Приложение МААМ

Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов (6 фото)

Елена Полянских
Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие поисковой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе изготовления и использования в образовательной деятельности макетов»

Введение

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных интересов и творческой активности детей дошкольного возраста, формированию навыков саморазвития.

Актуальность педагогического опыта

Публикация «Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов» размещена в разделах

Приоритетной задачей любого педагога является установка на развитие творческой деятельности ребенка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

Макетирование - это практический метод, используемый в образовательной познавательно-исследовательской деятельности, способствующий формированию познавательных интересов и познавательных действий, социально-коммуникативному развитию и творчества в различных видах детской деятельности, поддержке детской инициативы.

Макет - это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для познавательной, художественной и игровой деятельности, но и связующим звеном разных форм детско-взрослой и самостоятельной детской активности.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой моего педагогического опыта являются исследования педагогов и психологов. Это Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. П. Усова, Н. Н. Поддъяков, Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, В. С. Мухина и др.

Цель: развитие познавательного интереса и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе создания и использования в образовательном процессе макетов.

Практическая значимость педагогического опыта

Данный педагогический опыт способствует развитию у детей более высокого уровня познавательной активности, творческого мышления, воображения, овладения основными мыслительными операциями при создании творческого продукта - макета.

Новизна педагогического опыта

В данном опыте раскрываются особенности работы с детьми по использованию макетов в познавательном, художественно - эстетическом, речевом развитии, игровой деятельности. Углубленно представлена методика создания и использования макетов в разных видах организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Разработаны:

• проекты образовательной деятельности;

• конспекты образовательной деятельности;

• конспекты игровых ситуаций;

• методические рекомендации по использованию макетов (сведения о климатической зоне, животных данной климатической зоны);

дидактические игры;

• планирование режиссерских игр;

• формы работы с макетами;

• приемы формирования знаний, развития познавательных интересов и творческой активности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

• консультации для родителей.

Оформила:

• видеоролик;

• лэпбук «Хочу все знать»;

• папку-передвижку «Приемы оформления макетов».

Адресность опыта

Материалы, представленные в опыте, могут иметь практическую значимость :

• для педагогов ДОУ (воспитателей, педагогов дополнительного образования);

• для родителей с целью организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Наиболее приемлемой формой трансляции опыта считаю размещение его на личной страничке сайта ДОУ:

• консультации;

практические рекомендации;

• конспекты;

• мероприятия;

• фото, видеорепортажи и т. д.

Описание опыта работы

Перед началом педагогической деятельности с детьми по данной теме наметила этапы работы.

Этапы работы по теме опыта

1 этап. Подготовительный:

• подбор методической и художественной литературы;

• подготовительная работа с детьми младшего возраста по формированию знаний о сенсорных эталонах;

• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

обогащение личного опыта детей: проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.

• подготовка и сбор оборудования и материалов для создания макетов;

разработка методических материалов: образовательных проектов, перспективного планирования, конспектов образовательной деятельности, рекомендаций для родителей и т. д.

2 этап. Основной:

изготовление макетов различной тематики. (При изготовлении макетов одновременно идет пополнение предметным материалом.

• создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

• организация разных видов деятельности детей с использованием макетов.

3этап. Заключительный:

• организация выставки макетов;

• проведение итоговых мероприятий по результатам деятельности с детьми : организация продуктивной деятельности : придумывание рассказов, сказок; изобразительная деятельность; активизация игровой деятельности и др.

В начале работы с детьми дошкольного возраста условно определила два типа макетов. Это - модели и карты.

Темы макетов

Младшая группа:

сенсорные коробки: желтая страна, зеленая полянка, красный мир;

• домашние животные;

• дикие животные;

• сад;

сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», В. Сутеев «Кораблик».

Средняя группа:

добавляются:

• времена года;

• зоопарк;

• зима, зимние развлечения;

• на лугу;

• транспорт.

Старшая группа:

добавляются:

макеты природных ландшафтов разных стран и континентов;

• город, ПДД;

• насекомые, пресмыкающиеся;

• морские обитатели;

• автопарковка, автосервис;

• лето, пляж.

Подготовительная группа:

добавляются:

• динозавры;

• АЗС;

• МЧС;

• космос;

сказки: «Зимовье зверей», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Кот в сапогах».

Значительную роль в развитии детей играет процесс изготовления макетов самими детьми. Для реализации творческого потенциала, фантазии предлагала различный материал: природный, бросовый, упаковочный. Благодаря этому процесс изготовления макета превращался в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому при изготовлении макета всегда учитывала уровень развития творческих способностей каждого ребенка. Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность. Для решения более сложных задач по макетированию в дальнейшем планирую предлагать нарисовать чертеж, который помог бы детям представить готовый объемный макет на основе графического макета. Постепенно такие рисунки – чертежи станут более условными, дети, запоминая этот принцип, смогут, как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы, объекты) в уме, т. е. у них может возникнуть «знаковая функция сознания».

В настоящее время игры с макетами стало одним из любимых занятий детей моей группы, которая объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад. Итоговые результаты показывают, что при использовании в образовательной деятельности макетов у детей развивается способность творчески подходить к поставленным проблемам, могут быстрее решать нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением, потому что я стараюсь помочь ребенку усвоить одну ключевую аксиому: «В мире творчества и талантов нет правильного или неправильного – есть только что- то совершенно удивительное, но свое».

Работа с родителями

В группе, на информационном стенде «Вам, родители» размещены печатные материалы по ознакомлению с техникой изготовления макетов, фотографии и рекомендации по изготовлению тематических макетов, папка – передвижка.

Ресурсное обеспечение

Для использования в работе с детьми метода макетирования требуется незначительное и простое оборудование. Для этого можно использовать все, что окружает нас в повседневной жизни – это разнообразный бросовый и природный материал, мелкие игрушки и всевозможные фигурки, которые потом можно превратить в занимательный наглядный материал – макеты.

Финансовое обеспечение

Педагогический опыт экономичен, макеты изготавливаются своими руками. Со «стройматериалом» для изготовления макетов нет никаких проблем.

Формы распространения опыта

Совместный проект с участием детей и родителей, публикация материалов на персональной странице сайта ДОУ, организация и проведение творческого отчета, мастер – класса, открытого занятия в ДОУ, методические рекомендации и консультации для воспитателей и родителей.

Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов
Развитие ребенка Актуальность педагогического опыта Публикация Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов размещена в разделах Макеты Изготовление наглядных пособий для детей Развитие ребенка Макет это современное средство познания окружающего мира содержащее в себе признаки наглядности и моделирования Теоретическая база опыта Теоретической базой моего педагогического опыта являются исследования педагогов и психологов
Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклыВсестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы. Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов
Опубликовано: 16 мая 2022 в 10:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие поисковой деятельности и творческой активности дошкольников в процессе изготовления и использования макетов» (включая файлы) размещена пользователем Елена Полянских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД