – никто из них не нанесет вреда природе. Они не будут топтать траву и цветы, ломать ветки кустов и деревьев, мусорить в лесу, дергать за хвост кошку и пугать птиц. Дети научатся понимать, что все они живые и им надо помогать и заботиться о них. Потому, что все в природе взаимосвязано.
Знания, полученные детьми в детском саду, пригодятся им и в школе, и они будут выгодно отличаться от сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.
Список использованной литературы:
1. «Игровые экологические занятия с детьми» - Л. П. Молодова, Минск «Асар» - 1996;
2. «Добро пожаловать в экологию» - О. А. Воронкевич, Санкт-Петербург «Детство-Пресс» - 2006;
3. «Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях» - С. Н. Николаева, М., «Новая школа», 1993;
4. «Мы» программа экологического образования детей - Н. Н. Кондратова, Санкт-Петербург «Детство-Пресс» - 2003;
5. «От осени до лета» - Л. А. Владимирская, Волгоград, «Учитель» - 2002;
6. «Уголок природы в детском саду» - М. М. Марковская, М., «Просвещение», 1989.
7. «Экология для малышей. Зеленые сказки» - Т. А. Шорыгина, Москва «Прометей, Книголюб» - 2002;