НАТАЛЬЯ КОРШУНОВА
Перспективное планирование занятий по ознакомлению с окружающем миром
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Публикация «Перспективное планирование занятий по ознакомлению с окружающем миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Занятие в старшей группе проводится один раз в неделю по 25 минут.
Октябрь
1-5 Осень Познакомить с сезонными изменениями в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом, вести дневник наблюдения. Воспитывать любовь к родной природе.
8-12 Овощи и фрукты Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
15-19 Домашние птицы Систематизировать представления о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека.
22-26 Перелетные птицы Дать детям представления о птицах (внешний вид, среда обитания, их разнообразие; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
Ноябрь
29-2 Грибы и ягоды Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
5-9 Домашние животные и их детеныши Познакомить с домашними животными (корова, коза, лошадь и тд., закреплять названия домашних животных и их детенышей.
12-16 Дикие животные и их животные Знакомить с повадками диких животных и условиями их жизни. Дать элементарные сведения о взаимосвязи животных со средой обитания, уточнять названия детенышей диких животных.
19-23
Сравнение домашних и диких животных Расширить знание об отличиях диких и домашних животных. Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Декабрь
3-7 Зима Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширить словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Продолжать приобщать к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы. Продолжительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение деревьев во время заморозков.
10-14 Дикие животные зимой Расширить представления о диких животных. Рассказать, почему звери линяют, почему некоторые из них мигрируют в более удобные места, как люди помогают животным, подкармливают их. Расширить знания о том, как звери готовятся к зиме.
17-21 Новый год Расширить представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.
24-31 Новый год Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе и влияние их на растительный мир. Учить сравнивать ветреную погоду с сухой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках. Расширить представление о главном атрибуте – ели, праздника «Новый год».
Январь
14-18 Животные жарких стран Способствовать накоплению и обогащению представлений детей о диких животных жарких стран.
21-25 Живая и не живая природа Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Что относится к живой, а что к неживой природе.
Февраль
4-8 Растения, живущие рядом с нами
Расширять и уточнять представление о комнатных растениях. Закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы). Расширить знание об инвентаре для ухода за растениями (лопатка, грабли, секатор и т. д). Воспитывать желание ухаживать за растениями. Учить видеть их красоту.
11-15 Морские, речные и аквариумные обитатели Расширять представления:- о рыбах, место обитания их;
Учить: - ухаживать за рыбками, которые живут в уголке природы;
- наблюдать за ними;
- рассматривать их строение.
18-22 Комнатные растения Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду, изменения в жизни комнатных растений в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.
25-1 Посадка лука Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Март
4-8 Птицы прилетели - весну принесли Продолжать знакомить с народными приметами. Учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Наблюдать за растениями и животными, как живыми барометрами погоды.
11-15 Весна Учить называть характерные признаки весны, устанавливать связь между изменениями температуры воздуха и состояния воды. Замечать красоту пробуждающейся природы. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать анализ погоды с последующими отметками в календаре природы.
18-22 Животный мир Крайнего Севера Земли Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли; воспитывать бережное отношение к природе.
25-29 Растения и животные зимой Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде и образе лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк и тд, как приспособились к суровым условиям, чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов; дать знания детям о том, какую помощь оказывают люди зверям. Что происходит с растениями зимой.
Апрель
1-5 Растения в нашем уголке природы
Уточнить представления о 4-5 видах знакомых растений;
познакомить с новыми растениями; сформировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; воспитывать бережное отношение.
8-12 Где растения любят жить Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустынях, лесах, океанах, тундрах.
15-19 Уголок планеты, где мы живем Формировать представление об экологических проблемах родного города (деревни). Знакомить с растительным и животным миром своей местности. Воспитывать любовь к родному краю.
22-26 Сад, огород, лес Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Познакомить с растениями сада, огорода, леса.
Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса, сада.
Знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности.
Воспитывать любовь к природе, заботливое и внимательное отношение.
Май
29-3 Вода в жизни человека Формировать : - знание о значении воды в жизни человека;- знание о необходимости воды для обеспечения здоровья человека.
Воспитывать бережное отношение к воде.
6-10 Деревья и кустарники нашего двора Закреплять: - знание о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе;
- представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений.
Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений.
Учить беречь природу.
13-17 Круглый год
Закрепить знание о временах года, о сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года. О последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних.
20-24 Лето Закреплять название летних месяцев, называть их последовательно. Продолжать знакомить с народными приметами. Подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке. Учить отражать впечатления, полученные от общения с природой, в рассказах, рисунках, играх. Познакомить с днем летнего солнцестояния – 22 июня.
27-31 Насекомые Расширить знание о многообразии насекомых. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, павлиний глаз, жуков (божья коровка, находить различия во внешним виде бабочки и жука. Формировать обобщающие понятие «насекомые».