МААМ-картинки

Педсовет «Занимательная математика»

Ксения Сю-Тя-Не
Педсовет «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Педсовет

«Занимательная математика»

В математике есть своя красота,

как в живописи и поэзии.

(Н. Е. Жуковский)

Математика – наука сложная. Она включает в себя сложные для понимания ребёнка пласты знаний. На занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду мы знакомим дошкольников с цветом, формой, счётом, размером, учим ориентироваться во времени и пространстве. Детям сложно осмыслить многие из этих понятий. Наша задача, как педагогов, сделать математику не занудным еженедельным испытанием способностей, а делом занимательным, весёлым и интересным. И мы вполне способны это сделать. Нужно лишь разнообразить формы и методы работы.

Публикация «Педсовет „Занимательная математика“» размещена в разделах

Традиционно на занятиях по ФЭМП мы работаем за столами с различными раздаточными материалами или с доской. Это, безусловно, одна из важнейших форм работы. Но не стоит забывать, что она далеко не единственная. Закреплять полученные знания лучше используя традиционные формы работы. Их очень много. Перечислим некоторые из них:

- Викторины.

- Математические праздники.

- Игры-путешествия.

- Занятие-аукционы.

- Математические КВНы.

- Квесты.

- Математические сказки.

О наиболее интересных формах работы, таких как математические сказки и квесты, поговорим подробнее.

Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет также содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность. В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, дурачке Емеле и царевне Несмеяне, о злом кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность. Дети любят решать задачки. В задачках дошкольники знакомятся с арифметическими числами, математическими понятиями, действиями сложения и вычитания, учатся анализировать, рассуждать, выполнять умственные операции, доказывать.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом.

Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице).

С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.

Перейдем к следующей форме -квесту. Что такое квест? Квест (поиски) (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений— один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

Квесты «педагог – дети» форма организации детского коллектива, с целью создания мотивации и обобщения знаний. Такие квесты могут быть итогом тематической недели, или приуроченные к празднику, например – дню рождению.

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в музыкальный зал, на кухню или в музей. Так и на природе, во время прогулки или экскурсии.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

- 20–25 минут для младших дошкольников;

- 30–35 минут для детей средней группы;

- 40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов:

линейные – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

штурмовые – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

кольцевые – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определё нной последовательности:

1. Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.

Организационная часть квеста также включает:

- распределение детей на команды (8 – 10 человек);

- знакомство с правилами;

- раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

2. Экспозиция – прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

3. Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:

- Что вызвало наибольший интерес?

- Что узнали нового?

- Что показалось трудным?

- Довольны ли вы своими результатами?

- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута:

Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.

Карта – изображение маршрута в схематической форме.

«Волшебный экран» - планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:

- заморозить в кубике льда;

- написать «секретное письмо» - ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;

- положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;

- искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;

- спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;

- спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

1. - Какие задачи наиболее важны для детей?

- Какие темы были бы действительно актуальными?

- Что дети моей группы не знают и не умеют делать?

- Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?

- Какой результат хотелось бы видеть?

2. Сформулировать цели и задачи.

3. Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.

4. Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название.

5. Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:

Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Хочется отдельно остановиться на формировании у дошкольников представлений о времени.

Время является одним из сложнейших математических понятий. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначать его в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своей деятельности в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем, специфические особенности времени, как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть, «показать». Поэтому даже старшие дошкольники сомневаются в его существовании: "Если оно существует – докажи. Дай его мне», - сказал однажды мне мой племянник.

Как же показать ребёнку время? Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и постоянно повторяющихся явлений жизни и деятельности. Большей точность отличаются представления детей о тех промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно определить длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

В младшем дошкольном возрасте следует конкретизировать представления детей о таких временных промежутках как утро, день, вечер, ночь. В средней группе следует углубить и расширить эти знания. И дать представления о последовательности частей суток и о сутках в целом. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся знаний можно знакомить детей с помощью календаря с неделей, месяцем, годом. Параллельно нужно развивать само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени как 1 минута, 3, 5, 10 минут полчаса и час. Работа с детьми должна быть планомерной, последовательной и завершённой. Обязательно нужно закреплять знания детей в игровой форме. Игры должны быть непосредственно направлены на измерение времени и взаимосвязь временных промежутков. Такая деятельность создает благоприятные условия для формирования чётких представлений о времени.

Коллеги! Обратите, пожалуйста, внимание на то, что наша с вами задача научить детей применять полученные знания и пользоваться ими в различных видах деятельности. В этом нам помогут различные игры.

Однако необходимо помнить:

1. Для наилучшего усвоения знаний применять их следует в новых условиях, отличных от тех, что были на занятиях.

2. Игры с математическим уклоном должны быть интересными, предоставлять возможность для проявления инициативы.

3. Организовывать игры необходимо так, чтобы в них возникала необходимость для применения знаний.

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. Если у вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Фотоотчет о викторине «Занимательная математика»Фотоотчет о викторине «Занимательная математика» Огромную роль в умственном развитии ребенка играет математическое развитие. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает.

Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика»Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика» Конспект НОД для подготовительной к школе группы. "Занимательная математика". Цель: 1. Доставить детям радость и удовольствие. 2. Поддержать.

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная математика. Легкий — тяжелый. Больше, меньше, поровну. Решение задач» в старшей группе Программное содержание: -закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; -закрепить умение классифицировать предметы; -закрепить.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭПБУК по математике "Занимательная математика". Приветствую всех моих коллег, дорогих друзей и уважаемых гостей на моей страничке. Я.

Познавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группыПознавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группы Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» для детей старшей группы. Актуальность. Математика – один из наиболее сложных.

Занимательная математика «По следам Колобка» Цель. Совершенствовать навыки счета в пределах 5. Продолжать учить классифицировать предметы по одному признаку (по цвету). Учить различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Занимательная математика»
Опубликовано: 5 января 2022 в 13:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Сю-Тя-Не в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД