Оксана Соколова
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Публикация «Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
Программа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – нравственно -патриотического воспитания дошкольников. Нравственно -патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Это основа формирования будущего гражданина.
Цели: формировать представление о составе семьи,о семейных традициях и праздниках,воспитывать любовь и уважение к близким людям, развивать чувство гордости за свою семью;
формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране;
формировать знания о достопримечательностях города, воспитывать любовь к родному городу, району, улице, дому;
познакомить с историей возникновения города, с подвигами героев Великой Отечественной войны; развивать умение понимать связь «прошлое и настоящее»;
формировать у детей эмоциональное, доброжелательное отношение ко всему, что их окружает.
Задачи:
воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
знакомить детей с символами России;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять знания детей о России, развивать чувство гордости за свою Родину, народ, за их достижения;
воспитывать уважение к труду.
Формы и методы реализации
Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС определяет формы работы с дошкольниками :
создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию : патриотических, тематические уголков в ДОУ;
организация целевых прогулок, экскурсий по улицам родного города, посещение музеев, библиотек;
организация тематических мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, семейные викторины, «Уроки Доброты»);
изготовление тематических альбомов;
проведение тематических занятий, целенаправленных игр;
проведение мероприятий, направленных на развитие экологической культуры: (экологические занятия, часы, викторины, игры, акции);
трудовые десанты по благоустройству группы, территории и участка ДОУ, ;
беседы-рассуждения о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях;
чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, презентаций для детей;
взаимодействие с социумом.
Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и др.
Важная часть методологической работы по данному направлению – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
Система работы по реализации программы
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Решение программных задач возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте
Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия. Культура и традиции. Правила, по которым мы живем.
Направления деятельности
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организована по трем направлениям (блокам) :
1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения
Задачи:
- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, патриотизма на примере других людей, прославившими Россию;
- воспитание чувства уважения, дружбы к близким людям и людям других национальностей;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
2. Ознакомление с явлениями общественной жизни
Задачи:
-воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- воспитание любви к родному городу, краю, Родине (представление о городе, стране, городах нашей страны, столице, символике государства;
- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Ознакомление с природой (экологическое,трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание заинтересованности и неравнодушного отношения к природе родного края;
- формирование взглядов и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов;
- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы;
- привитие бытовых и трудовых навыков.
Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный программой, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, занятия по знакомству с правовыми документами, правами и обязанностями гражданина, спортивные конкурсы, тематические и целевые прогулки, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Комплексно-тематическое планирование
средняя группа
2019-2020 уч. год.
Период:
Форма работы с детьми:
Цели:
Сентябрь
«Мой любимый детский сад» :
* Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
* Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
«Наша группа».
* Игры: «Что есть в нашей группе?», «Из чего сделаны наши игрушки?».
* познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.
* углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.
* расширять знания детей о помещении группы, подводить к пониманию того, что все в группе сделано руками людей, надо относиться ко всему бережно.
Октябрь
«Мой дом,мой адрес» :
* Чтение сказок «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».
*Рисование «Теремок».
*Беседы о доме (квартире, о домашнем адресе.
* воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому; познакомить с термином «домашний адрес».
Ноябрь
«Моя семья».
*Беседы по картинкам «Моя семья», «Хочу быть, как мама (папа)».
* Сюжетно-ролевая игра: «День рождения куклы Кати».
*Лепка «Угощения для гостей».
* воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, закреплять знания детей о своем имени, именах своих родных, коротко рассказывать о своей семье; привить потребность радовать своих близких.
Декабрь
«Мой родной город».
* Беседы о родном городе, рассматривание картинок (фотографий) с видами родного города.
*Пословицы и поговорки о Родине.
«Новогодний праздник».
* Рисование «Новогодняя елка».
*познакомить детей с названием своей страны, родного города, своего района и улицы.
* побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
Январь
«Декоративно прикладное искусство».
(Дымковская игрушка, Русская матрешка)
* рассматривание матрешки и дымковских игрушек;
* разучивание стихотворений.
* раскрашивание «Матрешка».
* загадки о матрешке и дымковских игрушках.
* воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире; познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.
Февраль
«Транспорт родного города».
*П/игры «Светофор»; «Цветные автомобили».
*Беседы о городском транспорте.
*Загадки о транспорте.
* Д/игра «Четвертый лишний».
«День защитника отечества».
* Рассматривание картин «Защитники отечества».
* Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников.
* П/игра «Самолеты».
* расширить знания детей о разных видов транспорта, формировать представления о ПДД.
*формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотическое чувства.
Март
«Праздник 8 марта».
* Беседа о Международном Женском Дне, рассматривание иллюстраций, картинок.
* Утренник для мам и бабушек.
* Аппликация «Открытка для мамы».
«Я узнаю себя».
* Рассматривание картинок «Я- человек».
* Беседа «Я-человек».
* Чтение стихотворений, загадки о частях тела.
* формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.
* развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела (руки, ноги, голова, шея, туловище); частями лица (глаза, нос, рот, щеки, уши, лоб); рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом.
Апрель
«День космонавтики».
* Рассматривание картин о космосе; рассматривание ракеты. Беседы и чтение стихотворений о Ю. Гагарине.
«День Земли».
* Рассматривание глобуса и карты мира.
* Раскрашивание «Карта мира»(по образцу).
* дать детям представление о космосе, рассказать о первом человеке, полетевшем в космос.
* формировать первичное географическое представление, развивать интерес к природному разнообразию Земли.
Май
«День победы».
* Беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о войне;
чтение стихотворений о Дне Победы.
«Мир растений и грибов».
* Рассматривание иллюстраций «Грибы».
* Беседа «Опасности в лесу».
* рассказать детям о войне, о победе русского народа над фашистами. Формировать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
* формировать положительное отношение к природе и ее дарам;
объяснить детям, что и в лесу их может подстерегать опасность.
Перспективное планирование
по патриотическому воспитанию
в старшей группе,
по средствам проектной деятельности
на 2020-2021 гг.
Месяц
Формы работы с детьми
Цели
Раздел «Моя семья – мое богатство»
Сентябрь
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Гости».
Игры-драматизации по произведению «Гуси-лебеди»
Развивающие игры: «Что такое хорошо? и что такое плохо?», «Профессии».
Познавательные беседы: «Мой дом, моя семья», «Моя мама самая…».
Творческое рассказывание детей: «Мои близкие», «Выходной день в моей семье».
Чтение художественной литературы
С. Баруздин «Мамина работа»
Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Октябрь
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Гости».
Игры-драматизации по произведениям: ««Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Развивающие игры: «Вежливые слова», «Правила доброты», «Кем быть».
Познавательные беседы: «Разговор о бабушке», «Моя семья и родственники».
Творческое рассказывание детей: «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома».
Чтение художественной литературы
Э. Мошковская «Про бабушку»
В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»
Н. Носов «И я помогаю»
Ноябрь
Игровые импровизации:
«День рожденья бабушки»
Беседа «С кем ты живешь?»
Игра «Кто есть кто»
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье.
Е. Благинина «Посидим в тишине»;
Л. Н. Толстой «Бабушка и внучка»; р. н. сказки «Репка», «Три медведя» и др.
Прослушивание и разучивание песен о семье совместно с музыкальным руководителем.
Показ презентации «Моя мама самая…»
Изготовление открытки к Дню Матери.
Праздник «День матери»
Итоговое мероприятие (домашнее задание) : Генеалогическое древо.
Раздел «Мой родной край»
декабрь
Экскурсии в детскую библиотеку им. Грибоедова;
Рисование: «Мой родной город» «Доброта», «Городецкие узоры»,
Беседа “Я живу в Нижнем Новгороде”, Рассказ воспитателя о Нижнем Новгороде. Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода; рассказ о происхождении герба города.
Чтение рассказа Л. Н. Толстой
«Старый дед и внучек»
В. Осеева «Волшебное слово»
Воспитание у детей патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.
январь
Беседа «Нижегородский кремль».
Показ презентации “Мой любимый Нижний”, ЧХЛ по теме; сюжетно-ролевая игра “Башни Нижегородского кремля” ;
Беседы : «История возникновения Городецкой росписи», «Богородская игрушка».
Просмотр презентации “Народные художественные промыслы Нижегородского края”.
Итоговое мероприятие: книга добрых дел.
Раздел «Войди в природу другом»
Февраль
Беседа «Мой край родной», «Планета земля в опасности». «Отчего плачут деревья».
Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».
Наблюдение за природой на прогулке
Участие в акции «Покорми птиц зимой»
Проведение мастер-класса «Снегирь на ветке рябины»
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Март
Беседа «Какую тайну мы знаем», «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано».
«Что мы знаем о природе и её охране».
Чтение Е. А. Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».
Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе».
Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков.
Раздел «Спешим делать добро»
Апрель
Беседы «Моя дружная семья», «Добрые люди Кто это?»,
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
В. Осеева «Волшебное слово»
Дидактические игры и упражнения: «Мы друзья», «Передай солнышко и назови ласково»
Постановка сказки – «Заюшкина избушка».
Коллективное творчество
«Пусть всегда будет солнце».
Формировать самооценку своих поступков учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Формирование чувства, уважения к другим народам, их традициям.
Формировать чувства уважения к подвигу героев ВОВ.
Формировать положительное отношение к природе, желание сделать красивым сделать территорию вокруг детского сада.
Май
Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:
«Просто старушка» В. Осеева
«Вовка - добрая душа» А. Барто
«Цветик – семицветик» В. Катаев
«Добрые сказки» Т. А. Шорыгина
Дидактические игры и упражнения: «Мы друзья», «Я передаю доброту»
Коллективное творчество
«Хоровод дружбы»
Беседа о героях- нижегородцах великой отечественной войны.
