Лейхман Светлана Николаевна
Перспективный план работы по ОБЖ с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по ОБЖ
Привитие здорового образа жизни через дидактические и развивающие игры
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь
Тема «Вот я какой»
Цели Формировать представление об индивидуальности каждого человека.
Раскрыть уникальность человеческого организма.
Дать детям представление о человеке как о части природы.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, познавать себя и свои возможности.
Методические приемы Беседа «Человеческий организм»
• Строение человека (внешнее и внутреннее).
• Сравнение с животными.
Публикация «Перспективный план работы по ОБЖ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
• Сравнение мальчиков и девочек.
• Умения человека (мыслить, говорить и т. д.).
• Эмоциональное богатство человека.
Беседа «Я и природа»
• Мы в ответе за тех, кого приручили.
• Влияние человека на живую и неживую природу (вред и польза).
• Основное правило здоровья – единство с природой.
Беседа «Здоровый образ жизни»
• Условия соблюдения здорового образа жизни (личная гигиена, зарядка, питание и т. д.).
• Связь успехов в физкультуре со здоровьем.
Д/и «Зачем нужны глаза, уши…», «Чей голос?»
Р/и «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек»
Чтение литературы: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Долина «Мне пять лет», А. Барто «Я расту», «Девочка чумазая».
Работа с родителями Оформление с детьми мини-альбома «Вот я какой!»
Рассматривание детских фотографий мамы, папы, бабушки, дедушки.
Консультация на тему: «Здоровьесберегающие условия пребывания детей в детском саду».
Участие родителей в праздновании Дня здоровья.
Октябрь
Тема «Чтобы быть здоровым»
Цели
Методические приемы
Активизировать знания детей о здоровье, здоровом образе жизни, происхождении болезней.
Развивать умение детей делать выводы о влиянии личной гигиены на здоровье.
Формировать умение различать специализации врачей, объяснить значимость врачей.
Совместно с детьми раскрыть значение оздоровительных мероприятий.
Беседа «Я и мое здоровье»
• Болезнь и здоровье (общее состояние организма, настроение, аппетит и т. д.).
• Что я делаю для здоровья, веду ли я здоровый образ жизни?
Беседа «Гигиена в моей жизни» (дети должны доказать связь между совершенным действием и состоянием организма на каком-либо примере личной гигиены).
Беседа «Зачем нужны врачи» ( что какой врач лечит: педиатр, окулист, хирург, стоматолог, отоларинголог).
Беседа «Чтобы быть здоровым» (размышления детей на основе полученных практических и теоретических знаний).
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Чтение литературы: Г. Виеру «С добрым утром!», Е. Благинина «Аленушка», Р. Куликов «Мыло», А. Прокофьев «Вечером», П. Воронько «Спать пора», И. Мазнин «Утренние стихи», Э. Машковская «Приказ».
Работа с родителями Консультации, индивидуальные беседы на темы: «Оздоровительные мероприятия в детском саду», «Валеология как наука о формировании здоровья».
Ноябрь
Тема «Наши органы дыхания»
Цели
Развивать умения детей делать выводы о взаимозависимости органов дыхания.
Осваивать механизм обоняния. Подвести детей к выводу о правилах обеспечения безопасности дыхания.
Подвести детей к выводу о том, что правильное дыхание приводит к улучшению работы всех органов, а также к выводам о необходимости профилактики заболеваний органов дыхания.
Методические приемы Беседа «Зачем мы дышим»
• Для чего человеку нужно дышать? (чтобы жить).
• Пронаблюдать на примере дыхательных упражнений механизм дыхания.
• Как правильно дышать – через нос или рот? Как дышать на улице?
Беседа «Что еще может делать нос?» (определение запахов).
Беседа «Для чего мы дышим»
• Для работы мозга – лучше думается (насыщенная кислородом кровь стимулирует работу головного мозга);
• Для улучшения работы органов пищеварения;
• Для улучшения работы нервной системы (медленный вдох, ровное дыхание позволяют расслабиться);
• Чтобы правильно дышать – дыхательное упражнение профилактика ОРВИ – самомассаж
Игра «Мыльные пузыри»
Дыхательная гимнастика.
Чтение литературы: Э. Машковская «Мой замечательный нос», Н. Сладков «Ящуркин нос», Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», В. Бианки «Чей нос лучше?
Работа с родителями Подбор материала в уголок здоровья по теме «Дыхание»
Декабрь
Тема «Наши органы слуха»
Цели Осваивать особенности развития слуха у животных и у человека.
Развивать у детей умение объяснять роль слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью.
Развивать умение детей делать выводы о связи между рекомендацией по предупреждению и причиной нарушения слуха.
Методические приемы Беседа «Слух животных и слух человека»
• Развитие слуха у животных.
• Как люди слышат друг друга.
• Строение уха.
Беседа «Зачем нам уши»
• Какие звуки мы можем услышать (громкие/тихие, музыку, шум, шорох, приятные/неприятные).
• Глухие люди не могут слышать так же хорошо, как и слышащий человек.
Беседа «Гигиена органов слуха» (нельзя ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, защищать уши от сильного ветра и шума, сильно не сморкаться, не втягивать в себя слизь из носа).
Массаж ушной раковины.
Чтение литературы: Э. Машковская «Уши».
Загадки, пословицы и поговорки по теме.
Работа с родителями Подбор материала в уголок здоровья по теме «Наши органы слуха»
Январь
Тема «Как сохранить хорошее зрение?»
Цели Выявить вместе с детьми роль зрения в жизни человека, дать представление об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений, подвести к определению разницы органов зрения человека и некоторых животных.
Закрепить с детьми полученные знания об органах зрения путем коллективного составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при травме глаз.
Сформировать у детей представление об изобретении очков и обобщить имеющиеся знания о применении и назначении очков. Подвести к пониманию того, как нелегко живется слепым людям.
Методические приемы Гимнастика для глаз.
Чтение литературы: А. Барто «Очки», Н. С. Орлова «Телевизор», «Ребятишкам про глаза», «Про очки», «Береги свои глаза».
Работа с родителями Консультация по проведению гимнастики для глаз.
Подбор материала в уголок здоровья по теме «Как сохранить хорошее зрение?»
Февраль
Тема «Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?»
Цели Подвести детей к выводу о необходимости языка для определения вкуса и для процесса пережевывания пищи.
Развивать у детей умение видеть взаимосвязь языка и зубов в процессе пережевывания и переваривания пищи.
Осваивать правила ухода за полостью рта.
Методические приемы Беседа «Зачем человеку язык?»
• Где находится язык? (во рту – за губами и зубами).
• Как используют язык животные? (на примере домашних животных).
Беседа «Крепкие зубы»
• Сравнить зубы животных и людей.
• Процесс пережевывания и переваривания пищи.
Беседа «Как сохранить зубы здоровыми?»
• Правила ухода за полостью рта.
• Продукты, позволяющие сохранить здоровые зубы.
Артикуляционная гимнастика.
Загадки, пословицы и поговорки по теме.
Чтение литературы: Е. Пермяк «Язык и нос», С. Капутикян «Шепчет ротик…», С. Маршак «Одна дана нам голова».
Работа с родителями Беседа на тему «Правильно ли ваш ребенок чистит зубы?»
Подбор материала в уголок здоровья по теме «Здоровье зубов»
Март
Тема «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
Цели Осваивать чувствительность кожи, роль ногтей и волос в жизни человека.
Развивать у детей понимание значения кожи как «защитника» и «помощника» при взаимодействии с окружающим миром.
Подвести детей к выводу о важности соблюдения правил личной гигиены для кожи, ногтей, волос.
Методические приемы Беседа «Мои защитники»
• Сравнение кожи, ногтей и волос людей и животных.
Беседа «Что мы чувствуем кожей»
Беседа «О правилах личной гигиены»
Беседа о важности опрятности и аккуратности во внешнем виде.
Развлечение «Уроки Мойдодыра»
Пальчиковая гимнастика.
Самомассаж лица и шеи, массаж ладоней.
Чтение литературы: С. Михалков «В парикмахерской», И. Демьянова «Замарашка», А. Барто «Девочка чумазая», А. Кондратьев «Зеркало».
Работа с родителями Подбор материала в уголок здоровья по теме «Кожа, ногти, волосы»
Апрель
Тема «Внутренние органы»
Цели Развивать понимание роли скелета и мышц для формирования всего организма.
Формировать представление об основных особенностях кровеносной системы и функциях сердца человека.
Формировать представления о взаимосвязи отделов пищеварения для нормального функционирования человеческого организма.
Методические приемы Беседа «Красивая осанка»
• Что позволяет сохранять красивую правильную осанку? (скелет и мышцы спины). Упражнения для укрепления мышц спины.
• Двигательная функция мышц (ходьба, бег, жевание и др.)
• «Движение – это жизнь». Что означает это выражение?
Беседа «Зачем человеку сердце?»
• Сердце – главная мышца человеческого организма, которая должна все время работать.
• Игра «Послушай свой организм» (до подвижной игры и после).
• Сердце – насос, который заставляет кровь двигаться по всему телу.
• Кровь движется по сосудам – длинным трубочкам, которые расположены по всему организму человека.
Беседа «О работе пищеварительного тракта»
Вопросы к детям:
- Куда попадает пища после того, как она пережевана? (глотка, пищевод, желудок, кишечник)
- Как часто нужно есть?
- Как нужно вести себя за столом?
Дыхательная гимнастика.
Чтение литературы:
Е. Багрян «Маленький спортсмен», М. Газиев «Утром».
Работа с родителями Консультации для родителей по организации двигательной активности детей дома.
Беседы о необходимости соблюдения дома режима питания.
Май
Тема «Солнце, воздух и вода»
Цели Закреплять умение детей использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях на практике.
Поощрять желание детей вести здоровый образ жизни.
Методические приемы Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
• Воздух, солнце, вода, хождение босиком, самомассаж – основные средства закаливания организма.
• Составление рассказа по картинке «На берегу».
Вопросы к детям:
- Что изображено на картинке?
- Какое время года?
- Что делают ребята?
- Как правильно загорать?
- Как долго можно находиться на солнце?
- Какую пользу приносят солнечные ванны?
- Может ли солнце нанести вред здоровью?
- Можно ли купаться, когда рядом нет взрослых?
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» (размышление на тему «Что значит - Здоровый образ жизни?»
Дыхательная гимнастика.
Самомассаж частей тела.
Чтение литературы: И. Мазнин «Утренние стихи», Р. Куликов «Мыло», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Я расту», Г. Виеру «С добрым утром!», А. Милн «Воспаление хитрости».
Загадки, пословицы и поговорки по теме.
Работа с родителями Беседы о необходимости соблюдения здоровьесберегающих условий дома.
Подбор материала в уголок здоровья по теме «Растем здоровыми!»