Елена Духопел
Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Передовой педагогический опыт
«Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики»
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Публикация «Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
(В. А. Сухомлинский)
1. Актуальность опыта.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
2 .Ведущая идея.
Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через приобщение к художественному и ручному труду.
3. Теоретическая база опыта.
Высказывание Л. С. Выготского “…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека.
Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно – новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создаётся никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития ребёнка и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. (Л. С. Выготский).
Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.). Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.
Работая над данной темой, я изучила и использовала следующую методическую литературу.
Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». Санкт-Петербург, Лань, 1996. Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, логопедов учителей подготовительных и начальных классов. Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); оно знакомить детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти все функции тесно связаны с развитием речи, способствуя ее развитию.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль: «Академия развития», 1997г. В книге представлена программа развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Родители и педагоги найдут здесь игры и упражнения по развитию движений рук, смогут освоить с ребенком пальчиковую гимнастику, выполнить различные графические упражнения. В книге также описаны диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.
Е. И. Синицына. «Умные пальчики», серия «Через игру – к совершенству». Москва лист «1999». Пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, гувернеров, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов. В книге собранно: пальчиковые игры – для развития мышления, речи, мелкой моторики; пальчиковые упражнения - для подготовки руки к письму, развития чувства ритма и воображения; игры для театра пальцев. Методика, положенная в основу этой книги, прошла многолетнюю апробацию в студиях творческого развития, детских садах, школах.
Тюменцева С. Н. «Готовим пальчики к письму». Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2006.
В книгу включены 34 занятия по развитию пальцев рук и подготовке детей дошкольного возраста к письму. Пособие рассчитано на учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Максимова Е. А., Рахматуллина О. Н., Травкина О. П., Черных А. Н. «Готовим пальчики к письму». Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, обруч, 2011.
Программа основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках. В книге описаны особенности развития мелкой моторики рук у детей от рождения до школы, представлен годовой план занятии для всех возрастных групп детского сада, даны описания упражнении и игр, включенных в план. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки ребенка, родителям.
Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.
B книге представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Издание предназначено педагогам ДОУ, а также может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.
При обобщении опыта я опиралась на работы и исследования известного английского психолога Д. Селли., который большое значение придавал «созидательной работе рук» для развития мышления, воображения и речи детей, а также изучила педагогические идеи Дидро. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития зрительного восприятия, моторной координации, речи и мышлением. В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т. Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой, к игровой методике организации занятий. Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре подсказали возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Работы В. М. Бехтерова также подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость.
4. Технология опыта.
Цель : Развитие мелкой моторики рук посредством художественно- творческой деятельности.
Для достижения этой цели были сформулированы основные задачи:
• Разработать систему игр и упражнений, способствующих наиболее успешному развитию мелкой моторики рук;
• Оценить эффективность разработанной системы в ходе проведения диагностирования,
• Стимулировать творческую активность дошкольников;
• Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
• Развить координацию и тактильные ощущения рук.
• Способствовать эмоциональному раскрепощению детей, добиваться чувства удовлетворённости;
Работа по развитию мелкой моторики рук проводилась с опорой на следующие факторы
• Личный опыт дошкольников;
• Возрастные особенности детей;
• Создание определенной развивающей среды в группе, способствующей развитию мелкой моторики рук и подготовки руки к письму;
• Игра выступает основой познания окружающей действительности;
• Заинтересованность детей, их желание быть включенными в игровую деятельность.
Методы реализации опыта
1. Проблемный – решение поставленной задачи, создание творческого продукта;
2. Словесный – активизация слухового восприятия, творческого мышления, воображения;
3. Наглядный – использование иллюстративного материала, дидактические игры, пальчиковая гимнастика;
4. Практический – упражнения, продуктивная деятельность.
Основными принципами, которые легли в основу опыта, стали:
Необходимость использования воспитателем педагогических развивающих технологий, направленных на развитие личности как субъекта деятельности (внедрение личностно-ориентированных технологий).
1. Принцип “принятия другого” (принимать ребёнка как индивидуальность).
2. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей подготовке руки к письму (организация “центров активности”).
3. Принцип сотрудничества.
4. Принцип психологической комфортности – создание особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей эмоционально – комфортные условия образовательного процесса.
Взяв за цель своей работы развитие мелкой моторики через художественное творчество, мною так же взяты и другие формы работы с детьми по формированию моторики пальцев рук :
- Лепка из пластилина и соленого теста. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук
- Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
- Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
- Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
- Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
- Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
- Переборка круп, пуговиц, бусин и т. п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
5. Анализ результативности.
-Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
-Подготовка детей к обучению письму.
-Использование детского творчества в дизайне учреждения.
-Участие воспитанников в конкурсах детского творчества.
-Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность. Результаты деятельности по развитию творческих способностей дошкольников отмечены грамотами и дипломами.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Использование данного опыта предполагает наличие определё нного ресурсного обеспечения:
• Уголок конструирования и творчества.
• Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений, пальчиковая гимнастика и т. д.).
• Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
• Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
• Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
• Компьютер для показа презентаций.
• Материал для поделок.
Наиболее слабым звеном, в работе по данной теме, к сожалению, являются родители. Без привлечения родителей педагогу трудно создать необходимую базу, организовать предметно-развивающую среду.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы «Приобщение дошкольников к художественному и ручному труду с целью развития мелкой моторики» представлен в рамках образовательного учреждения, на сайте образовательного учреждения. Материалами опыта могут пользоваться педагоги ДОУ,родители.
Литература:
1. Бабаева Т. И. ,.Михайлова З. А., Гурович Л. М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 3-е, переработанное. –224с. –СПб. : Детство–Пресс, 2003.
2. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. — М. : Просвещение, 2001
3. Грибовская А. А Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей — М. : Просвещение, 2006
4. Грибовская А. А Аппликация в детском саду (в 2 частях). — М: Просвещение, 2008
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М. : Академия, 2007.
6. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М. : Просвещение, 2005.
.7. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М. : Просвещение, 2002.
8. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» — М. : Просвещение, 2004.
9. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2006.
10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников : Пособие для воспитателя. - М. : Просвещение, 2000.
11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : Пособие для воспитателей детского сада. — М. : Просвещение, 1999.
12. Лыкова И. А Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы, — М. : Карапуз-Дидактика, 2006.
13. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду : 4-7 лет. — М: Карапуз-Дидактика, 2006.