Демьяненко Алла Геннадьевна
Перспективный план кружка «Бабушкин сундучок» для старшего дошкольного возраста
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины; знакомство с разными видами народного искусства.
Задачи:
1. Организовывать празднование детьми дат народного календаря.
2. Насыщать реальную жизнедеятельность детей фольклорным материалом ( малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки, припевки, колыбельные, шуточные песни); предметы домашнего обихода.
3. Помочь детям в обретении смысла и ценностей традиционной культуры в условиях современной жизни.
Сентябрь:
1.«Милости просим, гости дорогие!»
Публикация «Перспективный план кружка „Бабушкин сундучок“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с Хозяйкой «русской избы», с ее обитателем домовёнком Кузей. Вызвать у детей интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия.
2. «Что летом родиться – зимой пригодиться»
Цель: закреплять знания детей о летних месяцах, явлениях природы, вспомнить летние обрядовые праздники (Троица, Семик). Использовать устный фольклор: пословицы, поговорки. При повторении летних закличек обратить внимание на правильное произношение текста.
3-4. «Хозяйкины помощники»
Цель: познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Разучивание народной песни «Пошла млада за водой».
Октябрь:
1. «Хлеб – всему голова»
Цель: знакомство со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки). Воспитывать уважение к труду хлебороба. Разучивание заклички «Пшеница, родись». Правильно произносить слова и фольклорные обороты: «жеменька», «мерка».
2. «Великий Покров»
Цель: знакомить детей с народным календарем: праздник Покров. Показать, какое значение имел народный календарь в жизни крестьянина. Пение хоровода «На горе-то калина». Выполнять движения в соответствии с текстом песни.
3-4. «Где живет перо Жар-птицы?»
Цель: Знакомство детей с хохломской росписью.
Ноябрь:
1.«В гостях у сказки»
Цель: познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку.
2. Знакомство со сказкой «Лиса и журавль»
Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, определять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «Как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, пересказывать близко к тексту.
3. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»
Цель: учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль».
4. «Викторина по русским народным сказкам»
Цель: В ходе викторины вспомнить ранее изученные русские народные сказки и их героев.
Декабрь:
1-2.«У бабушки в деревне».
Цель: знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
3-4. «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу».
Цель: знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
Январь:
1-2. «Пришла коляда - отворяй ворота».
Цель: рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
3-4. «С Новым годом со всем родом!»
Цель: рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.
Февраль:
1.«Гуляй, да присматривайся».
Цель: беседа о характерных особенностях февраля.
2. Знакомство со сказкой «Два Мороза»
Цель: учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы по сказке.
3. «Русская народная игрушка»
Цель: рассказать о деревянной игрушке – матрешке. Учить детей слушать и произносить незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, стихотворения, загадки.
4. «Гжель прекрасная»
Цель: познакомить детей с народным промыслом Гжель. Развивать эстетическое восприятие. Учить рисовать гжельские узоры. Совершенствовать умение петь в хороводе.
Март:
1-2. «Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Цель: беседа о маме, изготовление поделок в подарок мамам.
3-4. «Ой, ты, Масленица»
Цель: рассказать детям о зарождении праздника, традициях, особенностях. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Сделать куклу Масленицу.
Апрель:
1. «Как бывало в старину на Руси»
Цель: закрепить знания детей о России в прошлом, о ее символах. Формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства.
2.«Посиделки у самовара»
Цель: вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
3-4. «Я эту землю Родиной зову»
Цель: продолжать формировать интерес «к малой Родине». Закрепить знания детей о достопримечательностях и природе родного края.
Май:
1-2.«Русское гостеприимство»
Цель: познакомить с историей русской кухни.
3-4. «Прощание с избой».
Цель: словесные народные игры, рассказывание докучных сказок, пение частушек.