Лариса Щеголева
Конспект занятия по теме «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 42»
по теме : Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»
для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности
Публикация «Конспект занятия по теме „Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Филиппок“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- Темочки
ОО «Речевое развитие»
Город Тула
2024 г. Автор конспекта :
Щеголева Лариса Анатольевна
Цель:развитие связной речи у детей посредством пересказа литературного произведения.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие:
Образовательные:
Познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»; учить понимать содержание рассказа, обеспечивая целостное восприятие текста;
Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту, без пропусков и пауз, говорить четко, ясно.
Развивающие:
развивать речевую активность детей, мышление, память, расширять представления детей. о жизни детей в давние времена
развивать логическое мышление, внимание, умение давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
побуждать сравнивать современную и старую школы.
Дать детям представление о том, для чего нужны знания;
Развивать смекалку, внимание, память.
Развивать познавательную активность, творческое воображение.
Развивать самостоятельность, активность.
Формирование коммуникативных умений;
Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к русской культуре, к традициям родного края на основе произведений Л. Н. Толстого
любовь к Родине.
воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи в интеграции:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
- способствовать формированию чувства взаимопомощи, сочувствия, доброты;
- активизировать знания детей о школе.
- продолжать воспитывать бережное отношение к книгам, уважительно относится к учителям и к школе/ школа-это храм знаний/.
- закреплять умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности, игре;
- формирование коммуникативных умений;
ОО «Физическое развитие» :
- продолжать развивать общую и мелкую моторику;
ОО «Речевое развитие» :
- продолжать развивать фонематический слух;
- продолжать расширять словарь образными выражениями языка, закреплять с детьми понятия " родственные слова "
- продолжать формировать грамматический строй
- продолжать развивать связную речь;
- слобода – улица; сенцы – коридор, подённая работа – непостоянная работа, которая оплачивается за отработанный день; пострелёнок – озорник; украдкой – скрытно; бедовый – шустрый, сообразительный.
Планируемые результаты занятия :
дети пополнят активный словарь
научаться пересказывать
получат представления о системе взаимосвязей
понимание смысла текста, размышление детей на тему «Стремление к учению».
Умение определять эмоции героя. Знакомство с жанром – быль.
Методы и приемы:
- практические: физкультминутка;
- наглядные: иллюстрации «школы»; разрезные картинки
- словесные: беседа, объяснение, ответы-рассказы детей;
- игровые: создание проблемной ситуации, дидактические, речевые игры и игровые задания;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская; изобразительная;
Предварительная работа:
чтение рассказов Л. Н. Толстого, Экскурсия в детскую библиотеку, тема : " знакомство с творчеством Л. Н. Толстого
Рассматривание иллюстраций к рассказам Л. Н. Толстого.
Оборудование и материалы:
книга Л. Н. Толстого «Филиппок», картинка с изображением жилища разных времен и народностей, плакат с надписью «Филиппок», портрет писателя, черно – белая иллюстрация к др. произведению; раздаточный материал – листы бумаги с буквами алфавита разного формата и шрифта. предметные картинки с изображением Ясной поляны – родина Л. Н. Толстого,Тульского края;
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап-создание проблемной ситуации)
Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Место расположения детей
Организационный момент
1. Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель зовёт детей на ковер.
Воспитатель.
Ребята, сегодня такое хорошее,солнечное утро. давайте поприветствуем друг друга: «Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся»
Отгадывание загадки:
Стоит дом, кто в него войдет,
тот знания преобретёт»
узнали про что это? / ответ детей - школа/
Ребята, я вчера была на экскурсии в музее «Ясная поляна», это место где родился и жил великий писатель Лев Николаевич Толстой. (Показ портрета)
Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой был ещё и великим педагогом, новатором для того времени. В своём имении он организовал школу, обучение в которой было бесплатным, а телесных наказаний не применялось (и то, и другое было новшеством в те времена). Толстой сам создал азбуку и другие учебники для постижения грамоты, написал немало поучительных рассказов, басен и сказок специально для детей. Это творческое наследие применяется и теперь, в XXI веке.
