надежда марченко
Перечень литературы для чтения детям в подготовительной группе по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Мебель. Электрические приборы
1. О. Чернорицкая «Кот Василий и бытовая техника»
Цель: познакомить с новым стихотворением. Закреплять и обобщать
знания детей о бытовых предметах; развивать смекалку, зрительную
память, воображение.
2. Ю. Тувим «Стол»
Цель: формировать умения слушать, не отвлекаясь, литературное
произведение. Закрепить знания о жанрах литературных произведений,
отвечать на вопросы полным ответом, используя слова автора.
Публикация «Перечень литературы для чтения детям в подготовительной группе по лексическим темам» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
3. С. Маршак «Откуда стол пришел?»
Цель: продолжать формировать представление о предметах мебели; учить
анализировать произведение и находить взаимосвязь между содержанием
и названием стихотворения. Формировать навык образной и связной
речи; воспитывать умение слушать произведение, не перебивая педагога,
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Воспитывать
бережное отношение к мебели.
4. К. Нефедова Сказка «Как бытовые приборы в магазине поссорились»
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие бытовую
технику; обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд
человека в быту, создающих комфорт.
5. Загадки по теме
Цель: уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых
особенностях загадок; воспитывать умение понимать переносное
значение слов и словосочетаний.
Посуда. Продукты питания
1. А. Гайдар «Голубая чашка»
Цель: помочь детям осознать ценность совместной деятельности;
на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
2. К. Чуковский «Федорино горе»
Цель: учить понимать содержание, сопереживать героям; участвовать в
беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь,
обобщать и активизировать словарь; воспитывать нравственные качества
личности через поступки героев произведения.
3. К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Цель: развивать умение внимательно слушать произведение, запоминать
текст понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию
текста; уметь передавать свое отношение к героям, развивать мышление,
память. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе
содержания литературного произведения.
4. В. Осеева «Печенье»
Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы,
понимать и правильно оценивать поступки героев; побуждать
рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного
персонажа; воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям.
5. М. Пляцковский «Кому что нравится»
Цель: продолжать формировать умение слушать, совершенствовать
связную речь; закреплять представления о том, чем питаются животные;
воспитывать интерес к художественному слову, формировать общий
уровень культуры, любовь к поэзии, бережное отношение к животным.
Транспорт. Правила дорожного движения
1. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Цель: активизировать словарный запас; побуждать детей к внимательному
прослушиванию короткого рассказа, закреплять умение пересказывать
его, используя новую лексику, учить ставить вопросы к данному тексту.
2. Б. Житков «Железная дорога» (из «Что я видел»)
Цель: Познакомить детей, как работает железная дорога.
3. М. Лермонтов «Белеет парус одинокий»
Цель: воспитание эмоционально – ценностного отношения к
поэтическому искусству своего народа.
4. Н. Носов «Автомобиль»
Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, понимать
его смысл; закрепить знания о разных частях машины, о правилах
поведения на дороге; учить детей правильно понимать изображенную
ситуацию, мотивированно оценивать поступки героев рассказа.
5. Дж. Родари «Троллейбус»
Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, развивать у
детей связную последовательную речь; пополнять и активизировать
словарь детей; развивать зрительное и слуховое внимание, речь,
наблюдательность.
Животные жарких стран и севера
1. А. Ткаченко «Вот ты какой, северный олень!»
Цель: познакомить с северным оленем, который обитает в холодной
тундре и давно уже стал верным помощником человека.
2. Г. Снегирев: «Пингвиний пляж»
Цель: Развивать интерес к жизни животных севера
3. Р. Киплинг «Слоненок»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка.
Проводить элементарный анализ сказки. Формировать слуховое внимание,
произвольную память. Побуждать детей оценивать поступки героев
сказки. Воспитывать культуру поведения, нравственные начала: дружбу,
взаимопомощь, заботу о ближнем.
4. Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
Цель: развитие умений анализировать прочитанное, выражать свое
отношение к прочитанному; пополнение словарного запаса.
5. Б. С. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»
Цель: развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
закреплять у детей знания о животных жарких стран.
Наша Родина – Россия
1. З. Александрова «Родина»
Цель: помочь детям понять смысл стихотворения (Родина бывает разная,
но у всех она одна, запомнить произведение.
2. С. Баруздин «За Родину»
Цель: с помощью литературного произведения формировать у детей
представлений о войне, армии; воссоздать образ бойца — героического
защитника Родины; формировать знания об исторических фактах и
явлениях; воспитывать умение слушать новое произведение, следить
за развитием действия, сопереживать советскому солдату, вызывать
эмоциональный отклик в сердцах ребят.
3. С. Баруздин «Страна, где мы живем»
Цель: пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»;
воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к
окружающим.
4. К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)
Цель: формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль,
соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и
малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого
человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории,
гражданственность.
5. Н. Рубцов «Привет, Россия!»
Цель: воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.
Защитники Отечества
1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель: продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных
произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать
желание защищать родную землю.
2. А. Митяев «Мешок овсянки»
Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат
стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и
большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.
3. С. Алексеев «Первый ночной таран»
Цель: Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям,
защищающим Родину.
4. Л. Кассиль «Твои защитники»
Цель: Учить понимать содержание произведения. Развивать умение
отвечать на вопросы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Развивать умение пересказывать рассказ с опорой на
схемы. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-
положительное отношение к воинам-защитникам.
5. Былина «Добрыня и змей»
Цель: воспитывать нравственные качества на примере былинного героя,
интерес к литературному чтению, воспитывать чувства сострадания,
сопереживания и милосердия.
Времена года. Календарь
1. С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цель: поддерживать интерес к чтению детской литературы;
познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака; уточнить и
закрепить знания детей о временах и месяцах года, используя
содержание сказки; учить устанавливать причинно- следственные
связи; побуждать детей к высказыванию, к решению проблемной
ситуации.
2. К. Ушинский «Четыре желания»
Цель: Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем
произведения.
3. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»
Цель: Помочь почувствовать красоту описанной природы в
стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях
стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать,
высказывать свое отношение к содержанию.
4. Г. Скребицкий «Четыре художника»
Цель: Углубить знания детей об особенностях природы в разное время
года. Формировать эстетическое восприятие картин природы,
художественных текстов. Развивать умение передавать образ природы в
словесном описании.
5. «Считалки и скороговорки»
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе;
пополнять литературный багаж стихотворениями, скороговорками.
Семья. Мамин день
1. Ненецкая сказка «Кукушка»
Цель: Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к
размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить
представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о
поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и
заботливое отношение к близким.
2. Е. Благинина «Посидим в тишине»
Цель: Продолжать учить детей выразительно читать наизусть
стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и
воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе
эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к
художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать
приятное маме.
3. «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского
Цель: Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой
сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим
с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и
если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.
4. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»
Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям,
желание помочь им.
5. М. Родина «Мамины руки»
Цель: познакомить детей со стихотворением М. А. Родина "Мамины руки";
закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложение;
учить давать характеристику главным героям; воспитывать уважительное
отношения к маме.
Весна
1. Н. Сладков «Весенние ручьи»
Цель: содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в
природе; побуждать детей любить родную природу, ценить красоту
природы, беречь ее.
2. В. Бианки «Три весны»
Цель: развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка
произведения; привлечь внимание к выразительным средствам (образным
словам и выражениям, эпитетам, сравнениям: «ледяные укрепления
зимы», «золотые солнечные стрелы», «Будто пушка ухнула над рекой –
треснул толстый лед).
3. И. Соколов-Микитов «Ранней весной»
Цель: способствовать формированию представлений детей о весне, как
времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком
состоянии воды; способствовать формированию умений понимать
закономерности явлений природы.
4. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Цель: учить детей понимать эмоционально-образное содержание
произведения; делать выводы, рассуждать (почему произведение является
сказкой, чему учит сказка)
5. Е. Серова «Подснежник»
Цель: продолжать формировать умение запоминать и выразительно
рассказывать стихотворение; пополнять знания о растительном
мире; закрепить представления о весне; расширять и активизировать
словарный запас; воспитывать эстетическое восприятие окружающего
мира.
Профессии
1. В. Маяковский «Кем быть?»
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением.
Продолжать совершенствовать умение вести беседу по содержанию
литературного произведения. Подвести к пониманию нравственного
смысла, к мотивированной оценке поступков и характера героев.
Воспитывать добрые чувства, желание слушать, закрепить знание о
различных профессиях.
2. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
Цель: познакомить детей со стихотворением, помочь понять
содержание стихотворения, смысл, заключенный в названии
стихотворения. Продолжать формировать интерес к произведениям
художественной литературы. Активизировать в речи детей слова,
обозначающие названия профессий.
3. С. Я. Маршак «Почта»
Цель: закрепить знаний детей о работе почты и профессии почтальона в
форме повторения произведения С. Я. Маршака «Почта»
4. Армянская сказка «Заказчик и мастер»
Цель: познакомить детей со сказкой; пробудить познавательную
активность; расширять кругозор детей, развивать речь, наблюдательность,
умение анализировать прочитанное; воспитывать эмоциональную
отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам.
5. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
Цель: расширить и конкретизировать представления детей о строительных
профессиях, строительных инструментах, разных строительных
материалах, их назначении; развивать речь детей, активизировать
словарный запас, закреплять умение отвечать на вопросы, развивать
пространственное, логическое мышление.
Рыбы
1. И. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Цель: продолжать учить осмысливать содержание басни, аллегорию,
образный строй языка, уточнять представления о жанровых особенностях
басни; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей.
2. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина;
воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание
сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства,
понимать их значение.
3. Н. Носов «Карасик»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром «рассказ»;
учить оценивать поступки героев, понимать нравственный смысл
изображаемых событий. Развивать память, мышление, внимание.
Воспитывать любовь и интерес к литературным произведениям.
4. Е. Пермяк «Первая рыбка»
Цель: формировать умение пересказывать литературный текст, используя
авторские выразительные средства по заданному плану;
совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые
высказывания о содержании произведения.
5. Р. н. с. «По щучьему веленью»
Цель: продолжать учить воспитанников давать оценку поступкам
персонажей сказок; воспитывать интерес к русскому народному
творчеству; развивать речь, умение обобщать, делать выводы, память,
желание поделиться впечатлением от прочитанного, умение вести диалог.
Насекомые
1. И. Крылов «Стрекоза и муравей»
Цель: познакомить детей с басней, с её жанровыми особенностями;
подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к
образному строю языка басни.
2. В. Бианки «Приключение муравьишки»
Цель: учить детей бережно относиться к миру природы, расширять знания
о мире природы; учить детей передавать свои эмоции, впечатления от
прочитанного произведения.
3. Валентин Берестов «Честное гусеничное».
Цель: воспитывать общечеловеческие духовные ценности;
учиться отличать положительные отрицательные моменты произведения,
давать оценку произведению и героям.
4. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка о Комаре Комаровиче»
Цель: актуализировать и расширять знания о сказках писателя; развивать
представления об окружающем мире и характерах людей; развивать
понимание значимости взаимопомощи.
5. Н. Сладков «Домашняя бабочка»
Цель: расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых;
закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе
осенью влияют на жизнь насекомых.
Космос. Наша планета
1. В. Степанов «Юрий Гагарин»
Цель: Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить
детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к
космонавтам, чувство гордости за них.
2. Ю. А. Гагарин «Вижу землю»
Цель: познакомить с рассказом Ю. Гагарина, где он рассказал о своей
жизни, о том, как стал космонавтом, как совершил полет. Воспитывать
чувство гордости за первого в мире космонавта.
3. Н. Носов «Незнайка на луне»
Цель: расширять читательский кругозор детей; продолжать формировать
умения: анализировать произведение, находить описание внешности
героя, продолжать прививать интерес к книге, к слову; умение выразить в
слове свои впечатления.
4. В. Бороздин «Первый в космосе»
Цель: закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был
гражданин России Юрий Гагарин. Подвести детей к пониманию того, что
космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и
бесстрашный человек. Воспитывать чувство гордости, патриотизма за
родную страну, которая стала первой в освоении космоса
5. Миф «Дедал и Икар»
Цель: познакомить детей с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть
символический образ Икара.
Хлеб
1. Укр. н. с. «Колосок»
Цель: учить определять главную мысль, анализировать сказку, выделять
главное, сопоставлять факты, делать выводы; воспитывать нравственные
качества: доброту, взаимовыручку, взаимопомощь, трудолюбие, бережное
отношение к хлебу.
2. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Цель: познакомить детей с рассказом; продолжать формировать умение
правильно выделять главную мысль; умение подбирать наиболее
подходящие по смыслу образные слова и выражения. Формировать
умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям
рассказа.
3. Ю. Круторогов «Дождь из семян»
Цель: расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, дать
представление о различных хлебных злаках; воспитывать бережное
отношение к хлебу; дать представление о с/х технике (комбайн и др.)
4. М. Глинская «Хлеб»
Цель: воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его
выращивающих.
5. Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»)
Цель: воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу и к труду
людей его выращивающих, любовь к родной земле.
Животные весной
1. Г. Скребицкий «на лесной полянке»
Цель: учить анализировать, делать выводы; развивать положительно-
эмоциональное отношение к ознакомлению с окружающим; воспитывать
любовь к природе.
2. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: создавать условия для формирования бережного отношения к
природе; способствовать раскрытию нравственного смысла произведения:
чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому.
3. И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»
Цель: Познакомить детей с рассказом, раскрыть главную мысль
произведения, закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе,
закрепить знания о диких животных и птицах.
4. В. Бианки «Как звери и птицы весну встречают»
Цель: формировать представление о жизни животных в весенний период;
стимулировать бережное отношение к природе.
5. Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»
Цель: Через знакомство с произведением показать важность правильного
взаимоотношения человека и природы. Воспитывать у детей любовь к
природе, к животным.
Птицы весной
1. В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.)
Цель: способствовать представлению детей о характерных признаках,
особенностях перелётной птицы – жаворонка, развитию поэтического
вкуса; пониманию и воспроизведению образного языка. Воспитывать
доброе, бережное отношение к птицам, закладывать основы
экологического мышления.
2. Фольклор народов мира Песенки. «Ой, зачем ты, жаворонок.», укр., обр. Г. Литвака
Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать
интонационную выразительность речи в процессе исполнения песенок.
3. А. Майков «Ласточка»
Цель: Формировать представления детей о перелетных птицах,
воспитывать любовь к родной природе.
4. Н. Сладков «Птицы весну принесли»
Цель: развивать интерес к жизни птиц, воспитывать бережное отношение и
любовь к природе.
5. Н. Сладков «Грачи прилетели»
Цель: активизировать словарь по теме. Развивать логическое мышление -
устанавливать причинно- следственные связи между событиями в
рассказе; развивать слуховое внимание и память. Воспитывать интерес к
природе и доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
День Победы
1. А. Твардовский «Рассказ танкиста»
Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить
представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на
сильных и смелых воинов; воспитывать уважение, любовь и
благодарность к людям, защищающим Родину
2. В. Н. Орлов «Парад», «Салют».
Цель: расширить представления детей о событиях Великой Отечественной
войны и празднования дня Победы.
3. Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
Цель: познакомить с произведением «Памятник советскому солдату»;
воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны
4. А. Митяев «Землянка»
Цель: расширить представления детей о жизни солдат на фронте, показать
их сноровку, умение, ловкость, привлечь к трудностям фронтовой жизни;
показать человеческие качества бойца, его обаяние, юмор, простоту.
5. М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
Цель: воспитание уважения, любви и благодарности к людям,
защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов,
сражавшихся на фронте.
Первоцветы. Признаки поздней весны
1. Песенки «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»
Цель: систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых
особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать
переносное значение слов и словосочетаний
2. А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»)
Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание
стихотворения
3. И. Суриков «На лугу»
Цель: расширять представления детей о цветах, знакомить с их
особенностями.
4. Н. Пронина «Мать-и-мачеха»
Цель: формировать знания о том, почему так названы цветы «Мать-и-
мачеха».
5. С. Маршак «Ландыш»
Цель: организовать первичное восприятие стихотворения С. Я. Маршака
«Ландыш», воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Школа. Школьные принадлежности.
1. В. Берестов «Читалочка»
Цель: выучить с детьми стихотворение; вызвать у детей желание
читать; развивать память, внимание и речь.
2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
Цель: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к
обучению в школе; стимулировать познавательную активность.
3. Л. Толстой «Филлипок»
Цель: воспитывать лучшие качества личности - чуткость, сопереживание,
доброту, трудолюбие, терпение, целеустремлённость, желание учиться.
4. А. Барто «В школу»
Цель: познакомить с новым стихотворением А. Барто; формирование
представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни
школьников.