Наталья Кузьменко
Перспективное планирование работы с детьми по региональному компоненту
▼ Скачать +Заказ
Перспективное планирование работы с детьми по региональному компоненту
Г. Константиновск, Ростовской области.
Воспитатель Кузьменко Н. В.
Тема, цель
Различные виды деятельности педагогов и детей с учетом интеграции образовательных областей. Предполагаемая самостоятельная
деятельность детей Материал и оборудование
Раздел №1
Край Донской, край родной
1. Край, в котором мы живем.
Публикация «Перспективное планирование работы с детьми по региональному компоненту» размещена в разделах
Цель: расширять знания детей о родной стране, родном крае, формировать интерес к малой родине, углубить знания детей о родном городе Константиновске, основных достопримечательностях. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, желание сделать его еще красивее.
«Познавательное развитие», «Речевое развитие» :
1. Беседа о родном крае, городе и его достопримечательностях.
2. Беседа на тему «История возникновения города Константиновска»
3. Разучивание пословиц и поговорок о Родине
4. Экскурсии к памятным местам города Константиновска.
1. Рассматривание иллюстраций родного края, города.
2. Рассматривание фотографий с изображением памятных мест родного города.
3. Поисково – познавательная деятельность: нахождение на географической карте Ростовской области, города Константиновска.
Иллюстрации и фотографии с изображением донского края, города Константиновска, памятных мест. Материалы для исследования: географические карты.
Иллюстративно-выставочный материал; атрибутика исторического содержания; глобус; макеты; карта России.
2. Природа Донского края.
Цель: углублять и обобщать представление детей о растительном и животном мире, учить видеть красоту донских степей, ознакомить с растениями и животными занесенными в красную книгу, заповедниками и памятниками Донского края, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» :
1. Беседа о растительном мире Донского края.
2. Беседа о животном мире Донского края.
3. Разгадывание загадок о деревьях и животных родного края.
4. Беседа об исчезающих видах растений и животных. Красная книга Донского края.
5. Прослушивание песни «Ах, ты, степь широкая…»
6. Разучивание подвижной игры «Волк»
7. Разучивание народной игры «Мак»
8. Дидактические игры: «Съедобный, несъедобный», «С какого дерева листок», «С какой ветки эти детки», «Ходит, плавает, летает»
1. Рассматривание иллюс-траций с изображением расте-ний, птиц, рыб и животных Донского края.
2. Рассматривание откры-ток с изображением редких и исчезающих растений и животных Донского края.
3. Отображение впечатлений от занятий в творческих работах (лепка, рисование, аппликация)
Иллюстрации с изображением растительного и животного мира Донского края.
Открытки с изображением редких и исчезающих животных, животных и растений занесенных в красную книгу.
4. Люди, просла-вившие Донскую землю.
Цель: развивать любознательность и интерес к истории Донского края, ее героям, воспитывать патриотичес-кие чувства, уважительное отношение к землякам –участникам ВОВ, ветеранам труда, спортсменам, чувство гордости за них.
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» :
1. Знакомство с памятниками участ-никам ВОВ в г. Константиновске.
2. Беседа о ветеранах ВОВ, труда.
3. Беседы о личностных качествах, которыми должен обладать военный человек, военных действиях, заданиях, военной технике, полевой кухне, полевом госпитале.
4. Слушание и исполнение музыкальных произведений и песен военной тематики.
5. Рассматривание иллюстраций о защитниках Донской земли.
6. Чтение литературных произведений о военных действиях, о защитниках Донской земли, о взрослых и детях, проявивших героизм во время войн и в мирное время.
7. Экскурсии, к мемориалам и памятникам героям Великой Отечественной войны.
8. Изготовление раскладушки для родителей «Маршрут выходного дня – посетите вместе с детьми памятники защитникам родного города»
1. Рассматривание иллюст-раций с изображением воен-ных действий, военной тех-ники.