- Какие его произведения вы уже знаете? («Лев и собачка», «Орел», «Пожарные собаки»)
- И оттуда я вам привезла эту книгу. Называется она «Филиппок». Как вы думаете про кого она?
- Где он живет? (В деревне) Почему вы так думаете?
(На картинке изображен мальчик)
- В какое время живет мальчик, в наше дни, или когда-то давно или может в далеком будущем? Почему?
(Показ рисунков деревенской избы и комнаты из господского дома)
А как вы думаете в каком доме живет Филиппок? (В бедном, об этом говорит его одежда)
- В те далекие времена люди жили по-разному: господа жили в богатых красивых домах, а крестьяне в бедных избах, спали на лавках, ели не досыта, одежды хватало не на всех. А детей в крестьянских семьях было много, и часто бывало, что валенки были одни на всех детей и носили их по очереди.
Ребята, как вы думаете, что же произошло с мальчиком? (Ответы детей)
- Ребята, а вы хотите послушать этот рассказ, узнать, о чем же он в самом деле?
-Это не простая история, а быль. Значит произошла в самом деле, а автор только записал ее. Садитесь поудобнее и слушайте.
«Социально-коммуникативная деятельность» (коммуникативная и игровая деятельность)
«Речевое развитие» (отгадывание загадок»
Ситуативное общение
Отгадывание загадок
Ситуативное
общение
Ситуативное
общение
Слуховое и зрительное восприятие
Слуховое, зрительное восприятие
Слуховое, зрительное восприятие
- вовлечь каждого ребенка в образовательную деятельность;
- создать хорошее настроение;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать познавательный интерес;
продолжать расширять словарь на тему: «школа»;
- упражнять в умении отгадывать загадки;
- развивать логическое мышление, внимание, память
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать познавательный интерес;
Дети становятся в круг на ковре
Дети с воспитателем стоят возле доски на ковре
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие средства у детей Образовательные задачи Место расположения детей
2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Филлипок»
(Быль)
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. (Как вы думаете, сколько мальчику было лет)
Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес (Как вы думаете, зачем, мать ушла на поденную работу (поденная значит не постоянная, которая оплачивается за отработанный день). Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе (улице, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. (Как вы думаете, страшно было Филиппку) Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок (озорник, один бежишь? Филиппок ничего не сказал, подобрал полы (край одежды) и пустился бежать во весь дух (Во весь дух, как это? – очень быстро, что есть сил). Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышно гудят голоса ребят. На Филиппка нашел страх : что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филиппок и пошел в школу. В сенцах (коридор) снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филиппок молчал. — Или ты немой? — Филиппок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя. — Филиппок сказал : хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал : Костюшка. Я бедовый (шустрый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филиппок сказал; знаю, — и начал говорить Богородицу (раньше в школах учили молитвы); но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.
2. Физкультминутка:
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
3. Работа после чтения.
- Ну, как вы думаете, Филиппок добился своей цели? Какой? (Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.)
- О чем здесь хотел нам сказать автор? (Филиппок очень хотел учиться)
- Что же случилось дальше ( Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома.)
- Послушался Филиппок маму? (Нет) (Бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.)
- А Филиппок правильно сделал? (Нет, мать ему на разрешила.)
- Но Филиппок так хотел учиться, что даже не побоялся гнева отца с матерью, так ему хотелось в школу.
- А теперь давайте вспомним, что же приключилось с мальчиком по дороге? (Когда Филипп шел по своей слободе (улице, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.)
-Кто спас мальчика от собак? (мужик)
- Авы бы, ребята, испугались?
- Дошел он до школы? Несмотря на все опасности, которые подстерегали Филиппка по дороге, он все-таки дошел до школы, потому, что очень хотел учиться.
- А как встретил учитель мальчика? (начал кричать на мальчика)
- Почему? (помешал вести урок)
Потом учитель начал задавать вопросы. Отвечал Филиппок (Нет) Почему (испугался) А вы бы испугались? (Вот и Филиппок так напугался, что говорить не мог.)
- Что же произошло дальше? (Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.) И тогда учитель разрешил Филиппку сесть на лаву, возле брата, и сказал: я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
- Почему учитель разрешил мальчику остаться? (Увидел, что он очень хочет учиться, а учиться никогда не рано и никогда не поздно).
