Людмила Дудкина
Перспективный план занятий по ОБЖ для старших дошкольников
Сентябрь
1. "Внешность человека может быть обманчива"
Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения
- Минутка Безопасности «Незнакомый человек может быть опасен»
- Чтение сказок «Золушка», «Аленький цветочек»
- Просмотр мультфильма
2. "Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице" Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице
Научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях
- Минутка Безопасности «Свой и чужой»
- Д/И «Знакомый, свой, чужой»
Публикация «Перспективный план занятий по ОБЖ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Чтение К. Чуковского «Котауси и Мауси», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
3. "Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома" - Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми
Научить их правильно себя вести в таких ситуациях
- Минутка Безопасности «Будь внимателен»
- Тренинг «Звонят в дверь!»
- Создание и решение проблемных ситуаций
- Просмотр мультфильма
4. "Насильственные действия незнакомого взрослого на улице"
Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице
Научить их соответствующим правилам поведения
- Минутка Безопасности «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице»
- Чтение рнс «Петушок – золотой гребешок»
- Создание и решение проблемных ситуаций
- Тренинг «Защити себя»
Октябрь
1. "Ребёнок и его старшие приятели"
Научить ребёнка говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию
- Минутка Безопасности «Старший друг»
- Создание и решение проблемных ситуаций
- Сочинение историй на тему «Рассказ со счастливым концом»
2. "Пожароопасные предметы"
Помочь детям запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности
- Чтение К. Чуковского «Путаница»
- Отгадывание загадок
- Просмотр мультфильма
- Минутка Безопасности «Огонь - друг или враг?»
3. "Предметы, требующие осторожного обращения"
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья
Помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами
- Игра «Назови и передай»
- Минутка Безопасности «Пожароопасные ситуации и как их избежать»
- Создание и решение проблемных ситуаций
- Просмотр мультфильма
4. "Использование и хранение опасных предметов"
Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах
- Отгадывание загадок
- Игра «Опасно, не опасно»
- Минутка Безопасности «Использование и хранение опасных предметов»
- Просмотр мультфильма
Ноябрь
1. "Пожар"
Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара
- Чтение С. Маршака «Кошкин дом»
- Заучивание стихотворения «Сам не справишься с пожаром…»
- Минутка безопасности «Советы при пожаре»
- Просмотр мультфильма
- С/Р «Пожарные»
2. "Как вызвать полицию"
Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер).
- Чтение С. Михалкова «Дядя Степа- милиционер»
- Заучивание наизусть стихотворения Л. Зильберга «Дома я один остался…»
- Д/И «Кому что нужно для работы»
3. "Скорая помощь"
Познакомить детей с номером телефона «03»
Научить вызывать «скорую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес)
- Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит»
- Заучивание стихотворения Л. Зильберга «Если мама заболеет…»
- С/Р «Скорая помощь»
- Работа с раскрасками
4. "Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности"
Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме
Познакомить с некоторыми правилами поведения дома: нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там
- Отгадывание загадок
- Минутка безопасности «Опасные ситуации»
- Работа с раскрасками
- Просмотр мультфильмов
Декабрь 1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, а человек часть природы
Рассказать детям, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды
- Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой», А. Барто «Весенняя прогулка»
- Беседа «Берегите Землю»
- Рассматривание дидактического материала «Береги природу»
2. "Будем беречь и охранять природу"
Воспитывать у детей природоохранное поведение
Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению
- Минутка Безопасности «Помоги природе»
- Работа с раскрасками
- Рассматривание дидактического материала по теме
-Д/И «Хорошо и плохо»
3. "Съедобные и несъедобные грибы"
Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду
- Рассматривание иллюстраций грибов
- Работа с раскрасками
- Минутка безопасности «За грибами в лес»
- Отгадывание загадок
- Просмотр мультфильма
4. "Съедобные ягоды и ядовитые растения"
Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
Научить различать их и правильно называть
- Минутка безопасности «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
- Рассматривание иллюстраций ягод и ядовитых растений
- Д/И «Съедобные - несъедобные ягоды»
- Отгадывание загадок
- Работа с раскрасками
Январь 1. "Сбор грибов и ягод"
Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
-Д/И «Собери грибов лукошко»
- Чтение В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»
- Просмотр мультфильма
2. "Контакты с животными"
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными
- Минутка Безопасности «Запомни эти правила»
- Рассматривание дидактического материала по теме
- Слушание детской песенки «Собака бывает кусачей»
3. "Как устроено тело человека"
Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека
- Беседа «Как устроено тело человека»
- Игра «Части тела»
- Рассматривание дидактического материала по теме
4. "Как работает сердце человека"
Познакомить детей с назначением и работой сердца
- Беседа «Что такое сердце»
- Познавательное сообщение «Это интересно!»
- Упражнение «Узнай размер своего сердца»
Февраль 1. "Что мы делаем, когда едим"
Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения
- Беседа «Что происходит, когда мы едим»
- Минутка Безопасности «Как правильно кушать?»
- Д/И «Накрой стол»
2. "Как мы дышим"
Ознакомить детей с органами дыхания
- Беседа «Как мы дышим»
- Игра «Легко – тяжело»
-Рассматривание энциклопедий по теме
3. "Как движутся части тела"
Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов
Объяснить их роль в строении тела человека, а также возможности различных частей тела
- Беседа «Как движутся части тела»
- Игровое упражнение «Выполни задание»
- Минутка Безопасности «Правильная осанка»
4. "Отношение к больному человеку"
По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности
Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям
- Беседа «Помощь больным»
- Тренинг «Что ты чувствуешь?»
- Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
- С/Р игра «Медицинский центр»
Март
1. "Микробы и вирусы"
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)
- Минутка Безопасности «О микробах»
- Слушание сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
- Просмотр мультфильма
- Работа с раскрасками
2. Здоровье и болезнь
Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью
- Минутка Безопасности «Если ты заболел»
- Д/И «Вредно – полезно»
- Просмотр мультфильма
-С/Р игра «Скорая помощь»
3. "Личная гигиена"
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
- Минутка Безопасности «Надо, надо умываться»
- Чтение К. Чуковского «Мойдодыр», «Ах, ты девочка чумазая»
- Сочинение рассказов на тему «Что случилось с девочкой, которая не любила умываться»
4. "Витамины и полезные продукты"
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека
- Минутка Безопасности «Про еду»
- Рассматривание дидактического материала по теме
-Работа с раскрасками
Апрель 1. "Витамины и здоровый организм"
Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.
- Минутка Безопасности «Самый полезный и вкусный десерт»
- Д/И «Овощи и фрукты»
- Работа с раскрасками, рисование по шаблонам и трафаретам
2. "Здоровая пища"
Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания- еда должна быть не только вкусной, но и полезной
- Минутка Безопасности «Жевательная резинка»
- Д/И «Где живут витамины»
- Чтение «Семь главных правил еда» (азбука здоровья)
3. "Режим дня. Спорт"
Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья
Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека
- Беседа «Твой режим дня»
- Чтение В. Ветровой «Как день начнёшь, так и проведёшь»
-Минутка Безопасности «Что думают о спорте дети»
- Рассматривание дидактического материала по теме
4."На воде, на солнце…"
Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности
- Минутка Безопасности «Не зная броду, не суйся в воду!»
- Познавательное сообщение «Солнечный удар»
- Рассматривание дидактического материала по теме
- Просмотр мультфильма
Май
1. "Конфликты между детьми"
Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться)
- Минутка Безопасности «Драться, не драться?»
- Беседа «Что делать, если ты поссорился с другом?»
- Чтение сказки В. Ветровой «Волшебные бусы»
- Чтение пословиц на тему «Доброму – все друзья»
2. "Одежда и здоровье"
Объяснить детям, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра
Объяснить, что для того, чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться
-Минутка Безопасности «Одежда и обувь»
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Д/И «Подбери наряд по погоде»
- Просмотр мультфильма
3. "К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице" Объяснить детям, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу
- Минутка Безопасности «Если ты потерялся»
- Просмотр мультфильма
- Решение проблемной ситуации «Я потерялся!»
4. "Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь"
Объяснить детям, что необходимо запомнить и твердо знать свой адрес и уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства
- Заучивание домашнего адреса
- Рисование на тему «Мой двор»
- Просмотр мультфильма