Татьяна Стахеева
Перспективный план по экологическому воспитанию детей в первой группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Радуга»
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей
в первой группе раннего возраста
на 2020 – 2021 учебный год
Воспитатели : Стахеева Т. Н.
Волкова Т. А.
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Сентябрь
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1 Овощи, фрукты Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Чтение сказки «Репка». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Рисование: «Яблоко».
2 Цветы на клумбе. Познакомить детей со строением цветка : стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Воспитывать бережное отношение к растениям. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка к клумбе. Подвижная игра «По узенькой дорожке».
3 Травушка-муравушка. Познакомить детей с травами : травка-муравка, подорожник. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Рисование: «Травка для зайчат». Целевая прогулка по территории детского сада.
4 Солнышко лучистое. Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик».
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Октябрь
1 В гости к деревьям. Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, ель, где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Чтение стихотворения Н. Саконской «В лесу». Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Труд в природе: сбор осенних листьев.
2 Комнатные цветы в уголке природы. Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?». Выполнение простейших поручений взрослого: полив растений.
3 Дождик, лей, лей! Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кабалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Заучивание потешки «Радуга-дуга». Закличка «Дождик, лей, лей, лей»
4 Листопад, листопад! Листья желтые летят. Дать понятие о листопаде. Различать листья по цвету. Формировать эстетическое отношение к природе. Беседа о листопаде. Подвижная игра «Листопад», игра – забава «Шур-шур-шур».
Подвижная игра «Ветерочек». Сбор осенних листьев.
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Ноябрь
1 Золотая осень. Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени.
2 Кто живет в лесу. Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение народной сказки «Теремок». Ч Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша».
3 Ветер. Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. Чтение А. С. Пушкина «Ветер, ветер». Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками.
4 Домашние животные (собака) Познакомить с внешним видом собаки, с особенностями поведения. Воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Наблюдение за собакой. Беседа. Подвижная игра «Лохматый пес», «Собачка и воробьи».
Чтение потешки «Баю -бай, баю- бай. Ты, собачка не лай»
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Декабрь
1 У меня живет котенок. Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь, навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Потешки: «Котик, коток», «Как у нашего кота.». Подвижная игра
«Веселые котята», «Кот и мыши». Чтение стихотворения Сапгира «Кошка», сказки Сутеева «Кто сказал Мяу?». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Д/и «Угадай по голосу».
2 Зимний лес полон чудес. Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу к животным. Рассматривание картины «Зимний лес». Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Лепка «Зайка беленький сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». Д/и «Кто что делает зимой?», «Назови, кто это?».
Игра-имитация «Изобрази животное».
3 Водичка-водичка. Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед, снега в воду. Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление цветных льдинок. Узнаем, какая вода?
4 У бабушки в гостях Дать первоначальные представления о домашних животных, навыках, чем питаются. Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка «Бычок-смоляной бочок». Д/и «Чьи это детки?», «Что дает корова?», «Кто живет на бабушкином дворе?»
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Январь
1 Курочка -Ряба и ее соседи. Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь, как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили у бабуси». Чтение потешки «Петушок».
2 Пернатые друзья. Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание иллюстраций с изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи».
Сюжетная игра «Покормим птичек»
3 Воздух вокруг нас. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.
4
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Февраль
1 Где живет золотая рыбка. Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Беседа о рыбках. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо - плохо». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И.
2 Волшебница зима. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Воспитывать интерес к явлениям природы. Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Снежинки». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. Дыхательное упражнение «Подуй на снежинки»
3 Снеговичок. Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла. Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке.
4 Посадка лука. Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с раннее высаженной.
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Март
1 Весна пришла. Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?».
2 Я – человек. Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Рассматривание книги «Мое тело». Беседа. Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу». Развлечения: «Веселые человечки играют», «Наши помощники».
3 Береги живое. Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относиться к природе. Дидактическия игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне».
4 Какой песок, какая глина. Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Апрель
1 Экологическая тропинка. Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька».
2 Насекомые – маленькие помощники. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок.
3 Посев семян гороха, лука на подоконнике. Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Д/и «Золушка» - разделение семян гороха от бобов. (для развития мелкой моторики руки)
4 Радуга-дуга Дать понятие о радуге Наблюдение за радугой. Д/и «Назови цвета радуги».
Беседа.
№ Тема Цель Совместная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4
Май
1 Природа наш родной дом. Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу».
2 Нужные вещи из ненужных вещей. Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы. Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано».
3 Игрушки и предметы из бумаги и древесины. Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины. Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи».
4