Неля Соколова
Перспективный план игровых занятий «Уроки здоровья». Блок «Мой организм».
▼ Скачать + Заказать документы
«Уроки здоровья» – формирование у детей элементарных представлений об организме человека, его функциях и возможностях, безопасности собственной жизнедеятельности, создание положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Основными задачами являются следующие:
1. Расширять и обобщать представления детей об организме человека, личной гигиене, рациональном режиме дня и здоровом питании.
2. Формировать основы культуры здоровья, создавать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.
3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, культуру поведения и общения.
Публикация «Перспективный план игровых занятий „Уроки здоровья“, Блок „Мой организм“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
4. Формировать интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом.
5. Приобщать к правилам безопасного поведения в быту, на улице и в природе.
«Уроки здоровья» - это специальные игровые занятия, объединенных в тематические блоки.
I блок «Мой организм»:
1. Как устроено тело человека.
2. Почему мы двигаемся?
3. Как ты растешь?
4. Как мы дышим?
5. Наши помощники.
6. Командир организма.
7. Режим дня – это очень важно!
8. Экскурсия в «Институт здоровья человека» (обобщающее).
В ходе занятий этого блока дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых систем и органов человеческого организма. Кроме того, на данных уроках рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
II блок «Чистота – залог здоровья»:
1. Болезни грязных рук или о Личной гигиене.
2. Чтобы зубы не болели.
3. Гигиена и закаливание.
4. В гости к Чистюлькину (обобщающее).
В данном блоке основное внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил личной гигиены.
III блок «Приятного аппетита»:
1. О режиме питания.
2. Здоровая и вредная пища.
3. Овощи и фрукты – полезные продукты.
4. Аскорбинка и ее друзья.
5. Экскурсия в «Институт питания человека» (обобщающее).
В этом блоке дети узнают о том, как нужно правильно питаться, какое положительное влияние на организм человека оказывает употребление овощей и фруктов, а также витаминов.
IV блок «Будь осторожен!»:
1. Как избежать неприятностей дома?
2. Во дворе и на улице.
3. На воде и на природе.
4. Таблетки – детям не конфетки!
5. Здоровье и болезнь.
6. Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!
7. Как уберечь себя от разных неприятностей и всегда быть здоровым? (обобщающее).
В ходе уроков данного блока дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения на улице, во дворе, на природе, в случае, если потерялся, а также о том, как избежать неприятностей дома.
БЛОК «МОЙ ОРГАНИЗМ»
1. Тема: «Как устроено тело человека»
Цель: Обобщение имеющихся у детей знаний об организме человека, функциях органов, формирование представлений о том, что каждая часть тела и каждый орган имеют большое значение для него.
Содержание, формы, методы и приемы:
Вопросы для беседы:
- что называется частью тела, а что органом?;
- какая часть тела называется головой? (это часть тела, на которой сосредоточены органы чувств и в которой расположен головной мозг);
- зачем нужна голова? (чтобы думать, есть, дышать и т. д.);
- какие органы есть на туловище и внутри? (руки, ноги, сердце, легкие);
- что располагается выше всего? (волосы; выявление свойств волос);
- какую роль играет кожа для человека? (ощущение тепла, холода, боли, прикосновений);
- что находится на голове? (глаза, нос, уши, рот). Это органы человека.
Конкретное экспериментирование:
- зачем нужна шея?;
- послушай стук сердца своего товарища»;
- зачем человеку руки и ноги?;
- зачем человеку нос? (самонаблюдения детей);
- логические рассуждения «Чем отличаются люди друг от друга?» (высокие, низкие, старые, молодые, дети, «Чем похожи?»;
Рассматривание рисунков и иллюстраций на тему «Строение человека», дифференциация понятий «часть тела» и «орган»;
Рисование по теме занятия (люди высокие и маленького роста, дети и пожилые);
Изготовление книжек-самоделок.
Загадки:
У тетушки Фемицы
Есть четыре сестрицы:
Из них две-то хвалятся:
«Мы делать горазды»,
А другие хвалятся:
«Мы ходить горазды!» (Ноги и руки)
Маленький работник годы живет,
Никогда не спит и не стоит. (Сердце)
2. Тема: «Почему мы двигаемся?»
Цель: Знакомство детей с мышцами (мускулами, с помощью которых движется тело человека, с принципом работы мышц и их ролью в строении человека.
Содержание, формы, методы и приемы:
Вопрос: Что помогает нашему телу двигаться?
Рассказ воспитателя о том, что все движения, которые мы совершаем, возможны благодаря работе мышц.
Рассматривание иллюстрации «Скелет человека».
Схематичное рисование скелета человека
Рассматривание плакатов и фотографий с изображением штангистов, гимнастов, артистов балета – беседа о красоте человеческого тела.
Выполнение физкультминутки «Русские богатыри», физических упражнений (этюдов) «Красивая сосулька», «Штанга».
Конкретное экспериментирование:
Встать перед зеркалом, согнуть руки, ноги, повертеть головой в разные стороны, наклониться всем туловищем вперед, вправо, влево, сделать «ласточку».
Вопрос: Какие части тела движутся и где они могут сгибаться и разгибаться?
3. Тема: «Как ты растешь?»
Цель: Знакомство детей с твердым костным веществом и мягким хрящом.
Содержание, формы, методы и приемы:
Вопрос: Почему взрослые почти не растут?
