МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики

Елена Духопел
Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики

Передовой педагогический опыт

«Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики»

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В. А. Сухомлинский)

1. Актуальность опыта.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

2 .Ведущая идея.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через приобщение к художественному и ручному труду.

3. Теоретическая база опыта.

Высказывание Л. С. Выготского “…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека.

Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно – новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создаётся никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития ребёнка и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. (Л. С. Выготский).

Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.). Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

Работая над данной темой, я изучила и использовала следующую методическую литературу.

Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». Санкт-Петербург, Лань, 1996. Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, логопедов учителей подготовительных и начальных классов. Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); оно знакомить детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти все функции тесно связаны с развитием речи, способствуя ее развитию.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль: «Академия развития», 1997г. В книге представлена программа развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Родители и педагоги найдут здесь игры и упражнения по развитию движений рук, смогут освоить с ребенком пальчиковую гимнастику, выполнить различные графические упражнения. В книге также описаны диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

Е. И. Синицына. «Умные пальчики», серия «Через игру – к совершенству». Москва лист «1999». Пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, гувернеров, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов. В книге собранно: пальчиковые игры – для развития мышления, речи, мелкой моторики; пальчиковые упражнения - для подготовки руки к письму, развития чувства ритма и воображения; игры для театра пальцев. Методика, положенная в основу этой книги, прошла многолетнюю апробацию в студиях творческого развития, детских садах, школах.

Тюменцева С. Н. «Готовим пальчики к письму». Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2006.

В книгу включены 34 занятия по развитию пальцев рук и подготовке детей дошкольного возраста к письму. Пособие рассчитано на учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Максимова Е. А., Рахматуллина О. Н., Травкина О. П., Черных А. Н. «Готовим пальчики к письму». Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, обруч, 2011.

Программа основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках. В книге описаны особенности развития мелкой моторики рук у детей от рождения до школы, представлен годовой план занятии для всех возрастных групп детского сада, даны описания упражнении и игр, включенных в план. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки ребенка, родителям.

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.

B книге представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Издание предназначено педагогам ДОУ, а также может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.

При обобщении опыта я опиралась на работы и исследования известного английского психолога Д. Селли., который большое значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления, воображения и речи детей, а также изучила педагогические идеи Дидро. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития зрительного восприятия, моторной координации, речи и мышлением. В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т. Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой, к игровой методике организации занятий. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Работы В. М. Бехтерова также подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость.

4. Технология опыта.

Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством художественно- творческой деятельности.

Для достижения этой цели были сформулированы основные задачи:

• Разработать систему игр и упражнений, способствующих наиболее успешному развитию мелкой моторики рук;

• Оценить эффективность разработанной системы в ходе проведения диагностирования,

• Стимулировать творческую активность дошкольников;

• Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;

• Развить координацию и тактильные ощущения рук.

• Способствовать эмоциональному раскрепощению детей, добиваться чувства удовлетворённости;

Работа по развитию мелкой моторики рук проводилась с опорой на следующие факторы

• Личный опыт дошкольников;

• Возрастные особенности детей;

• Создание определенной развивающей среды в группе, способствующей развитию мелкой моторики рук и подготовки руки к письму;

• Игра выступает основой познания окружающей действительности;

• Заинтересованность детей, их желание быть включенными в игровую деятельность.

Методы реализации опыта

1. Проблемный – решение поставленной задачи, создание творческого продукта;

2. Словесный – активизация слухового восприятия, творческого мышления, воображения;

3. Наглядный – использование иллюстративного материала, дидактические игры, пальчиковая гимнастика;

4. Практический – упражнения, продуктивная деятельность.

Основными принципами, которые легли в основу опыта, стали:

Необходимость использования воспитателем педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно-ориентированных технологий).

1. Принцип “принятия другого” (принимать ребёнка как индивидуальность).

2. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей подготовке руки к письму (организация “центров активности”).

3. Принцип сотрудничества.

4. Принцип психологической комфортности – создание особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей эмоционально – комфортные условия образовательного процесса.

Взяв за цель своей работы развитие мелкой моторики через художественное творчество, мною так же взяты и другие формы работы с детьми по формированию моторики пальцев рук:

- Лепка из пластилина и соленого теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук

- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.

- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.

- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

- Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

- Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

- Переборка круп, пуговиц, бусин и т. п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

5. Анализ результативности.

-Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

-Подготовка детей к обучению письму.

-Использование детского творчества в дизайне учреждения.

-Участие воспитанников в конкурсах детского творчества.

-Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность. Результаты деятельности по развитию творческих способностей дошкольников отмечены грамотами и дипломами.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Использование данного опыта предполагает наличие определённого ресурсного обеспечения:

• Уголок конструирования и творчества.

• Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений, пальчиковая гимнастика и т. д.).

• Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

• Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

• Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

• Компьютер для показа презентаций.

• Материал для поделок.

Наиболее слабым звеном, в работе по данной теме, к сожалению, являются родители. Без привлечения родителей педагогу трудно создать необходимую базу, организовать предметно-развивающую среду.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы «Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики» представлен в рамках образовательного учреждения, на сайте образовательного учреждения. Материалами опыта могут пользоваться педагоги ДОУ,родители.

Литература:

1. Бабаева Т. И. ,.Михайлова З. А., Гурович Л. М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 3-е, переработанное. –224с. –СПб. : Детство–Пресс, 2003.

2. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. — М. : Просвещение, 2001

3. Грибовская А. А Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей — М. : Просвещение, 2006

4. Грибовская А. А Аппликация в детском саду (в 2 частях). — М: Просвещение, 2008

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М. : Академия, 2007.

6. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М. : Просвещение, 2005.

.7. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М. : Просвещение, 2002.

8. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» — М. : Просвещение, 2004.

9. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2006.

10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя. - М. : Просвещение, 2000.

11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей детского сада. — М. : Просвещение, 1999.

12. Лыкова И. А Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы, — М. : Карапуз-Дидактика, 2006.

13. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: 4-7 лет. — М: Карапуз-Дидактика, 2006.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по художественному ручному труду «Роза» из бумагиДетский мастер-класс по художественному ручному труду «Роза» из бумаги Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского.

Фотоотчёт о занятии по художественному ручному труду с детьми 5–6 лет «Изготовление рамки для фотографии»Фотоотчёт о занятии по художественному ручному труду с детьми 5–6 лет «Изготовление рамки для фотографии» «Про Золотые руки» Бывают руки непростые, На вид, как все, обычные. Их называют золотые, Они к труду привычные. них дело спорится умело.

Игра для дошкольников для развития мелкой моторики рук «Шнуровка в виде конструктора»Игра для дошкольников для развития мелкой моторики рук «Шнуровка в виде конструктора» ШНУРОВКА В ВИДЕ КОНСТРУКТОРА Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний и представлений о геометрических формах, цветах Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Елена Духопел в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД