Дарья Бурова
Перспективный план патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование
Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Поэтому я предлагаю перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Перспективный план патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Старшая группа
Тема
Программное содержание
Работа с детьми
сентябрь
Мир вокруг нас
Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.
Воспитывать в детях патриотические чувства.
Беседа о разных странах и их жителях.
Знакомство с глобусом.
Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец».
Разноцветные люди
Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны.
Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.
Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений.
Рисование на тему: «разноцветные дети».
Дидактическая игра «Иностранец».
Подвижные игры детей разных стран.
октябрь
Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».
Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.
Как жили славяне
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.
Беседа об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.
Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.
ноябрь
Государственные символы России – флаг, гимн.
Закрепить знания детей о государственных символах России: гимне, флаге.
Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Беседы о государственных символах, рассматривание иллюстраций изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы.
Государственный символ России – герб.
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба.
Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством.
Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба.
Дидактическая игра «Узнай свой герб».
декабрь
Что значит быть гражданином?
Права и обязанности гражданина России.
Уточнить представление детей о России как о родной стране.
Воспитывать патриотические чувства, уважение к государственным символам России.
Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».
Беседа о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, знакомство с конституцией России.
Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб».
январь
Знаменитые россияне
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами прославившими страну.
Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.
Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов
февраль
Малая родина.
За что мы любим свой город?
Уточнить знания детей о Нижнем Новгороде.
Формировать понимание выражения «малая родина».
Воспитывать патриотические чувства.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Экскурсия по родному городу, в библиотеку, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города, чтение художественных произведений.
Дидактическая игра «Что в родном городе есть».
Герб родного города.
Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе.
Формировать уважительное отношение к гербу.
Воспитывать патриотические чувства.
Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование элементов герба.
День Защитников Отечества
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.
Праздник «День Защитника Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением различных видов войск.
Спортивный праздник «Русские богатыри»
март
Мамин праздник
Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам.
Познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.
Утренник, посвященный мамам, изготовление подарков для мам и бабушек, выставка фотографий мам. Рассматривание иллюстраций знаменитых россиянок.
Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с праздником Масленицы.
Познакомить с образами русского народного поэтического фольклора.
Развлечение, беседа о масленичной неделе, символическое значение блинов, чучело Масленицы.
Спортивные состязания «Широкая Масленица»
апрель
Флора и фауна родного края.
Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.
Беседы о животных и растениях родного края, просмотр фильма, посещение краеведческого музея, целевые прогулки.
май
День Победы.
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
Воспитывать патриотические чувства.
Возложение цветов, беседы о подвигах людей в годы войны. Рисование «День Победы»
Мы – патриоты.
Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию.
Формировать уважительное отношение к родной стране.
Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Подготовительная группа
№
Тема образовательной деятельности
цель
Работа с детьми
сентябрь
1
Я и моя семья
Познакомить с понятиями «предки», «славяне», «семья»; вызвать интерес и эмоциональный отклик, чувство и уважение к нашим предкам. Воспитывать интерес к прошлому.
Чтение произведений: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья». Рассматривание семейных фотоальбомов. Чтение произведений: Г Юдин «Рыжий город», Б Алмазов «Горбушка». Рисование: «Наша дружная семья», «Мой дом»; Аппликация «Открытка пожеланий», изготовление генеалогического дерева. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Общение: «Любимый отдых членов семьи»
2
Я люблю свой детский сад"
Закрепить понятие «друзья», учить понимание значение слов «знакомые». Учить ценить дружбу; воспитывать чувство взаимопомощи, желание общаться, налаживать новые контакты.
Экскурсия по детскому саду и участку. Изготовление поделок в подарок лучшему другу. Рассказы детей о своем лучшем друге. Составление схемы «Я иду в свой детский сад», разбор конфликтных ситуаций. Праздник: «День рождения детского сада» (для родителей и сотрудников детского сада). Составление рассказов по картинам из серии «Мой детский сад». Ролевая игра «Я – воспитатель».
октябрь
3
Наше государство Российская Федерация"
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством.
Беседы о символическом значении герба Российской Федерации, рассматривание изображения государственного герба.
Дидактическая игра «Узнай свой герб». Беседа о государстве — "Российская Федерация". Знакомство с различными городами России. Знакомство с флагом, гербом и гимном России.
Прослушивание гимна.
4
"Москва — столица нашей Родины"
Дать представление о Москве, как о самом большом городе в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица, герб, вызвать интерес к этому городу, его достопримечательностям. Воспитывать чувство привязанности и любви к нашей столице
Рассказать об основании Москвы. Рассматривание плана Кремля. Слушание песен о Москве, чтение стихов, рассказов. Экскурсия (по иллюстрациям) по Москве. Конструирование, аппликация, рисование Московского Кремля.
ноябрь
5
«История возникновения Руси»
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой.
Беседы: «Русь», «Историческое прошлое», «Как жили люди в далеком прошлом» и др. Занятия: «Знакомство с русским народным костюмом», «Что расскажут нам предметы быта далекой Руси» и др. Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого, серии картин «История России». Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине. Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Крестьянский труд» и др. Использование различных видов театра Рисование «История Руси в рисунках детей», «Русский народный костюм». Лепка «Предметы быта Руси».
6
«Русские народные промыслы»
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Закрепить знания о дымковской, богородской, филимоновской, хохломской росписи.
Беседы: «Русские узоры», «Народные умельцы России» и др. Занятия: «Русские народные промыслы», «Русская изба», «Игрушки старины далекой» и др.
Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России. Прослушивание русской народной музыки. Пение русских народных песен. Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало?», русские народные подвижные игры и др. Лепка «Игрушки». Декоративное рисование предметов народных промыслов
декабрь
7
Мир вокруг нас
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.
Воспитывать в детях патриотические чувства.
Беседа о разных странах и их жителях.
Знакомство с глобусом.
Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец».
Занятия: «Жители нашей Родины», «Мы – Россияне» и др. Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран, людей их населяющих
Чтение произведений о разных странах
Рисование «Страна, в которой я хотел бы побывать» Составление из рисунков выставки «Разные страны»
8
"По Новогодней карте"
Обобщить знания детей о новогодних праздниках, способах их проведения в разных странах. Рассказать о том, как называют Деда Мороза в разных странах. Воспитывать интерес к русским традициям.
Беседа о праздниках. Рассказ о встречи нового года и воображаемое путешествие по карте. Рассказ о Новогодних символах, и обычаях. Оформление группы к празднику. Лепка, рисование, аппликация «Новогоднее представление».
январь
9
История родного города
Познакомить с городом, в котором мы живем, с историей возникновения, закреплять представление детей об особенностях расположения города, об архитектуре города.
Экскурсия по улицам города, в краеведческий музей. Рассматривание фотографии прошлого и настоящее города. Составление карты города, макета. Рассказ детей о своем городе. Рисование, аппликация «Мой дом», «Моя улица». Развивающие игры: «Знатоки родного города», «Так бывает?»,
10
Разноцветные люди
Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности
Беседа: «Дети разных национальностей», «Дети – это дети», «Разный цвет кожи. Почему?» и др.
Занятия: «Разноцветные люди», «Дружба и дети», «Игры детей разных стран» и др. Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного цвета кожи. Игры: «Иностранец», «Путаница», подвижные игры детей разных стран и др. Чтение произведений и стихов разных национальностей. Рисование «Разноцветные дети»
февраль
11
Знаменитые россияне
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами прославившими страну.
Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.
Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов. Рассказывание биографии знаменитых россиян. Настольная игра «Великие люди России»
12
Сильны и могучи богатыри славной Руси
Закрепить знания о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Воспитывать уважение к российским, войнам. Познакомить с русскими богатырями, их подвигами.
Беседы: «Что такое подвиг?», «Кто Русь защищал?», «Кто такие защитники?» и др. Занятия: «Богатыри земли русской», «Русские былины» и др. Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого. Чтение русских былин, легенд «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря». Игры: дидактические игры «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей», русские народные подвижные игры, театрализованные и др. Рисование: «Богатыри земли русской». Спортивное развлечение «Будущие богатыри». Домашнее чтение «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка».
Март
13
«Моя мама»
Учить принимать участие в групповой беседе воспитывать доброе, заботливое отношение к маме – самому родному человеку. Вызывать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Рассматривание репродукции с картины «Мать и дитя». Рассказы детей о своих мамах. Чтение стихов и пение песен о маме. Оформление семейных уголков. Изготовление подарков для мам. Викторина «Что, ты знаешь о своих родителей?» Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму? Как я помогаю ей»
14
Флора и фауна родного края
Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края, Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями животных и гербарии растений.
Игры: «Кто где живет?», «Путаница», «У кого какой домик?» и др. Рисование «Обитатели леса», «Любимый край» (в разные времена года)
апрель
15
"Наши космонавты"
Расширить представления детей о космических полетах; познакомить их российскими ученными, которые стояли у истоков русской космонавтики. Воспитывать гордость за свою страну.
Беседа о российских космонавтах. Просмотр телефильма. Пословицы и поговорки о космонавтах. Спортивное развлечение «Мы – космонавты». Конструирование, рисование космических кораблей.
16
Герб родного города. «История возникновения герба и флага Нижнего Новгорода»
Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе.
Формировать уважительное отношение к гербу, флагу. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
Беседа о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба, рисование элементов герба Беседы: «История Нижнего Новгорода», «Отличные люди, прославляет город», «Государственные символы» и др. «Что вам расскажет флаг?». Экскурсии: в библиотеку, в музей. Игры: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб?» (используя мяч) и др.
Рисование, аппликация, лепка «Символика Нижнего Новгорода"
май
17
"Этот День Победы"
Закрепить знания детей о том, как защищали Родину русские люди в годы ВОВ, как живущие помнят о них. Формировать представление детей о героизме наших воинов. Вспомнить какие памятники в Нижнем Новгороде поставлены героям войны. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной
войне?», «Великие подвиги» и др. Праздник: «День Победы». Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, встреча с ветеранами. Использование декламации и мелодекламации. Рисование: «День Победы». Чтение произведений о ВОВ. Рисование: «Миру – мир!». Аппликация: «Открытки к 9 Мая»
18
«Я – гражданин России»
Познакомить детей с понятием «гражданин», «патриот». Воспитывать любовь к своей родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.
Беседы: «Я живу в России», «Символ России – белая береза». Объяснение пословиц о Родине, Чтение рассказов и стихотворений М. Матусовского «С чего начинается Родина?». Рисование «Моя Родина». Слушание песни о Родине. Составление рассказов о будущем Родины.