- Сел Филиппок, что произошло потом? (Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.)
- Сумел Филиппок сложить свое имя? (Нет)
Давайте поможем мальчику сложим из букв его имя. Подходите к столам и попробуйте справится с этим заданием.
5 Заключительная часть:
- А чем же закончилась эта история? (С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.)
- Ребята, а чему мы можем научиться у Филиппка? (Желанию учиться, стремлению к знаниям.) Именно это и хотел сказать нам автор – Лев Николаевич Толстой.
Вам понравилась эта быль?
Дети отвечают на вопросы.
Дети с помощью воспитателя пересказываю рассказ. Вызывается 2 – 3 ребёнка.
- Лев Николаевич, какой по характеру, если смог написать такую историю? (Добрый, мудрый, душевный).
- У Льва Николаевича Толстого было много детей, и он всегда думал и заботился не только о них, но и помогал детям крестьян и рабочих, которые жили очень бедно. Он даже открыл сам, на свои деньги, для деревенских детей школу, ведь тогда в школах учились не все, а только те дети, родители которых могли платить за обучение.
Лев Николаевич видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту и стремление к учению.
Лев Николаевич Толстой написал много произведений как для взрослых, так и для детей, с некоторыми мы уже познакомились, а вы хотите услышать еще истории этого великого писателя?/ ответы детей/
Подведение итогов. Рефлексия
Педагог в беседе подводит детей к самостоятельному анализу своей деятельности по плану:
- понял - не понял, почему;
- понравилось – не понравилось занятие и почему;
- что больше всего запомнилось
Перспективный этап
Воспитатель - Я подготовила для вас картинки -пазлы с изобажением азбуки, когда мы вернемся после прогулки мы их соберем
«Познавательное развитие» (познавательная деятельность)
«Речевое развитие»
(коммуникативная деятельность)
«Социально-коммуникативное развитие»
(коммуникативная деятельность)
«Физическое развитие» (игровая, двигательная деятельность)
«Речевое развитие» (восприятие художественного произведения)
«Речевое развитие»
(коммуникативная деятельность)
«Познавательное развитие» (познавательная деятельность)
Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативная деятельность)
«Физическое развитие» (игровая, двигательная деятельность)
Чтение рассказа детям
Ситуативное общение
Пересказ рассказа
Ситуативное общение
Беседа
Физкультминутка
(координация речи с движениями)
способствовать укреплению здоровья дошкольников путем выполнения в веселой игровой форме физических упражнений, способствовать снятию напряжения, восстановлению положительно- эмоционального состояния
Беседа
Беседа
Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту, без пропусков и пауз, говорить четко, ясно. Отвечать на вопросы,
развивать связную речь
Ситуативное общение
Практические действия
Отвечать на вопросы,
развивать связную речь
Практические действия
Слуховое, зрительное восприятие
Слуховое, зрительное восприятие
Слуховое, тактильное, зрительное восприятие
Слуховое, зрительное восприятие
Зрительное, слуховое восприятие
- познакомить детей с новым произведением Л. Н Толстого
-
На основе опыта показать детям, взаимосвязь между предметами
способствовать укреплению здоровья дошкольников путем выполнения в веселой игровой форме физических упражнений, способствовать снятию напряжения, восстановлению положительно- эмоционального состояния
Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту, без пропусков и пауз, говорить четко, ясно. Отвечать на вопросы,
развивать связную речь
Продолжать учить анализировать свою деятельность, выделять удачи и неудачи, понимать причины
-
Продолжать учить анализировать свою деятельность, выделять удачи и неудачи, понимать причины
Продолжать учить анализировать свою деятельность, выделять удачи и неудачи, понимать причины
Дети сидят за столами, на своих местах.
Дети сидят на своих местах за столами
Дети свободно стоят на ковре
Дети сидят за столами, на своих местах.
Дети, которые готовы пересказывать описания - стоят возле магнитной доски.
Дети стоят около воспитателя на ковре
Дети сидят за столами, на своих местах.