Гаплыханова Аделина
Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Приоритетная ОО: «Речевое развитие», Интеграция ОО: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая», «Физическая».
Тема занятия : «Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка».
Возрастная группа : дети 6-го года жизни (старшая группа)
Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Конспект занятия „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
Цель занятия : формирование представления последовательности сюжета рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка», объяснение поступков героя рассказа, посредством проведения интерактивной игры на ИКТ-оборудовании и продуктивных видов деятельности.
Задачи занятия :
Образовательные:
Актуализировать знания детей о жанровых особенностях рассказа;
Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения;
Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи.
Развивающие:
Развивать память, логическое мышление и произвольное внимание;
Развивать слуховое восприятие, упражнять в различии неречевых звуков, тембра голоса;
Обогащать словарь образными выражениями языка.
Воспитательные:
Воспитывать чуткость, справедливость, умение признавать ошибку;
Воспитывать культуру чувств и переживание.
Дополнительные задачи:
Игровая задача: Обвести в круг тот фрукт, в котором есть косточка.
Дидактическая задача: Научить правильно определять последовательность сюжета рассказа.
Словарная работа: горница, сочла, покраснел как «рак».
Материалы и оборудование: интерактивная доска, шаблон «слива», карандаши.
Планируемые результаты: выражают свои эмоции при прочтении литературного произведения Л. Н. Толстого «Косточка»
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность
педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемый результат
1. Организационно-мотивационный этап Создать благоприятную эмоциональную обстановку.
«Здравствуй, солнышко родное!»
Все вместе в кругу:
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! Словесный (приветствие)
Приветствуют воспитателя.
Проявят интерес к предстоящей деятельности
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создать проблемную ситуацию, формулировку проблемы в доступной для детей форме. Формировать интерес детей к предстоящей деятельности. - Ребята, отгадайте загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получиться?
- Ребята, а что такое семья?
- В семье живут родные люди разного возраста. Самые старшие в семье- это дедушка и бабушка. Моложе дедушки и бабушки- это мама и папа. Младшие в семье- это дети. Все члены семьи проживают в одном доме.
- Как можно назвать такую семью?
- А еще какая может быть семья? Словесный (загадки, вопросы)
Коллективная форма.
- Семья.
- Семья- это когда в доме живут все дружно. Это самое дорогое, что есть у человека, где любят и заботятся друг о друге.
- Дружная семья.
-Трудолюбивая, заботливая, спортивная, музыкальная, весёлая, богатая, любимая. Сформулируют проблемный вопрос.
2.2. Этап ознакомления с материалом Актуализировать знания детей о жанровых особенностях рассказа. - А сейчас ребята мы с вами подойдем к нашей библиотеке.
- Посмотрите сколько у нас красивых красочных книг. Все эти книги написал Л. Н. Толстой. А теперь ребята обратите внимание на доску.
- Лев Николаевич Толстой- великий писатель. Он писал большие книги для взрослых и маленькие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят, вот для них он и писал свои рассказы.
- Сегодня я хочу познакомить вас с одним его произведением которое называется «Косточка».
- Однажды мама купила сливы и не разрешила их есть до обеда. Ваня не удержался и съел одну сливу. Тогда отец рассказал, что кто съест косточку сливы, то скоро умрет. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко».
- Рассказ учит быть честным, никогда не врать.
- А вы ели сливы?
- Попадалась ли вам косточка?
- Предупреждали ли вас родители, что косточку нужно выбрасывать?
- А сейчас слушайте внимательно, я прочитаю вам этот рассказ.
(Чтение рассказа «Косточка»)
- Понравился вам рассказ?
- Как называется рассказ?
- Кто автор этого рассказа?
- Кто главный герой рассказа?
- Ребята, расскажите, где увидел Ваня сливы, и что ему захотелось?
- Почему он сразу не взял их?
- Ваня был послушным, как вы думаете?
- А как мама узнала, что одной сливы нет?
- Что спросил отец за столом?
- Расскажите, что сказал отец детям?
- Как Ваня себя выдал?
- Почему Ваня заплакал?
- А как бы вы поступили на месте Вани? Словесный (беседа, чтение рассказа).
Коллективная форма.
(Заинтересованы)
(Ответы детей)
(Внимательно слушают рассказ)
- Косточка.
- Л. Н. Толстой.
- Ваня.
-Сливы лежали на тарелке, он нюхал их и хотел съесть, потому что никогда их не ел.
-Мама не разрешала брать ничего без спроса.
- Он не удержался, схватил одну сливу и съел.
- Она их сосчитала.
- Дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
- Отец рассказал, что кто съест косточку сливы, то скоро умрет.
- Он понял, что обманывать нельзя, ему было стыдно.
- Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Проявят интерес к предстоящей деятельности
2.3. Этап практического решения проблемы Сменить вид деятельности, предупреждение утомляемости. - Я вижу вы ребята хорошо внимательно слушали, и отвечали на вопросы. Поэтому я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка
1,2,3,4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
1,2,3,4 (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать,
Папа, мама, брат, сестра.
Кошка Мурка два котенка
Мой сверчок щегол и я –
(загибают поочередно пальцы на руке)
Вот и вся моя семья
- Мы немножко отдохнули, а теперь послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его хорошо запомнить, потому что будем его пересказывать.
(Повторное чтение рассказа «Косточка»)
- Посмотрите на доску, на ней вы видите картинки которые помогут вам во время пересказа.
-Какие вы молодцы, ребята.
Интерактивная игра
«Собери последовательно по сюжету»
- А сейчас проверим, как вы запомнили рассказ.
- Вам необходимо последовательно составить картинки сюжета рассказа.
- Но для начала вспомним технику безопасности при работе с интерактивной доской.
- Ребята, как вы думаете, что такое горница?
Горница – это чистая комната в крестьянском жилище.
- А как вы понимаете слово «сочла»?
Сочла - это значит посчитала.
- В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Он от стыда стал красного цвета, как рак.
Интерактивная игра
«Фрукты»
- А сейчас я предлагаю вам поиграть.
- Перед вами картинки фруктов. Вам необходимо найти те фрукты, в которых есть косточки и обвести в кружок. А в тех фруктах, в которых нет косточек перенести в корзину. Игровой (физкультминутка, интерактивные игры «Собери последовательно по сюжету», «Фрукты»)
Словесный (пересказ сказки по мнемотаблице)
(Выполняют физкультминутку)
(Дети пересказывают рассказ с помощью мнемотаблицы)
(Предположения детей)
(Проговаривают технику безопасности) Дети заинтересуются в выполнении игровых заданий. Снимут напряжение. Эмоциональная и физическая разрядка.
3. Заключительный этап Подвести итог занятия. Обобщить полученные детьми умения.
- Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
- Как называется рассказ который вы сегодня пересказали?
- Кто автор рассказа?
- Что бы вы пожелали своей семье?
- А теперь я вам каждому раздам вот такие сливы, а вы их раскрасите как хотите.
- Мне очень понравились ваши рисунки.
- А что вам понравилось на занятии?
- На этом наше занятие закончено.
- Свои рисунки вы можете забрать домой, и рассказать своим родителям с каким рассказом мы сегодня познакомились.
(Раскрашивают сливы) Сформируют элементарные навыки самооценки.