Анна Рамазанова
Перспективный план по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Опыт №1 «Вода – путешественница»
Цель: познакомить с явлением природы – круговорот воды.
Задачи:
- понять, что такое круговорот воды в природе;
- активизировать словарь детей словами : круговорот воды в природе, карта мира;
- подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта;
- вызвать желание у детей объяснять простые опыты;
Материал: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.
Публикация «Перспективный план по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход. Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:
«В морях и реках обитает, Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, На землю падает опять».
Воспитатель предлагает детям назвать существующие на Земле водоемы. (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.) Предлагает вскипятить чайник и все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии. Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник. Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Воспитатель поясняет, что вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе».
Итог. Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Опыт № 2. «Свойства воды: вкус, запах, цвет, принятие формы».
Цель: уточнение свойств воды.
Задачи:
- развивать экологическое сознание путём доказательств, что воду надо беречь, она – источник жизни на Земле;
Ход:
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вода прозрачная, а молоко - нет.
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Октябрь
Опыт №1 «Влияние состава почвы на рост растений»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.
Задачи:
- закрепить знания и умение выделять почвы, разные по составу;
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что пласт чернозёма за много лет (100 лет) нарастает лишь на 1 см, подвести детей к пониманию того, что почву надо беречь, а растения – подкармливать.
Материал: набрали для опыта в ведерки: песок, глину, почву (чернозем).
Ход. Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка - в песок, в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду, глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.
Итог. Состав почвы влияет на развитие растений : лучше растение растёт там, где больше чернозёма, хуже – на глинистой почве, там растения необходимо подкармливать.
Опыт №2 «Вода — растворитель. Очищение воды»
Цель: расширять знания детей о свойствах воды
Задачи:
- закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Материал: сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов.
Ход. В гости к детям пришла Капелька и принесла много различных веществ. Она просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус — есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах; дети фиксируют результаты опытов в таблицу на рабочем листе или в тетради Воспитатель показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду. Итог. Вода растворяет не все вещества; воду можно очистить от примесей, например, от песка с помощью фильтра.
Ноябрь
Опыт № 1 «Свойства воздуха», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»
Цель: расширять представление детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- дать возможность детям при помощи взрослого получить знания о таких свойствах воздуха, как: при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается;
- развивать осознанно-правильное отношение к природе – воздух нельзя загрязнять.
Материал: ароматизированные салфетки, апельсиновые корки; пластмассовая бутылка, охлаждённая в холодильнике, не надутый воздушный шарик, миска с горячей водой.
Ход. Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Опыт №2 «Воздух повсюду», «Воздух работает»
Цель: закрепить знания детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- дать возможность детям при помощи взрослого получить знания о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. п.);
- развивать осознанно-правильное отношение к природе – воздух нельзя загрязнять.
Материал: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Ход. Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Может ли воздух двигать предметы)детям предлагается попробовать заставить плыть лодочку. Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.
Итог. Воздух может двигать предметы.
Декабрь
Опыт №1 «Как появляются горы?»
Цель: познакомить детей с причиной образования гор.
Задачи:
- дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что в горах самый чистый воздух;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал: лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка.
Ход. Воспитатель напомнил об образовании островов, предложил узнать, как же образуются горы. (Дети выполняют движения под платком.)
Воспитатель поясняет, что примерно так происходит и в природе: земная кора постоянно движется. Горы могут возникнуть и в результате «работы» вулканов. Когда начинается извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан. Вместе с магмой, которая находится под земной корой, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Все это падает на землю. Лава застывает, и постепенно на этом месте образуется гора, которая постепенно увеличивается.
Итог. Горы — это самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что их вершины прячутся в облаках.
Опыт №2 «Как разрушаются горы»
Цель: познакомить детей с причинами разрушения гор.
Задачи:
- развивать эмоциональное восприятие;
- воспитывать любовь к природе.
Материал: спиртовая горелка, стакан с водой, кусочек гранита.
Ход. Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1 -2 мин. выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холодную воду. Проведите еще раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным.
Итог. Горы разрушаются от перепада температур.
Январь
Опыт № 1 «Вода нужна всем растениям», «Растения «пьют» воду», «У растения внутри есть вода»
Цель: показать роль воды в развитии растений.
Задачи: - доказать, что вода нужна всем растениям на примере букета цветов в вазе с водой;
- доказать, что у растений внутри вода, т. к. они её «пьют» на примере цветка в воде и без воды;
- воспитывать любознательность, желание быть полезным природе.
Материал: 2 фасолинки, блюдце с намоченной ваткой, сухое блюдце.
Ход. Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Итог: растения «пьют» воду.
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт № 2 «Что нужно для питания растения?»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Задачи: - установить, как растение ищет свет, без света питание растений не образуется;
- дать понять детям, что за растениями нужно ухаживать, помогать природе развиваться;
- уточнить, что для питания растений необходим не только свет, но и влага в почве, воздух; воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
Ход. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Итог. Без света питание растений не образуется.
Февраль
Опыт № 1 «Пламя загрязняет воздух»
Цель: доказать, что пламя загрязняет воздух.
Задачи:- дать возможность детям с помощью взрослого и опыта узнать, что пламя загрязняет воздух;
- вызвать в детях чувство сострадания к природе, если она попадает в беду – пожар, желание оберегать лес от пожаров;
- вспомнить с детьми правила поведения в лесу.
Материал: зажжённая свеча, стекло или фарфоровая чашка.
Ход. Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.
Итог. Пламя загрязняет воздух.
Опыт № 2 «Как передвигается вода в почве»
Цель: показать детям, как почва впитывает в себя воду.
Задачи: - закрепить знания детей о движении воды в почве;
- доказать, что когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы;
- воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал: сухая земля в горшке или в жестяной банке, тарелка с водой.
Ход. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха.. Итог. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Март
Опыт № 1 «Солнце дарит нам тепло и свет»
Цель: дать представление детям о том, что Солнце является источником тепла и света.
Задачи: - познакомить детей с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами;
- вспомнить, что тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх;
- развивать у детей умение рассуждать, связывать природные явления с экологической точки зрения.
Материал: настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.
Ход. Детям предлагается представить, что электрическая лампочка — это Солнце. Подставьте ладошку. (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили?
Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело. Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии.
Итог. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Опыт № 2 «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Цель: расширять знания детей о Солнце.
Задачи: - уточнить знания детей о том, что на солнечной стороне растительность пышная, яркая, зелёная, а в тени – растительности меньше;
- уточнить, как сами дети чувствуют себя при солнышке;
- познакомить детей, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч;
- воспитывать любовь к природе.
Ход 1. Материал: 2 камешка.
Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.
Ход 2. Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Итог. Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни. Солнечный луч состоит из цветов, напоминающих огоньки. Так он отражается на Земле.
Апрель
Опыт № 1 «Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка.
Задачи:
- уточнить у детей, почему на песке оставлены следы, кто их оставил;
- учить думать, вспоминать ранее полученные знания;
- вырабатывать деловой подход к проведению эксперимента. Цель: закрепить представления детей о свойствах песка.
Материал: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Ход. Детям предлагается рассмотреть песок : какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
Итог. С песком можно играть.
Опыт № 2 «Как устроены перья у птиц»
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Задачи: - дать возможность детям при помощи взрослого научиться рассуждать, для чего птицам нужны маховые и пуховые перья;
- развивать любознательность;
- воспитывать любовь к птицам.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.
Ход. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).
Итог. Крылья птицам нужны для того, чтобы летать.
Май
Опыт № 1.«Что будет, если огород не пропалывать?»
Цель опыта: экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.
Ход. Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.
Итог. Сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Опыт № 2. «Они перемешивают почву»
Цель: доказать, что дождевые черви перемешивают почву
Ход. На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке — темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.