наталья гаврилова
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Публикация «Перспективное планирование по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.
Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада.
Базой нравственно - патриотического воспитания является, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Ожидаемые результаты
Дети средней группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение составлять короткий рассказ о семьи;
из раздела родная природа: знать названия времен года, диких животных, умение рассказывать о характерных признаков зверей, птиц, умение называть зимние забавы;
из раздела родной город: название родного города, умение узнавать достопримечательности города, знать виды городского транспорта;
из раздела родная страна: знание название нашей страны, знание государственных символов;
из раздела родная культура: знание праздников и русских народных праздников, знание предметов декоративно-прикладного искусства.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется.
Детей старшей группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знание домашнего адреса, умение рассказывать о семейных традициях и короткий рассказ о семье;
из раздела родной город: знать название родного города, домашний адрес, профессии родителей, знание сотрудников детского сада, название достопримечательностей города, виды городского транспорта;
из раздела родная природа: название времен года, название диких животных, знание зимующих и перелетных птиц, название растительности;
из раздела родная страна: знание название нашей страны, знать государственные символы России и умение узнавать их среди других;
из раздела родная культура: знание народных праздников и их названия, знание русских народных праздников, знание русских народных пословиц и поговорок о Родине, знание предметно – декоративного искусства.
Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
из раздела родная природа из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
из раздела родной город: знание название родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание климатических зон РФ, название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/подготовительная группа/
МЕСЯЦ НАЗВАНИЕ
Сентябрь 1. Моя семья
2. Я люблю свой детский сад и район где я живу
3. Малая родина. За что мы любим свой город.
4. История возникновения герба родного города
Октябрь 1. Флора и фауна родного края
2. Знаменитые земляки
3. Мир вокруг нас
4. Разноцветные люди
Ноябрь 1. Наша страна – Россия
2. Как жили славяне
3. Богатыри земли русской
4. Русские народные промыслы
Декабрь 1. Климатические зоны России
2. Жизнь людей на Севере
3. По Новогодней карте
4. По Новогодней карте
Январь 1. Русский лес – чудесный лес
2. Что такое заповедник?
3. Голубые реки России
Февраль 1. Какие народы живут в России
2. Государственные символы России – флаг, гимн
3. Государственный символ России – герб
4. День защитников Отечества
Март 1. Моя мама
2. Масленица
3. Главный город нашей страны
4. История Московского Кремля
Апрель 1. Города России
2. Наши космонавты
3. Знаменитые россияне
4. Знаменитые спортсмены России
Май 1. День Победы
2. Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.
3. Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/старшая группа/
МЕСЯЦ НАЗВАНИЕ
Сентябрь 1. Моя семья
2-3. Моя родословная
4. Мое имя
Октябрь 1. Мой любимый детский сад
2. Кто заботится о нас
3. Маленький город – детский сад
4. Экскурсия по детскому саду
Ноябрь 1. Мой любимый город
2. Моя улица
3. Городские здания
4. Транспорт нашего города
Декабрь 1. Викторина «Знаешь ли ты свой город»
2. Растительный и животный мир родного края
3. Новый год у ворот
4. Новогодний праздник
Январь 1. Мы – россияне
2. Россия – наша Родина
3. Государственные символы России: герб, гимн, флаг
Февраль 1-2. Москва – главный город нашей Родины
3-4. Наши Защитники (ко Дню Защитника Отечества)
Март 1-2. Мама – первое слово
3-4. «Жаворонки»
Апрель 1-2. Наши космонавты
3. О творчестве А. С. Пушкина
4. Город – герой Москва
Май 1. Этот День Победы
2. Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»
3-4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/средняя группа/
МЕСЯЦ НАЗВАНИЕ
Сентябрь 1. Детский сад
2. Труд взрослых в детском саду
3. Наша группа
4. Помощник воспитателя
Октябрь 1. Мой дом
2. Моя квартира
3. Один дома
4. Моя семья
Ноябрь 1. Мой родной город
2. Город. Село.
3. Труд взрослых в родном городе
4. Транспорт родного города
Декабрь 1. Районы моего города
2. Улицы родного города
3. Моя улица
4. Новогодний праздник
Январь 1. Русский национальный костюм
2. Русская матрешка
3. Дымковские игрушки
Февраль 1. Наша Родина – Россия
2. Наша армия родная
3. День Защитника Отечества
Март 1. Праздник 8 Марта
2. Семья и Дом
3. Магазины
4. Я узнаю себя
Апрель 1. Государственные символы России – флаг
2. День Космонавтики
3. Государственные символы России – герб
4. Государственные символы России – гимн
Май 1. День Победы
2. Памятники защитникам Родины в нашем городе
3 – 4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
2. Р. А. Жукова «Правовое воспитание» /старшая и подготовительная группы/. Разработки занятий.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группа/.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я… и я имею право.»
5. Т. В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» /подготовительная группа/
6. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
7. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
8. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
9. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
10. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
11. В. А. Степанов «Стихи о России».
12. Л. Ю. Татаринкова «Права маленького гражданина».
13. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
14. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
Перспективное планирование в подготовительной группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Моя семья Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Лепка «Посуда для моей семьи»
Рисование «Моя семья»
Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)
2-я неделя Я люблю свой детский сад и район где я живу Расширять представление детей о детском саде; о районе Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)
3-я неделя Малая родина. За что мы любим свой город. Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства. Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города.
Фотовыставка «Я в родном городе»
Д/и «Что в родном городе есть»
Рисование «Любимый город»
4-я неделя История возникновения герба родного города Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города.
ОКТЯБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Флора и фауна родного края Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края. Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Ногинск).
2-я неделя Знаменитые земляки Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. Беседы о знаменитых земляках.
Рисование: «Моя профессия»
3-я неделя Мир вокруг нас Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.
Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет»
П/и детей разных стран.
4-я неделя Разноцветные люди Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений.
Рисование: «Разноцветные дети»
Д/и «Иностранец», «Наша планета»
П/и детей разных стран
НОЯБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Наша страна - Россия Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березке – символе России.
2-я неделя Как жили славяне Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.
3-я неделя Богатыри земли русской Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
4-я неделя Русские народные промыслы Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками.
Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д.
ДЕКАБРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Климатические зоны России Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Занятия, знакомство с географической картой России.
Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова».
2-я неделя Жизнь людей на Севере Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях. Занятие, беседы о жизни северных народов; рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы.
3-я, 4-я недели По Новогодней карте Рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры. Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о новогодних символах.
Рассказ о новогодних обычаях.
Сооружение построек из снега.
Акция «Поможем птицам зимой».
Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.
Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».
ЯНВАРЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Русский лес – чудесный лес Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.
Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека».
2-я неделя Что такое заповедник? Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.
Рисование: «Красная книга России»
3-я неделя Голубые реки России Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
ФЕВРАЛЬ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Какие народы живут в России Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, художественной литературы.
П/и разных народов РФ.
2-я неделя Государственные символы России – флаг, гимн Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок (с родителями, на каких зданиях можно увидеть государственные символы.
Д/и «Узнай наш флаг»
Аппликация: изготовление флага РФ.
Рисование флага РФ.
3-я неделя Государственный символ России - герб Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба.
Д/и «Узнай наш герб»
4-я неделя День защитников Отечества Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
Д/и по выбору воспитателя.
МАРТ
ДАТА ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя Моя мама Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка «Моя мама»