Светлана Головина
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Первый квартал (сентябрь-ноябрь)
Тематический блок: «Мы - учёные»
1. Вводная тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»
Цель: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); познакомить с понятием «наука» (познание, средствами исследования и материалами лаборатории; рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Планы
- Темочки
2. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»
Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Тематический блок: «Воздух»
Опыт №1. Поиски воздуха
Цель: формирование и пополнение представлений о воздухе, представлений о том, что человека окружает воздух.
Материалы: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Ход: Педагог предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг есть воздух. Воспитанники выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, надувают воздушный шар; дуют в трубочку, конец которой опущен в воду, и т. д.)
Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Материалы: пустая стеклянная банка 1,0 литр, бумажные салфетки – 2 штуки, маленький кусочек пластилина, кастрюля с водой.
Ход: Воспитатель предлагает опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Салфетка намокнет. Затем при помощи пластилина закрепить точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернуть банку отверстием вниз и аккуратно опустить в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закроет банку. Аккуратно вынуть ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опустить банку на дно кастрюли и медленно наклонять ее. Воздух вылетает из банки пузырем. Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Опыт №3. Невидимка
Цель: доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Материалы: прочный прозрачный полиэтиленовый мешок; мелкие игрушки.
Ход: воспитатель вместе с детьми наполняют пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменит свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выкладываются игрушки, расширяются края мешочка. Он опять раздувается, но ничего не видно в нем. Мешок кажется пустым. Скручивают мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух. Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт №4. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: доказать, что вокруг человека невидимый воздух, который он вдыхает и выдыхает.
Материалы: стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей; коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей; полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Ход: дети вместе с воспитателем аккуратно берут за краешек полоску бумаги и подносят свободной стороной поближе к носикам. Начинают вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Человек вдыхает и выдыхает воздух, который двигает бумажную полоску? Проверяют, пробуют увидеть этот воздух. Берут стакан с водой и выдыхают в воду через соломинку. В стакане появляются пузырьки. Это выдыхаемый человеком воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Человека окружает невидимый воздух, он его вдыхает и выдыхает. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ.
Опыт №5. Воздух может перемещаться
Цель: доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Материалы: прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном); сдутый воздушный шарик; кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Ход: дети рассматривают воронку. Отмечают, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Надевают на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опускают воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Видно, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завязывают шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который переместили из воронки. Воздух может перемещаться.
Опыт №6. Из закрытого пространства воздух не перемещается
Цель: Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.
Материалы: пустая стеклянная банка 1,0 литр; стеклянная кастрюля с водой; устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани; прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном); сдутый воздушный шарик.
Опыт: Воспитатель рассказывает: «Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можно ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать?». Несколько детей вместе с педагогом берут банку, держат ее строго вертикально отверстием вниз и накрывают банкой кораблик. Отмечают, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимают банку и проверяют это. Опять накрывают кораблик банкой, и медленно будем опускают ее вниз. Видно, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимают банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Надевают на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опускают воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Видно, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет? У воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет. Из закрытого пространства воздух не может выходить.
Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Материалы: стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей; коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей; стеклянная кастрюля с водой; губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Ход: Дети берут стакан с водой и выдыхают в воду через соломинку. В стакане появляются пузырьки. Это выдыхаемый ими воздух. В воде видно воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Воспитатель предлагает детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверяют это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассматривают кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг человека, но и в различных предметах.
Второй квартал (декабрь-февраль)
Тематический блок: «Вода»
Опыт №1. Узнаем, какая вода.
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Материал: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход: воспитатель показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Воспитатель просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
Опыт №2. Прозрачность воды
Цель: подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»
Ход: приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный» : предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Опыт №3. Где быстрее?
Цель: выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).
Материал: варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.
Ход: воспитатель вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рас-сматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть ( проверяют все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча и т. д., раскладывая льдинки на десять минут в разные места). Помещают одинаковые по размеру льдинки в целлофановые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т. д.).
Опыт №4. Взаимодействие воды и снега.
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
Материал: мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
Ход: воспитатель утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много, затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Воспитатель просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом, если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой. Дети выполняют это задание — в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.
Опыт №5. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.
Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).
Материалы: 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки; 3 сырых яйца; поваренная соль, ложка для размешивания.
Ход: Воспитатель показывает детям пол-литровую банку с чистой (пресной) водой. Спрашивает у детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Дети озвучат предположение, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опускается сырое яйцо в воду. Оно действительно тонет. Берётся вторая пол-литровую банка и добавляется туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опускается в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь кладут яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, добиваются того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт №6. Мы делаем облако.
Цель: формирование представлений о том, как образуются облака.
Материалы: трехлитровая банка, электрический чайник для возможности кипячения воды, тонкая металлическая крышка на банку, кубики льда.
Ход: воспитатель наливает в трехлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрывает крышкой. На крышку вместе с детьми кладёт кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.
Третий квартал (март-май)
Тематический блок «Песок, глина, камни»
Опыт № 1. «Сухой песок».
Цель: формирование представлений о свойствах песка.
Материалы: сухой песок, поднос, иллюстрации песчаной пустыни, песочные часы.
Ход: дети с подсказки воспитателя берут горсть сухого песка и выпускают его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Поэтому делается вывод, что песок – сыпучий материал.
Опыт №2. Из чего состоят песок и глина?
Цель: формирование представлений о том, из чего состоят песок и глина.
Материалы: сухой песок и глина, поднос, увеличительное стекло.
Ход: дети рассматривают песчинок и глины с помощью увеличительного стекла и ведут обсуждение.
- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.
- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Дети делают вывод, что песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт №3. Проходит ли вода через песок и глину?
Цель: пополнение представлений о свойствах песка и глины.
Материалы: два стакана, песок и глина, ёмкость с водой, поднос.
. Ход: в стаканы помещаются песок и глина. Дети наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Обсуждают, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
Опыт № 4. Какими бывают камни?
Цель: формирование представлений о сенсорных признаках камней (цвет, особенности поверхности)
Материалы: поднос, камни различного размера, цвета и поверхности, пластилин.
Ход: дети определяют цвет своих камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., сравнивают размеры, гладят ладонью по поверхности камней. Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Затем педагог предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сжать обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? Дети делятся открытиями и приходят к выводу, что камень может быть гладким и шероховатым, камни твёрдые, но по цвету и форме бывают различные