Татьяна Доценко
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.
Публикация «Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения к родному краю на основе изучения исторических, природных и социально-культурных особенностей нашего края.
Задачи:
-формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических и культурных особенностях малой Родины;
-формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике;
-расширять представления о природных богатствах родного края: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
-развивать интерес к жизни людей родного края, их жизни, быту, культуре, традициям;
-сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
-развивать навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.
Актуальность.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс. Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение обрядов, фольклора, народных игр. Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Задача дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Одна из важных задач является формирование представлений у детей о родном крае, о многообразии уникальных культур и традиций национальностей и народностей, проживающих на территории. У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Методы и формы работы с детьми:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения);
- наблюдение;
- показ мультимедийных материалов.
Целевые ориентиры освоения регионального компонента.
К семи годам дошкольники имеют представление о географических, климатических, экономических и социокультурных особенностях края, города, умеют различать символику города, края. Знают названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности города, края. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах города. Знают и стремятся выполнять правила поведения в природе и на улицах, умеют составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой». Дети обладают начальными знаниями о жизни, быте, культуре народа, умеют играть в народные подвижные игры. Имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге. Проявляют любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, зданиям. Так же проявляют интерес к малой родине.
Дошкольники проявляют инициативу в социально-значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами жителей Ставрополья, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям поселка, города. Отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Сентябрь. Первая неделя.
«Я и моя семья» Продолжать формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие «семья», «родственники». Совершенствовать умение детей составлять короткий рассказ о своей семье. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.
Рассматривание семейных фотографий, альбомов.
Беседа- разговор с детьми «Кто есть в моей семье».
Рассказы детей о членах своей семьи.
Составление рассказов «Наши семейные традиции». Составление семейного древа.
Сентябрь. Вторая неделя.
«Моя улица, мой дом». Закрепить знания детей о том, что такое улица, знание своего адреса и адреса детского сада. Закрепить знания о тех зданиях и постройках, которые находятся на улицах микрорайона. Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу. Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать познавательный интерес к теме. Воспитывать бережное отношение к родному городу, микрорайону, видеть красоту своей улицы, двора, района, города.
Рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и зданий, расположенных в г. Ессентуки.
Беседы о родной улице, целевая прогулка.
Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.
Рисование «Моя родная улица».
Составление маршрутного листа с родителями «Моя дорога в детский сад». Дидактические игры «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…».
Сентябрь. Третья, четвёртая неделя.
«Моя малая Родина». Закрепить знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах. Продолжать учить узнавать знакомые места на фотографиях. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного города.
Беседа «Город мой родной Ессентуки». Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток.
Виртуальная экскурсия по городу Ессентуки. Составление альбома
«Достопримечательности нашего города».
Составление рассказов из личного опыта «России милый уголок».
Беседа «Знаменитые земляки» (в честь кого названы улицы).
Октябрь. Первая неделя.
«Знаменитые люди в нашем городе». Вызвать интерес у детей к истории города, чувство уважения и гордости.
Беседа «Пушкин А. С. и Лермонтов Ю. М. на Кавказе».
Рассматривание картин Верещагина В. В.
Чтение стихов местных поэтов о г. Ессентуки.
Рассказы об известных людях.
Октябрь. Вторая, третья неделя
«Города-курорты нашего края». Продолжать знакомить с городами курортами, с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой.
Рассказать детям, почему они называются «курортными» и чем они славятся. Познавательная беседа «Курортные города Ставропольского края». Рассматривание иллюстраций «Города КМВ».
Беседа «Как возникли города на Ставрополье». Рассказы детей из личного опыта на тему «Где я побывал».
Рисование на тему «Мой любимый город». Создание альбома «Города КМВ».
Октябрь. Четвёртая неделя
«Легенды Кавказских Минеральных Вод». Познакомить детей с серией легенд КМВ, творчеством неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего региона. Формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона, его истории, культуре.
Рассматривание иллюстраций с изображением Кавказских гор, горских народов.
Рассказ воспитателя о легендах. Чтение художественной литературы
«Прогулки по Кавминводам» (на основе наглядного материала).
Ноябрь. Первая неделя
«Путешествие по Пятигорску». Познакомить с историей возникновения города и его названия. Воспитывать интерес к истории города. Закрепить знания детей о городе: название города, основные достопримечательности. Беседа о городе Пятигорске и его достопримечательностях. Рассматривание иллюстраций, фото. Разучивание стихотворения о Пятигорске. Игра путешествие «Мы по городу идём».
Ноябрь. Вторая неделя.
«История Кисловодска». Познакомить с историей и достопримечательностями города Кисловодска. Расширить кругозор детей. Вызвать у детей чувства восхищения красотой города Кисловодска, формировать желание узнать о нём как можно больше нового и интересного.
Разучивание стихов и песен о Кисловодске. Просмотр фильмов и роликов о достопримечательностях Кисловодска. Настольная игра «Прогулка по городу».
Ноябрь. Третья неделя
«Экскурсия по городу - курорту Железноводск». Формировать представления о городе - курорте. Продолжать знакомить детей с культурными
и историческими ценностями города.