2. Разыгрывание сюжетов в ролевых играх «Охрана границы» (воздух, вода, суша, «Наша Армия», «Танкисты», «Летчики», «Моряки», «Полевая кухня», «Полевой госпиталь» и другие;
3. Лепка, аппликация, рисование, художественный труд по теме
4. Игровые упражнения на развитие волевых и силовых качеств
Атрибуты для сюжетных, театральных игр;
настольный театр; иллюстративно-выставочный материал;
открытки, фотографии, иллюстрации, атрибутика военного содержания
Раздел №2
Донское казачество
1. Кто такие казаки?
Цель: формировать у детей представление о казаках, их истории, самобытности, воспитывать любовь и уважение к родной земле через ознакомление с казачьим фольклором.
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» :
1. Беседы «История возникновения каза-чества», Герб донских казаков,
2. Чтение сказок донских казаков.
3. Разучивание пословиц о родной земле.
4. Правила и заповеди настоящих казаков.
5. Разучивание игр : «Ваня – казачок», «Кони».
Рассматривание карты Донского края.
Рассматривание альбома «Как на тихом Дону»
Слушание песен в исполнении ансамблей казачьей песни.
Экскурсии в мини музей д. с; по мини музеям групп.
2. Казаки – защит-ники родной земли.
Цель: развивать любознательность и интерес к российской истории, приобщать детей к истории и традициям Донского края, воспитывать чувства патриотизма и уважения к родному краю, вызывать у мальчиков желание стать защитниками Отечества. «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» :
1. Беседа о казаках – защитниках отечества.
2. Беседа о ветеранах ВОВ
3. Рассматривание иллюстраций, изоб-ражающих казачье оружие
4. Рисование на тему: «Костюм и вооружение казаков»
5. Разучивание песни: «Мы с тобой казаки.»
6. Разучивание казачьей забавы: «Сме-лый всадник», «Плетень».
7. Прослушивание строевой казачьей песни: «Казачья строевая»
8. Чтение рассказов о воинской славе казаков.
Рассматривание старинных семейных фотографий с изображением казаков на военной службе.
Рассматривание иллюстраций «Казаки, преследующие французские войска», портрета М. И. Платова.
Слушание песен в испол-нении казачьих ансамблей.
Рассказы пап о службе в армии.
Старинные семейные фотографии с изображением казаков.
Иллюстрации с изображением военных действий с участием казаков, портрет Атамана М. И. Платова.
3. Казаку конь – отец родной и товарищ.
Цель: развивать познавательный интерес к традициям казаков, воспитывать любовь и бережное отношение к лошадям.
«Познавательное развитие», «Речевое развитие» :
1. Беседа о роли лошади в жизни казака, об уходе за конем, конских мастях.
2. Разучивание пословиц и поговорок о боевом коне.
3. Прослушивание казачьих песен «Как за Доном», «Конь боевой».
Рассматривание иллюстраций с изображением лошадей разных пород.
Лепка на тему «Конь вороной»
Сочинение рассказа или сказки о казаке и его боевом коне.
Иллюстрации с изображением коней разных пород, Донских рысаков.
Иллюстрации с изображением участия казаков на конях в военных действиях.
4. Жилище Донских казаков, их быт и традиции.
Цель: приобщать детей к культуре, быту казачества, формировать представление о жилище казака, рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве, воспитывать желание быть трудолюбивым, умелым, помогать взрослым.
«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие» :
1. Рассказ о жилище казаков – курене, убранстве комнат и их назначении.
2. Беседы о блюдах традиционной казачьей кухни.
3. Беседа о вкусной и здоровой пище: «Молочные продукты», «овощи на нашем столе»
4. Декоративное рисование: «Украшение наличника»
5. Разучивание казачьей песни «Горенка»
6. Разучивание и закрепление казачьих игр «Редька», «Хрен»
Рассматривание иллюстраций с изображением казачьих куреней, комнат, предметов кухонной утвари казаков.
Рассматривание иллюстраций с изображением традицион-ных казачьих блюд.
Приготовление дома с родителями казачьих блюд из молочных продуктов «Квашение молока». Составление рассказа «Люби-мое казачье блюдо нашей семьи»
Лепка на тему «Корзина овощей»
Иллюстрации с изображением казачьих куреней, наличников, предметов обстановки комнат, оружия, предметов кухонной утвари.
5. Семейный уклад казаков. Воспитание мальчиков и девочек в казачьих семьях.
Цель: формировать ценностные представления о семейных отношениях: воспитывать уважение и внимательное отношение к членам семьи, чувства уважения и почитания отца и матери. Познакомить детей с казачьими семейными обрядами и традициями.
Формировать у детей представление о воспитании мальчика – казака, девочки – казачки.
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Худо-жественно – эстетическое развитие» :
1. Беседа об обязанностях членов семьи по дому.
2. Особенности взаимоотношения между членами семьи.
3. Разучивание пословиц и поговорок о семье, отце, матери.
4. Разучивание казачьей потешки: «Ой, батя, батя родненький.»
5. Изготовление кукольной семьи
6. Прослушивание колыбельных песен донских казаков.
7. Праздники для мальчиков – праздник первых штанов, праздник посвящения в казаки.
8. Разучивание элементов упражнений для казаков – мальчиков.
9. Разучивание казачьих песен, частушек.
10. Разучивание казачьей игры «Дедушка»
11. Д. /и «Убери лишнее»
Рассматривание семейных фотографий.
Изготовление подарков маме ко дню матери, рисование портрета мамы.
Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери».
Задание мальчикам : составить комплекс современных упраж-нений развивающих ловкость, быстроту реакции, точность.
Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, выполненных бабушками и мамами.
Прослушивание колыбельных песен в исполнении мам и бабушек. Сочинение детьми колыбельных песен.
Семейные фотографии,
изделия декоративно – прикладного искусства.
6. Праздники у казаков.
Цель: дать детям представление о православных праздниках – празднике Покрова Пресвятой Богородицы, Пасхе.
Познакомить детей с традиционными обычаями и обрядами святочного периода - колядками, масленичными обычаями, с с традиционными обычаями встречи весны.
Календарно – обрядовых праздниках - Рождество Христово, Троица.
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» :
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе.
2. Беседа об осенних земледельческих работах.
3. Беседа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.
4. Изготовление поделок из овощей к празднику Покрова.
5. Разучивание пословиц и поговорок о труде.
6. Беседа о правилах поведения в гостях.
7. Беседа о народном празднике – Масленице.
8. Роспись яиц.
9. Чтение пасхальных стихов.
10. Знакомство с народными весенними приметами.
11. Разучивание пословиц и поговорок о весне
12. Беседа о перелетных птицах.
13. Разучивание весенних закличек
14. Разучивание песен «Блины», «Земелюшка – чернозем»
15. Экскурсия к храму г. Константиновска
Рассматривание иллюстраций с изображением святых мест.
Рассматривание иллюстраций с изображением святочных развлечений.
Изготовление шумовых ин-струментов, чучела масленицы.
Отображение впечатлений от праздников в творческих работах детей : рисовании, лепке, аппликации.
Конструирование моделей птиц в технике оригами.
Рассказы детей о семейном праздновании праздников Рождества Христова, Масле-ницы, Пасхи.
Иллюстрации с изображением святых мест, Храма Покрова г. Константиновска.
Выставка семейных изделий декоративно – прикладного творчества.
Иллюстрации с изображением святочных развлечений.
7. Казачьи сказки. Песенный фольклор.
Цель: познакомить детей с особенностями повествования, разнообразием казачьих сказок, учить понимать и рассказывать сказки, воспитывать интерес к народному творчеству.
Познакомить детей с народным творчеством через игру.
Формировать представление детей о самобытности песенного фольклора казаков.
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Худо-жественно – эстетическое развитие» :
1. Беседа с детьми о правильном поведении в общении со сверстниками.
2. Чтение сказок донских казаков.
3. Слушание казачьих песен
4. Разучивание казачьей песни «Пчелочка»
5. Слушание песен в исполнении казачьих ансамблей.
6. Разучивание народных игр: «У пере-пелки», «Колпачок», «Снежная баба»
Рассматривание иллюстраций к казачьим сказкам.
Рисование на тему : «Герои казачьих сказок»
Народные игры по выбору детей.
Рассказы родителей, дедушек и бабушек о любимых играх детства.
Иллюстрации к казачьим сказкам.
Видеозаписи выступления с участием казачьих коллективов песни и пляски.