Рассказ воспитателя о том, что кости новорожденного ребенка почти полностью хрящевые, их можно легко повредить, но по мере того, как ребенок растет, в нем становится все меньше хрящей и все больше твердого костного вещества. Эти островки твердой кости увеличиваются с каждым годом, и у взрослых людей костные участки сливаются и образуют сплошные кости скелета. После этого рост человека прекращается.
Рассматривание поэтапного роста человека на иллюстративном материале.
Экскурсия в ясельную группу, наблюдение за малышами.
Беседа «Какие вы были маленькие?».
Опыт «Что такое хрящ?».
Лепка: взрослые и дети.
Чтение стихотворения, беседа по содержанию:
Мама Алеше твердит спозаранку:
«Леша, не горбись, следи за осанкой!»
Он проследил бы за ней, но беда –
Леша ее не видал никогда!
4. Тема: «Как мы дышим?»
Цель: Обобщение и конкретизирование представлений детей о строении и значении дыхательной системы человека.
Содержание, формы, методы и приемы:
Проблемная ситуация:
«Что будет, если человек перестанет дышать?».
Демонстрационное и фронтальное экспериментирование -опыт «Попробуй не дышать!».
Рассказывание детям о трахее, ее строении, о легких и бронхах.
Беседа о том, как работает дыхательная система человека, о расположении органов дыхания и о том, что необходимо стараться дышать через нос. Через него вдыхаемый воздух проникает в похожую на пещерку носовую полость, стенки которой покрыты слизью и пучками тончайших волосков. Здесь холодный воздух согревается, а горячий остывает. Пыль и микробы прилипают к слизи, а волоски помогают удалить их из организма вместе с вредными для детского здоровья веществами.
Конструирование с детьми органов дыхания, самонаблюдение за дыханием.
Игры «Кислородинки и пылинки», «Дыхательное деревце».
5. Тема: «Наши умные помощники»
Цель: Расширение представлений детей об органах чувств человека, их значение для процесса познания окружающего мира; воспитание ценностного и бережного отношения к нашим «умным помощникам».
Содержание, формы, методы и приемы:
Вопросы: Какие органы являются главными помощниками человеку? Для чего нужны глаза? Уши? Нос? Язык? Кожа пальцев?
Дидактические игры: «Отгадай на ощупь», «Узнай по звуку выполняемое действие», «Чем можно заменить речь?», «Мы в разведке», «Таинственные флаконы» (узнай по запаху, «Угадай на вкус».
Тренинг органов чувств (зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых восприятий).
Беседа о том, как органы чувств человека помогают друг другу, о компенсаторных возможностях органов чувств человека.
Конкретное экспериментирование:
«Если один орган почему-либо не может работать, могут ли заменить его другие органы?»
Чтение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».
Свободное общение на тему занятия.
Загадки:
Два оконца распахнуты целый день,
А между ними – плетень. (Глаза и нос)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Один говорит, двое глядят,
Двое слушают. (Рот, глаза, уши)
6. Тема: «Командир организма»
Цель: Знакомство детей с мозгом, без которого человек не может жить, и с его свойством – памятью.
Содержание, формы, методы и приемы:
Вопросы: Что находится внутри головы? А зачем человеку мозг?
Рассматривание рисунка или муляжа «Головной мозг».
Объяснить детям то, что по нервам в мозг поступают сигналы от глаз, ушей, кожи и других органов чувств. А в ответ мозг посылает приказы ногам, рукам, другим частям тела. Разные участки головного мозга управляют различными видами деятельности человека: ходьбой, речью, проявлением эмоций. Сильные удары по голове (при шалостях, падении) могут вызвать тяжелую травму – сотрясение головного мозга. Объяснение того, что если после удара у человека наблюдается шум в ушах, головная боль, тошнота и рвота, то необходимо немедленно обращаться за помощью к врачу. Спинной мозг соединяет все части тела, мышцы, внутренние органы с головным мозгом.
Игровые упражнения:
«Пальчики-узнавальчики», «Таинственные флаконы».
Беседа «Как заботиться о здоровье или как сохранить мозг здоровым».
Игра с мячом «Вопрос-ответ»:
- Что делает мозг?
- Как мозг «командует» другими органами?
- Как нужно заботиться о мозге?
Свободное общение по теме занятия.
7. Тема: «Режим дня – это очень важно!»
Цель: Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Содержание, формы, методы и приемы:
Проблемные ситуации:
«Пора вставать, а глаза не открываются», «Пора спать, а сон куда-то убежал», «Что ты неправильно делал в течение дня?»
Беседа о соблюдении правильного режима (распорядка) дня. Объяснение детям, что очень важно соблюдать правильный режим дня: спать, кушать, гулять, играть и заниматься в определенное время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым. Выяснение распорядка дня детей в выходные дни и объяснение того, что даже в эти дни важно соблюдать режим.
Чтение и обсуждение стихотворения:
Умный пес по кличке Степ
Мне открыл один секрет –
Чтобы в жизни преуспеть,
Чтобы многое успеть
Погулять и почитать,
И в игрушки поиграть,
И с друзьями песню спеть,
И мультфильмы посмотреть,
Как вещам твоим порядок,
ДНЮ поможет РАСПОРЯДОК!
День распишешь по частям,
И везде успеешь сам!
8. Тема: «Экскурсия в Институт здоровья человека»
(обобщающее)
Цель: Обобщение представлений об организме человека, необходимости соблюдения правил безопасности собственной жизнедеятельности
Сценарий урока в приложении