Кристина Лебедева
Конспект занятия «Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа „Лесной голосок“ (по Г, Скребицкому)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Темочки
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.
Оборудование:
Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
• Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».
• Изучение лексической темы «Птицы».
• Наблюдения в природе.
1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.
Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске.
2. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления.
Педагог: Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
— Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей.
Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу.
В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок : «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.
— Что я прочитала? (Рассказ.)
— Кто вспомнит его название и автора? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.)
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти.
На вопросы дети отвечают полным предложением.
— Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.)
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок : ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на ястребенка.)
5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.
Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, ястреба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
— Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.
Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.
— У утки — утенок, а у кукушки —. (кукушонок, у совы —. ,., у ястреба —., у воробья —., у гуся —. и т. д.
7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.
— Давайте поговорим на языке птиц.
Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изображают птиц: «летают, поют» разными голосами.
— Кукушка, подай голосок. (Ку-ку, ку-ку.) Петушок, как ты поешь? (Ку-ка-ре-ку.) И так далее.
— Что ты делал? (Куковал.) А ты? (Кукарекал.) И так далее (кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)
8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок : ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на ястребенка.)
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
10. Итог. Оценка деятельности детей.
— Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?
Далее дается дифференцированная оценка работы детей.
Закрепление изученного материала вне занятия :
• Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
• Повторить рассказ с опорой на графический план.
Самоанализ
Данное открытое занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек. Мною, поставлена цель, формирование навыков пересказа текста с использованием графических схем.
Занятие выбрано в соответствии ФГОС. Занятие построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.
При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности, дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили слова, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили слова. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в физминутке, двигались под музыку.
Все элементы занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память. Во время занятия применялись следующие методы работы: отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание птиц, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение "Закончи предложение".
Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
При проведении образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения) обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены.