Надежда Сытова
Перспективный план НОД по ознакомлению с художественной литературой (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
Русская народная сказка «Царевна - лягушка».
Цель: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской народной сказки; развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
«О чем печалишься, осень?». Чтение стихотворений об осени.
Публикация «Перспективный план НОД по ознакомлению с художественной литературой (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Цель: Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, закрепить знания об изменениях в осенней природе; развивать поэтический слух; формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; закреплять умение образовывать разные формы глаголов и сравнительную степень прилагательных.
Русская народная сказка «Сивка – Бурка».
Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Стихотворение Е. Трутневой «Осень».
Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, инонационально передавать спокойную грусть осенней природы; развивать поэтический слух: формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворений; подбирать эпитеты, сравнения. Метафоры для описания осенних пейзажей.
Октябрь.
Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка».
Цель: Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идеи, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.
Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Цель: Закрепить представления о жанровых особенностях, назначения загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок; формировать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.
«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина - Сибиряка.
Цель: Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
Стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина.
Ноябрь.
Украинская народная сказка «Хроменькая уточка»
Цель: Познакомить с украинской народной сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.
Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Цель: Закреплять представления о басни, о ее жанровых особенностях; подвести к пониманию аллегории басни, ее идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.
Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».
Цель: Углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.
Стихотворение К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени.
Цель: Учить составлять рассказ с использованием изобразительно – выразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать при помощи слов настроение, впечатления.
Декабрь.
Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.
Цель: Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Русская народная сказка «Снегурочка».
Цель: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.
Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег».
Цель: Учить интонационно выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на определенную тему.
Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель: Учит эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать идею сказки; показать связь идеи сказки со значением пословицы.
Январь.
Басня И. Крылова «Ворона и лисица».
Цель: Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образы средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.
Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословицам.
Цель: Учит понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев; видеть связь названия текста с его содержанием; составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
Стихотворение С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание.
Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
Малые Фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам.
Цель: Учит воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.
Февраль.
Рассказ С. Иванова «Каким бывает снег».
Цель: Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.
Басня С. Михалкова «Ошибка»
Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание басни. Понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащийся в басне, осмысливать переносное значение слов и словосочетаний. Пословиц и поговорок.
Сказка В. Катаева «Цветик – Семицветик».
Цель: Подвести к понимание нравственного смысла сказки, к мотивированной оценки поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
Март.
Комплексное занятие «Весна идет».
Цель: Цель: Вызвать чувство восхищения красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.
Басня Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц.
Цель: Учить осмысливать аллегорию басни, ее суть, соотносить идею басни со значением пословицы.
Сказка М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказки «Теремок».
Цель: Учить находить сходство и отличие в сюжетах похожих сказок, осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.
Апрель:
Рассказ В. Драгунского «Друг детства».
Цель: Учить осмысливать идею произведения, значение образных выражений; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, рассказ).
Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.
Цель: Поддерживать интерес к образным выражениям; углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен».
Цель: Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (риторические способности).
Май.
Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек».
Цель: Систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.
Сказка Х. - К. Андерсена «Гадкий утенок».
Цель: Уточнить знания о творчестве датского сказочника Х. –К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; развивать внимание к поэтическим образам.
Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак».
Цель: Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни; формировать умение точно, выразительно. Ясно излагать свои мысли.
Итоговая литературная викторина.
Цель: Закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, о малых фольклорных формах.