Целевая прогулка к обелиску, посвященный погибшим в ВОВ работникам завода «Вторчермет»;
посадка цветов на территории детского сада.
Итоговое мероприятие: альбом «Травы родины моей».
Комплексно- тематическое планирование
подготовительная группа
2021-2022 уч. год.
Период:
Форма работы с детьми:
Цели:
Сентябрь
«Мои друзья».
* Беседа на тему «Что такое дружба?».
* Чтение М. Пляцковский «Урок дружбы»
* Заучивание «Мирилок».
«Я в мире человек».
* Беседа на тему: «Права и обязанности маленького гражданина».
* Д/игра «Части тела».
* продолжать формировать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
* воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
*Расширять представления детей об изменении в связи с взрослением. Расширять традиционные гендерные представления.
* познакомить детей с их правами (образование, отдых и т. д., а так же с их обязанностями.
* закрепить знание частей тела человека, правильно показывать правую-левую руку-ногу.
Октябрь
«Сбережем природу вместе!».
* Беседа на тему: «Жалобная книга природы».
*Беседа на тему «Мусор Земле не к лицу.».
*Д/ игра : «Небо,земля, вода».
«Городской транспорт».
* Беседа о городском транспорте.
* Загадки, пословицы и поговорки о транспорте.
* расширять представления о живой и неживой природе: обобщать и систематизировать представления и временах года, о погодных явлениях; дать более полное представление о классе млекопитающих, расширить представление о домашних животных. Напомнить детям о важности беречь природу.
* расширить знания детей о разных видов транспорта, формировать представления о ПДД.
Ноябрь
«Мой город- моя страна».
* Беседа «Нижний Новгород- город большой, он нам дом родной».
*Д/игра «Города России».
* Беседа «Волга — рекам Родины царица».
«Государственные символы России — флаг, герб, гимн».
* Рассматривание иллюстраций государственного флага РФ, герба РФ на монетах, на документах, прослушивание гимна.
* Д/ игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»
«Мама, милая моя».
* Плакат «Мама, милая моя».
* Аппликация «Подарок для мамы».
* продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, закреплять знания о малой родине; расширять представления с достопримечательностями родного города, района.
* закрепить знания детей государственной символики, продолжать формировать уважительное отношение к ней.
*воспитывать любовь и уважение к матери, умение ценить ее заботу о близких.
Декабрь
«Зимние виды спорта».
* Д/игра
* П/игра
«Новый год».
* Разучивание стихов, песен про Новый год.
* расширить представления детей о зиме, о зимней природе, о зимних видах спорта.
*побуждать детей радоваться подготовке к празднику в кругу семьи, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
Январь
«Рождество».
*Беседа на тему «История праздника-Рождество».
«Крещение».
*Беседа на тему «Крещение».
* П/игра (эстафета) «Крещенские купания».
* объяснить детям смысл православных праздников «Рождество»и «Крещение». Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия.
Февраль
«Профессии».
* Беседа на тему: «Кем и как работают мои родители».
*С. рол. игра: «Поликлиника».
Д/ игра: «Назови профессию».
«Защитники Отечества. Военные профессии».
*Д/ игра: «Разведчики».
*П/ игра: «Шире шаг».
* Чтение Л. Кассиль «Главное войско».
* закрепить представление о труде родителей; расширять осведомленность детей в сфере человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство, представления об их значимости для жизни ребенка. Продолжать воспитывать уважение к труду человека.
*расширить знания о Российской армии, о воинах, о военных профессиях. Продолжать воспитывать уважение к трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
Март
«Масленица».
* Мастер-класс «Изготовление куклы-чучела из лыка».
«Праздник 8 марта».
* Заучивание стихов, песен к празднику.
«Народное декоративно-прикладное искусство».
* Выставка детского творчества «Гжель».
*воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
*Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника.
*продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о разнообразии народного искусства.
Апрель
«Космос».
* Презентация «Как человек осваивал космос».
* Д/ игра:» Собери ракету по частям».
* П/ игра: «Школа космонавтов».
«Праздник -пасха».
* Рассматривание пасхальных картинок, чтение и разучивание стихов о Пасхе.
* Презентация «Встречаем Пасху».
* П/ игры: «Перенеси яйцо в ложке», «Догони пасхального зайца».
* расширять представления детей о космосе, космических объектах, продолжать прививать любовь к стране и чувство гордости за успехи в области развития космической науки и техники.
*формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.
Май
«День победы».
* Беседа на тему «Что такое героизм?».
* Чтение А. И. Семенцова «Героические поступки».
*Д/ игра: «Защитники Отечества».
«Насекомые».
* Рассматривание альбома «Насекомые».
* Т. Нуждина «Комары».
* осуществлять патриотическое воспитание. Продолжать воспитывать любовь к Родине,эмоциональный отклик и уважение к Великому празднику.
* воспитывать бережное отношение ко всему живому.