Рассматривание фотоальбома «Железноводск». Дидактическая игра «Собери рюкзак туриста». Презентация фильма о городе, песни и стихи о Железноводске.
Ноябрь. Четвёртая неделя
«Путешествие по городу Минеральные Воды». Познакомить с историей возникновения и развития города Минеральные Воды. Формировать интерес к истории и культуре города.
Беседа о городе с рассматриванием фотографий. Слушание стихов и песен местных авторов о городе. Составление альбома «Достопримечательности города».
Декабрь. Первая неделя.
«Казачество на Ставрополье». Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью терских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Беседа «Историческое прошлое Ставропольского края».
«История заселения, жизнь, быт Казаков».
Презентация «Казачество на Ставрополье».
Декабрь. Вторая неделя.
«История казачьего костюма». Познакомить с казачьим костюмом (женским, мужским, с элементами казачьей одежды, ее назначением.
Развивать у детей интерес к казачеству. Учить правильно, называть элементы одежды. Расширять кругозор детей. Обогащать словарный запас.
Формировать у детей чувство любви к малой Родине.
Рассматривание иллюстраций костюмов, предметов и элементов казачьей одежды.
Беседа «Особенности традиционного казачьего костюма».
Презентация «Казачья одежда».
Декабрь. Третья неделя.
«Обычаи и традиции терских казаков». Расширить знания детей о жизни и быте казаков. Совершенствовать умение рассказывать знакомые стихи, пословицы, поговорки выразительно, эмоционально. Воспитывать у детей интерес к жизни казаков. Прививать любовь к народным традициям родного края. Воспитывать познавательный интерес к культуре казаков.
Рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казачьих семьях детей. Разучивание казачьих игр.
Заучивание пословиц и поговорок о казаках.
Декабрь. Четвёртая неделя.
«Казачьи музыкальные инструменты». Познакомить детей с казачьими музыкальными инструментами. Расширить словарный запас детей. Просмотр презентации «Казачьи музыкальные инструменты» гармонь, трещётки, бубен). Создание уголка музыкальных инструментов.
Д/и «Узнай по звучанию». Загадки о музыкальных инструментах.
Январь. Первая неделя.
«Наш край как часть России». Познакомить детей с географическим и климатическим положением нашего края. Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае. Сформировать представления детей о родном крае как части большой страны - России. Обогащать словарь детей по теме.
Беседа о крае. Рассматривание иллюстраций - ландшафты Ставропольского края. Рассматривание карты Ставропольского края.
Заучить названия городов нашего края.
Д/и «Покажи на карте города Ставрополья.
Чтение произведения Г. Н. Пухальской «Бабушкины сказки».
Январь. Вторая неделя
«Символика Ставропольского края» (герб, гимн, флаг). Познакомить детей с символикой края, вызвать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Беседа и показ презентации «Символика Ставропольского края». Прослушивание гимна. Рассматривание альбома «Мой край».
Чтение стихотворения С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной!».
Январь. Третья неделя
«Ставрополь - столица края!». Познакомить детей с историей возникновения города, его названием. Развивать познавательный интерес.
Обогащать словарный запас.
Рассказ-беседа о столице края.
Рассматривание фото с видами Ставрополя-столицы Ставропольского края.
Январь. Четвёртая неделя.
«Достопримечательности города Ставрополя». Систематизировать знания детей о достопримечательностях города Ставрополя. Вызвать интерес к возникновению исторических памятников, положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу. Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.
Рассказ воспитателя «Достопримечательности города».
Фотоэкскурсия. Д/и «Достопримечательности города».
Февраль. Первая неделя.
«Исторические промыслы и ремёсла на Ставрополье». Сформировать у детей понятие «Что такое «промысел»?». Познакомить детей с различными видами исторических промыслов и ремесел в крае. Развивать познавательный интерес. Воспитывать у детей подлинную любовь к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Презентация «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Ставрополье».
Февраль. Вторая неделя.
«Предметы прикладного искусства – народное творчество». Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков.
Беседы о предметах прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций. Выставка фарфоровых изделий сувенирных фабрик г. Кисловодска, Пятигорска, стеклозавода Невинномысска.
Февраль. Третья неделя.
«Фольклор Ставрополья». Продолжать знакомить детей с фольклором Ставрополья. Воспитывать желание познать культуру своего народа через сказки, пословицы и поговорки.
Чтение Ставропольских народных сказок, пословиц и поговорок.
Рисование иллюстраций к народным сказкам.
Февраль. Четвёртая неделя.
«Литературное Ставрополье». Познакомить детей с произведениями ставропольских писателей и поэтов. Воспитывать любовь к художественному слову.
Рассматривание художественной литературы о родном крае.
Чтение произведений детских писателей и поэтов Ставропольского края: Кашпурова И. В., Шубной Л. Ф., Екимцева А. И., Шевченко А. А., Трилисова А. И., Пухальской Г. Н., Епанешникова Л. И.
Конкурс на лучшего чтеца.
