Ковалева Елена
Перспективный план кружка «Сказки — наши добрые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, развивающего человека как интересную личность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
Публикация «Перспективный план кружка „Сказки — наши добрые друзья“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Планирование. Планы работ
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
По моему мнению, сказки как нельзя лучше подходят для ознакомления и приобщения детей к художественной литературе в целом.
Во-первых, сказки легко воспринимаются детьми дошкольного возраста.
Во-вторых, они привлекают детей необычайными сюжетами, сценами, полными чудес и превращений.
И в-третьих, сказки – народны, они основывались на жизни и быте простого народа и как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями
Чтение сказок даёт огромный потенциал для развития выразительной и связной речи, совершенствует звукопроизношение. Читая и обсуждая сказки, накапливается эстетический опыт, воспитывается культура речи, умение рассуждать. Дети расширяют и обогащают свой словарный запас, развивается образное мышление, фантазия, творческие способности и, наконец, идёт приобщение детей к художественной литературе.
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Цель программы: приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование и развитие всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Обучающие:
Повышать мотивацию ребенка на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения;
Научить детей использовать сказочный материал нетрадиционно;
2) Развивающие:
Развивать знания детей в области литературы, но не только программных, но и внепрограммных произведений.
Развивать память, побуждая детей пересказывать прочитанное, фонематическое восприятие.
Способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
Обогащать и расширять словарный запас детей.
3) Воспитательные:
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Программа рассчитана на детей от 4-х до 7-ми лет.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».
Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, во второй половине дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно – практической деятельности и дидактических игр. Продолжительность занятий зависела от возраста детей.
Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 14 произведений. В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях.
Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
1) групповая и индивидуальная работы;
3) познавательно-развлекательные викторины;
4) подготовка и участие в конкурсах, выставках, спектаклях;
5) экскурсии;
6) тематические беседы;
7) игры и др.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, чтение художественной литературы);
– наглядные (картины, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные, театрализованные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Работа с детьми строится на принципах:
– от простого к сложному;
– индивидуального подхода;
– развития творческой инициативы.
Уровень усвоения детьми кружковой программы определяется посредством диагностики, проводимой в начале и конце каждого учебного года в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, при выполнении творческих заданий, их презентации и последующей самооценки.
Интеграция с другими образовательными областями
Познание: расширяется и закрепляется словарный запас, формируется и совершенствуется грамматический строй речи, формируется и развивается темп и ритм речи, ее выразительность, закрепляется правильное произношение звуков (умение вслушиваться в обращенную речь и понимать ее содержание, отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалоги; учатся составлять рассказы-описания, пересказывать хорошо знакомые сказки и тексты).
Чтение художественной литературы: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи.
Художественное творчество: активизируется и закрепляется речевой материал в процессе творчества (изготовление афиш, пригласительных и обычных билетов, рисование героев сказки для театра, на физкультминутках (упражнения «речь с движением», развивается мелкая моторика.
Музыка: развивается эмоциональная отзывчивость, умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, развивается темп и ритм движений, учатся отражать в движениях образы животных, птиц, активизируется и закрепляется речевой материал.
Физическая культура: формируется правильная осанка, умение ориентироваться в пространстве, учатся выполнять упражнения с речевым и музыкальным сопровождением.
Социализация: беседы о нравственных качествах героев произведений, их характере. Побуждать к оценке действий и поведения героев.
Труд: изготовление атрибутов к предстоящей инсценировке с предварительным обсуждением.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения, составлять рассказ о событиях из личного опыта.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, активизируют словарь, связную речь, мышление, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
у дошкольников будет развит интерес к чтению художественной литературы;
у дошкольников будет совершенствоваться звукопроизношение, связная и выразительная речь;
у дошкольников будет развита познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
у дошкольников будет развито чувство эмоциональной отзывчивости;
будет создано единое развивающее пространство, включающее детей, педагогов и родителей.