Елена Полянских
Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие поисковой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе изготовления и использования в образовательной деятельности макетов»
Введение
Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных интересов и творческой активности детей дошкольного возраста, формированию навыков саморазвития.
Актуальность педагогического опыта
Публикация «Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов» размещена в разделах
Приоритетной задачей любого педагога является установка на развитие творческой деятельности ребенка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.
Макетирование - это практический метод, используемый в образовательной познавательно-исследовательской деятельности, способствующий формированию познавательных интересов и познавательных действий, социально-коммуникативному развитию и творчества в различных видах детской деятельности, поддержке детской инициативы.
Макет - это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для познавательной, художественной и игровой деятельности, но и связующим звеном разных форм детско-взрослой и самостоятельной детской активности.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой моего педагогического опыта являются исследования педагогов и психологов. Это Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. П. Усова, Н. Н. Поддъяков, Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, В. С. Мухина и др.
Цель: развитие познавательного интереса и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе создания и использования в образовательном процессе макетов.
Практическая значимость педагогического опыта
Данный педагогический опыт способствует развитию у детей более высокого уровня познавательной активности, творческого мышления, воображения, овладения основными мыслительными операциями при создании творческого продукта - макета.
Новизна педагогического опыта
В данном опыте раскрываются особенности работы с детьми по использованию макетов в познавательном, художественно - эстетическом, речевом развитии, игровой деятельности. Углубленно представлена методика создания и использования макетов в разных видах организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Разработаны:
• проекты образовательной деятельности;
• конспекты образовательной деятельности;
• конспекты игровых ситуаций;
• методические рекомендации по использованию макетов (сведения о климатической зоне, животных данной климатической зоны);
• дидактические игры;
• планирование режиссерских игр;
• формы работы с макетами;
• приемы формирования знаний, развития познавательных интересов и творческой активности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
• консультации для родителей.
Оформила:
• видеоролик;
• лэпбук «Хочу все знать»;
• папку-передвижку «Приемы оформления макетов».
Адресность опыта
Материалы, представленные в опыте, могут иметь практическую значимость :
• для педагогов ДОУ (воспитателей, педагогов дополнительного образования);
• для родителей с целью организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
Наиболее приемлемой формой трансляции опыта считаю размещение его на личной страничке сайта ДОУ:
• консультации;
• практические рекомендации;
• конспекты;
• мероприятия;
• фото, видеорепортажи и т. д.
Описание опыта работы
Перед началом педагогической деятельности с детьми по данной теме наметила этапы работы.
Этапы работы по теме опыта
1 этап. Подготовительный:
• подбор методической и художественной литературы;
• подготовительная работа с детьми младшего возраста по формированию знаний о сенсорных эталонах;
• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
• обогащение личного опыта детей: проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.
• подготовка и сбор оборудования и материалов для создания макетов;
• разработка методических материалов: образовательных проектов, перспективного планирования, конспектов образовательной деятельности, рекомендаций для родителей и т. д.
2 этап. Основной:
• изготовление макетов различной тематики. (При изготовлении макетов одновременно идет пополнение предметным материалом.
• создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;
• организация разных видов деятельности детей с использованием макетов.
3этап. Заключительный:
• организация выставки макетов;
• проведение итоговых мероприятий по результатам деятельности с детьми : организация продуктивной деятельности : придумывание рассказов, сказок; изобразительная деятельность; активизация игровой деятельности и др.
В начале работы с детьми дошкольного возраста условно определила два типа макетов. Это - модели и карты.
Темы макетов
Младшая группа:
• сенсорные коробки: желтая страна, зеленая полянка, красный мир;
• домашние животные;
• дикие животные;
• сад;
• сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», В. Сутеев «Кораблик».
Средняя группа:
добавляются:
• времена года;
• зоопарк;
• зима, зимние развлечения;
• на лугу;
• транспорт.
Старшая группа:
добавляются:
• макеты природных ландшафтов разных стран и континентов;
• город, ПДД;
• насекомые, пресмыкающиеся;
• морские обитатели;
• автопарковка, автосервис;
• лето, пляж.
Подготовительная группа:
добавляются:
• динозавры;
• АЗС;
• МЧС;
• космос;
• сказки: «Зимовье зверей», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Кот в сапогах».
Значительную роль в развитии детей играет процесс изготовления макетов самими детьми. Для реализации творческого потенциала, фантазии предлагала различный материал: природный, бросовый, упаковочный. Благодаря этому процесс изготовления макета превращался в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому при изготовлении макета всегда учитывала уровень развития творческих способностей каждого ребенка. Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность. Для решения более сложных задач по макетированию в дальнейшем планирую предлагать нарисовать чертеж, который помог бы детям представить готовый объемный макет на основе графического макета. Постепенно такие рисунки – чертежи станут более условными, дети, запоминая этот принцип, смогут, как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы, объекты) в уме, т. е. у них может возникнуть «знаковая функция сознания».
В настоящее время игры с макетами стало одним из любимых занятий детей моей группы, которая объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад. Итоговые результаты показывают, что при использовании в образовательной деятельности макетов у детей развивается способность творчески подходить к поставленным проблемам, могут быстрее решать нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением, потому что я стараюсь помочь ребенку усвоить одну ключевую аксиому: «В мире творчества и талантов нет правильного или неправильного – есть только что- то совершенно удивительное, но свое».
Работа с родителями
В группе, на информационном стенде «Вам, родители» размещены печатные материалы по ознакомлению с техникой изготовления макетов, фотографии и рекомендации по изготовлению тематических макетов, папка – передвижка.
Ресурсное обеспечение
Для использования в работе с детьми метода макетирования требуется незначительное и простое оборудование. Для этого можно использовать все, что окружает нас в повседневной жизни – это разнообразный бросовый и природный материал, мелкие игрушки и всевозможные фигурки, которые потом можно превратить в занимательный наглядный материал – макеты.
Финансовое обеспечение
Педагогический опыт экономичен, макеты изготавливаются своими руками. Со «стройматериалом» для изготовления макетов нет никаких проблем.
Формы распространения опыта
Совместный проект с участием детей и родителей, публикация материалов на персональной странице сайта ДОУ, организация и проведение творческого отчета, мастер – класса, открытого занятия в ДОУ, методические рекомендации и консультации для воспитателей и родителей.