Март. Первая неделя.
«Природа родного края». Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека. Воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
Рассматривание фотоальбома «Природа родного края». Наблюдения в природе. Беседа о правилах поведения в природе.
Презентация «Природа Ставрополья». Рисование «Природа родного края».
Март. Вторая, третья неделя.
«Флора и фауна Ставропольского края». Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, учить детей беречь и охранять природу.
Рассказ воспитателя «Флора и фауна Ставропольского края».
Беседы о животных и растениях. Д/и «Флора и фауна
Ставрополья». Загадки о растениях и животных.
Рисование «Деревья нашего участка».
Оформление лэпбука на тему «Грибы Ставрополья».
Март. Четвёртая неделя.
«Красная книга Ставрополья». Познакомить с Красной книгой Ставрополья, растениями и животными, занесёнными в неё. Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо хранить. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность. Беседа «Для чего нужна Красная книга».
Рассматривание иллюстраций редких животных и растений, занесенных в Красную книгу. Просмотр презентации «Красная книга – сигнал опасности».
Рисование «Моя Красная книга».
Апрель. Первая, вторая неделя.
«Мой край многонациональная семья» . Дать детям представление о народах, населяющих соседние территории края. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу соседей края.
Рассказывание о обычаях и традициях; слушание музыки.
Просмотр презентации ««Народы Северного Кавказа».
Апрель. Третья неделя.
«Национальная одежда народов Северного Кавказа». Познакомить с особенностями национальной одежды народов СК, ее сходством и отличиями у разных народов (на основе иллюстраций).Расширять словарный запас детей.
Вызывать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать цветовое восприятие.
Рассматривание альбома «Национальная одежда народов Северного
Кавказа» - на основе иллюстраций познакомиться со сходством и различием в
одежде разных народов. Раскрашивание национальных костюмов народов Кавказа.
Апрель. Четвёртая неделя.
«Путешествие по Кавказу». Познакомить детей с культурой народов Кавказа. Побуждать сравнивать и находить сходство двух культур. Воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа. Беседа о достопримечательностях природы Кавказа, просмотр видеофильма. Рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы Кавказа.
Чтение рассказа Н. Сладкова «В горах», стихотворений З. Хостикоевой. и Г. Цагараева.
Май. Первая неделя.
«Боевая слава края». Расширить представления детей о
подвиге жителей родного края и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. Познакомить с памятными местами края, обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.
Слушание и исполнение песен военной тематики.
Беседа «Города Ставрополья в годы войны».
Май. Вторая неделя.
«Мои земляки - герои ВОВ». Расширить знания о земляках, участниках трагических военных событий. Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом. Воспитывать чувства любви к Родине, гордости за отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Цикл бесед о героях ВОВ.
Чтение глав из книги «Победа к памяти взывает и это вечно помнить нам». Изготовление голубей из бумаги.
Май. Третья неделя.
«Стихи, рождённые войной». Закрепить и систематизировать знания о ВОВ, вызвать желание выучить стихи о победе. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма.
Разучивание стихов о войне и победе детьми.
Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о Дне Победы.
Рисование «Каким я вижу день Победы».
Май. Четвёртая неделя.
«Родной свой край люби и знай». Обобщить и закрепить знания детей о Ставропольском крае, его месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях. Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность, интерес, желание заботиться о процветании родного края.
Интегрированное занятие по пройденному материалу.
Методическая литература.
1. Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград: Учитель, 2007 г.
2. Бабушкина Т. М. «Окружающий мир. Нестандартные занятия в подготовительной группе» - Волгоград: ИТД Корифей, 2010 г.
3. Гниловской В. И. «Занимательное краеведение» - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974 г.
4. Загумённая Л. А. «Социально - личностное развитие дошкольников» - Волгоград: Учитель, 2012 г.
5. Литвинова Р. М. «Казаки на Ставрополье» - Ставрополь, 2009 г.
6. Хохлов А. Н. «Животный мир Ставрополья»- М. : ТЦ «Сфера», 2012 г.
7. Клавдий К. Малая родина. Издательство: ИД Сказочная дорога, 2014 г.
8. Кочура Д. В. «Край наш Ставрополье». 2005 г.
9. Беликов Г. А. «Ставрополь – врата Кавказа». Ставрополь 1997г.
10. Луценко В. В. – «Обычаи и традиции народов Северного Кавказа». Часть 2, Краснодар: -2007.
11. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа сохранились ли они в наше время? Каитова А. Н. Журнал Выпуск № 6 (18) / 2015.
12. Соболева Л. Г. «Прогулки по Кавминводам или Читайка и Умняша рассказывают». Поэзия и проза. Пятигорск: Издательство «Спецпечать», 2009. - 92 с.
13. Соболева Л. Г. «Из дневника Хомяка, или флора и фауна Юга России». –Пятигорск: Колибри, 2017. – 36 с.
14. А. Макаренко «Увлекательные рассказы дедушки Прохора, или путешествие по Кавказским Минеральным Водам»
15. Дополнительное обеспечение: интернет - ресурсы по теме «Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников».