Кожина
Перспективный план работы кружка «Юные исследователи» по опытно–экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы кружка «Юные исследователи» (опытно– экспериментальная деятельность) для детей 6-7 лет
Программу составил: воспитатель 1 категории Кожина Л. М.
Срок реализации кружка – 1 год.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с октября по апрель).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Публикация «Перспективный план работы кружка „Юные исследователи“ по опытно–экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель программы «Юные исследователи» создать условия для развития поисковой, познавательной деятельности дошкольников.
Задачи программы:
1. Способствовать овладению методами и приемами исследовательской деятельности, уточнению и закреплению представлений детей об объектах и явлениях окружающей действительности.
2. Поощрять выдвижений гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы.
3. Расширять словарный запас детей, обогащая новыми словами.
4. Воспитывать аккуратность при работе, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Планируемые результаты освоения программы:
– умения опытным путём выявлять свойства предметов.
– овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, исследовательскими действиями, способствующими развитию активной, творческой личности.
– обогащение словарного запаса детей, развитие творческого рассказывания
.
Календарно - тематическое планирование по кружку «Юные исследователи»
на 2022-2023 учебный год
№ занятия Тема Задачи Методические приемы
1. 1 неделя мониторинг Методика «Условия организации экспериментальной деятельности детей в группе». (Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой)
2. Экскурсия в детскую лабораторию Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Познавательная беседа.
Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».
3. Какая бывает вода? Уточнить представления детей о свойствах воды : прозрачная, формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить
умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Опыты с водой.
Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой».
4. Вода – растворитель. Очищение воды Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения
работе с различными веществами.
Опыт «Что растворяется в воде?»
Опыт «Фильтрование воды»
5. Сила тяготения Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познавательная беседа
Схематичное рисование
6. Упрямые предметы Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
Игровая ситуация «Разгони машину».
Показ фокуса «Открытка и монетка»
7. Волшебные стеклышки Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Познавательная беседа.
Рассматривание листьев через лупу в микроскоп.
Зарисовка результатов наблюдения.
8. Почему предметы движутся? Познакомить детей с физическими «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение
Рассматривание картинки о пользе силы трения.
9. Хитрости инерции. Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).
Фокус с листом бумаги и стаканом с водой
10. Что такое масса? Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами.
Игра «Лёгкий – тяжелый»
Опыт «Сколько весит грамм?»
11. Воздух Расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Загадка.
Игра «Узнай по запаху».
Опыт с воздушным шариком
12. Солнце дарит нам тепло и свет. Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения предметами, материалами. Загадки.
Опыт «Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?»
Опыт «Какие материалы нагреваются сильнее?»
13. Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.
Изготовление вертушки.
14. Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Опыт «Тонет – не тонет» - изготовление лодки из разных материалов: из спичечной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса или блюдца.
15. Путешествие Капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Опыт «Круговорот воды»
16. Чем можно измерять длину? Расширить представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины палец, ярд). Задание «Измерение высоты стула»
17. Всё обо всём Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь. Опыт на оптические (увеличение) свойства воды.
Опыт на оптические (преломление света) свойства воды.
Опыт на свойства бумаги «Рекордный вес»
Опыт на прочность «Могучая скорлупа»
18. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Уточнить представления детей о свойствах льда : прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Загадки.
Опыт «Таянье льда».
Игра «Арктическое морское путешествие»
19. Откуда взялись острова? Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.
Изготовление модель «Морское дно»
20. Как происходит извержение вулкана? Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Опыт «Извержение вулкана»
21. Как появляются горы? Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.
Изготовление соленого теста.
22. Испытание магнита Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем
выявить материалы, которые могут стать магнетическими; по
казать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Фокус с магнитом.
Соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы».
23. О «дрожалке» и «пищалке» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов.
Опыт «Какие предметы звучат?»
Опыт «Спичечный телефон»
24. Как сделать звук громче? Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Опыт «Поющая сруна»
25. Почему поет пластинка? Развить у детей умение сравнивать звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты.
Опыт «Делаем флейту»
26. Как образуются метеоритные кратеры? Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе : о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.
Познавательная беседа
Изготовление «Метеоритный кратер»
27. Почему в космос летают на ракете? Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.
Опыт «Как работает реактивный двигатель»
28. Секретные записки Выявить возможность использования различных
веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. Опыт «Секретное письмо»
Итоговое занятие для родителей.
Список литературы
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : 2013 г.
2. Савенков А. И. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
3. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских вдов деятельности. Методическое пособие с ФГОС ДО. Центр педагогического образования, Москва, 2015
4. Тугушева Т. П. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. С-П. : 2010 г.